Вы, конечно, замечали, что иногда случайно попавший на глаза предмет
вызывает у вас воспоминание о каком-то событии. Посмотришь на него — и
в памяти встают события, которые произошли с вами в прошлом.
Аналогичное состояние испытывает человек, который попадает в те
места, где он уже побывал много лет назад. Ходит по улицам — и перед
глазами встают те события, которые запечатлелись в его памяти.
Зрительный образ вызвал у него в памяти образы прошлого.
К такому же приему нередко прибегают и писатели. Вместо того,
чтобы разворачивать перед читателем пространное описание, они
стремятся вызвать в его памяти ассоциацию.
Так, например, вместо законченного портрета Татьяны в романе А.С.
Пушкина «Евгений Онегин» писатель сообщает лишь отдельные сведения о
своей героине: особенности ее поведения, круг чтения, воспитание.
Все остальное — ее внешний облик, поведение, даже характер —
читатель должен воссоздать сам. При этом автор дает только отдельные
косвенные сведения о звуке голоса героини, ее смехе, реакциях на
происходящие события.
Но тот образ, который возникает в памяти, всегда отличается
редкой цельностью и единством, и причиной этому — ассоциации,
возникающие в памяти читателя.
Сохраняя общую характеристику героя через окружающие его
предметы, подробно описывая окружение героини, в романе «Мастер и
Маргарита» М.Булгаков создает еще более емкое описание внешности
Маргариты: мы знаем, как она двигается, какие цвета предпочитает,
какой у нее голос. Но портрета нет, его создает сам читатель. Это — еще
один пример ассоциативного образа, образа, созданного на основе
ассоциаций.
Итак, какое же определение можно дать слову «ассоциация»?
Ассоциация — это яркий образ, то, что когда-то поразило
воображение, связавшись в памяти с глубокими переживаниями. Когда
человек вновь увидит этот предмет, то его образ вновь вызывает эти
переживания. Благодаря ассоциации, человек испытывает сходное
состояние, когда видит когда-то поразивший его образ.
Точно так же вспоминает прошлое и писатель, который стремится
воссоздать образы своего детства. Главное для него — передать не
конкретные события, а свои раздумья, размышления, впечатления,
сопоставления.
Организация сюжетного пространства, движение повествования
происходят на основе своеобразных слов — сигналов, образов, оставшихся
в его памяти. Так, вид ночного города в рассказе И.А. Бунина «Поздний
час» вызывает в памяти главного героя образы прошлого.
Ассоциация организует работу его памяти, через нее открываются и
постигаются все новые и новые стороны жизни. Ряды ассоциаций проходят
через весь рассказ, и на их основе аналогичные образы возникают и в
сознании читателя. Таким образом, можно говорить о том, что ассоциация
выступает и как составляющая образа, и как прием организации сюжета.
Основная функция ассоциации, как отмечалось, — связать, соединить в единое целое разнородные воспоминания.