Видеть мы можем, конечно, глазами. Но для зрения мозг играет очень важную роль.
С механической точки зрения происходит вот что. Волны света
проходят через зрачок глаза и образуют изображение на сетчатой оболочке.
Сетчатая оболочка, или сетчатка,— это коврообразное клеточное покрытие
на задней стенке глазного яблока.
Каждая из 130 миллионов клеток сетчатки чувствительна к свету.
Когда на клетку попадает свет, происходят химические изменения. Эти
изменения служат началом импульса в нервном окончании, который по
зрительному нерву попадает в участок зрения головного мозга.
Но это еще не все. То, что видит мозг, очень отличается от
изображения на сетчатке. Например, ваши глаза редко находятся в
неподвижном состоянии. Когда вы стоите на улице и разглядываете то, что
вас окружает, ваши глаза только на мгновение останавливаются на траве,
верхушке дерева, туче, птице, белке.
Мозг видит не ряд мгновенных фотографий. Зрительный участок мозга
фиксирует каждую картинку и запоминает ее. Он соединяет эти картинки и
придает им значение, так что картина видна полностью, а не по частям. В
мгновение ока увиденное изображение сравнивается с тем, что имеется в
памяти. Дерево, облако, белка — все это вы уже видели раньше. Вам
достаточно только взглянуть на эти предметы, чтобы узнать их.
Таким образом, зрение включает в себя использование многих частей
глаза, зрительного нерва и всех участков мозга, связанных со зрением и
интерпретацией изображения. Поэтому ребенок должен еще научиться
пользоваться своим зрением. Скажем, механическая часть его зрения
работает нормально. Но все равно, он видит не очень хорошо. Почему?
Потому что он почти не понимает того, что видит. То есть его мозг еще не
задействован полностью в процессе зрения.