Звук порождается механическими колебаниями. Однако для того, чтобы
эти колебания стали слышны, они должны происходить в какой-нибудь среде:
воздухе, жидкости или твердом теле. Благодаря среде звук колебаний
может достичь уха слушателя.
Колебания могут быть правильными, то есть, другими словами,
объект создает в среде волны, следующие через строго определенные
временные промежутки. В этом случае результатом является мелодичный
звук. Однако, если колебания неправильны, то их воздействие на наши уши
доставляет гораздо меньше удовольствия. Звук, являющийся результатом
подобных колебаний, называется шумом.
Звуки отличаются друг от друга по громкости, высоте и тембру.
Громкость звука зависит частью от удаления уха слушателя от звучащего
объекта, а отчасти от амплитуды колебания последнего. Слово амплитуда
означает расстояние, которое проходит тело от одной крайней точки до
другой во время своих колебаний. Чем больше это расстояние, тем громче
звук.
Высота звука зависит от быстроты или частоты колебаний тела. Чем
больше колебаний совершает объект за одну секунду, тем выше производимый
им звук.
Однако два звука, абсолютно совпадающие по громкости и высоте,
могут отличаться друг от друга. Музыкальность звука зависит от числа и
силы обертонов, присутствующих в нем. Если заставить струну скрипки
колебаться вдоль всей длины так, чтобы при этом не возникало никаких
дополнительных колебаний, то будет слышен самый низкий тон, который она
только способна произвести. Этот тон называется основным. Однако, если
на ней возникнут дополнительные колебания отдельных частей, то появятся
дополнительные более высокие ноты. Гармонируя с основным тоном, они
создадут особенное, скрипичное звучание. Эти более высокие по сравнению с
основным тоном ноты и называются обертонами. Они-то и определяют тембр
того или иного звука.