Способность человека говорить в основном обусловлена устройством его 
гортани. Это полый орган, формой чем-то напоминающий коробку. В 
действительности — это расширяющаяся часть дыхательного горла. Стенками 
этой «коробки» являются хрящи, с внутренней стороны покрытые слизистой 
оболочкой.
В определенном месте с каждой стороны эта оболочка становится 
толще и выдается к центру. Это и есть голосовые связки. Каждая связка 
двигается при помощи множества маленьких мышц. Когда из легких выходит 
воздух, он заставляет эти связки вибрировать, что и порождает звук.
Но какой звук? Это зависит от расположения и напряжения голосовых
 связок. Мускульная система, контролирующая их, самая чувствительная во 
всем нашем организме. Она и позволяет производить все те звуки, которые 
мы издаем. Голосовые связки могут принимать около 170 различных 
положений.
Когда голосовые связки колеблются, столб воздуха, находящийся в 
дыхательных путях, начинает вибрировать. Фактически эти колебания мы и 
слышим. Если голосовые связки не напряжены, производятся длинные волны, и
 мы слышим низкие тона. Если же они напряжены, то быстро колеблются, 
производя короткие волны, и мы слышим высокие тона. Когда мальчики 
достигают четырнадцатилетнего возраста, голосовые связки и гортань у них
 становятся толще, а голос ниже. Это изменение называется «ломкой 
голоса».
Таким образом, высоту звука мы можем регулировать, напрягая 
голосовые связки. А тон? Оказывается, он зависит от резонирующего 
пространства так же, как и тон скрипки определяется вибрацией всего 
инструмента. При разговоре или пении вовлекаются такие органы, как 
дыхательное горло, легкие, грудная клетка, рот и нос. Колебания в них 
воздуха и помогают произвести тот или иной тон.
Но и это еще не все. Наш живот, ребра, диафрагма, язык, небо и 
губы тоже принимают участие. Так что процесс разговора можно сравнить с 
игрой на очень сложном и совершенном музыкальном инструменте. И мы 
учимся этой «игре» с раннего детства и занимаемся ею всю жизнь.