Физический и интеллектуальный рост обычно соответствуют друг другу.
Рост в обоих направлениях останавливается в различном возрасте, в
зависимости от индивидуальных особенностей человека. Например, кто-то
может достигнуть роста в 1,6 м в шестнадцатилетнем возрасте и больше не
расти. Но брат этого же человека может расти, пока его рост не составит
1,8 м к девятнадцатилетнему возрасту. Умственное развитие многих людей
останавливается примерно в юношеском возрасте.
Если взять всех детей, родившихся, например, 10 октября 1947
года, и обследовать их сегодня, они будут отличаться физическим
развитием. У некоторых будет средний рост, у других — высокий, третьи
будут низкорослыми. Но они будут отличаться друг от друга и умственным
развитием. Некоторые из них окажутся умными, способными легко учиться,
у других способности будут средними, а некоторые смогут учиться лишь с
большими усилиями. Разница в умственном развитии может считаться
разницей в умственном возрасте.
Рост человека мы можем измерить, а как измерить умственное
развитие? Для этой цели разработана серия психологических тестов. Вот
как это делается: во-первых, необходимо выяснить, какие проблемы
могут быть решены детьми различных возрастов. Шестилетние дети
способны решить одни задачи, восьмилетние — другие и т.д. А теперь
представьте, что тест для шестилеток мы даем разным детям. Некоторые
четырех— и пятилетние дети тоже могут с ними справиться. С другой
стороны, могут быть и дети, которые затрудняются это сделать в
возрасте десяти или двенадцати лет. Таким образом, мы располагаем
способом измерения интеллекта. Если шестилетний ребенок способен
выполнить тест для шестилетнего, то он имеет средний уровень. Если же
ребенок в четыре года или в пять лет способен сделать то же самое, то он
имеет отличное развитие. Если же двенадцатилетний неспособен
сделать задание из теста для шестилеток, то он отстает в развитии.
Буквы IQ («Ай-Кью») являются сокращением выражения
«коэффициент интеллекта», который является способом описывать
результаты таких тестов математическим языком. Например, IQ шестилетнего
ребенка с шестилетним возрастом умственного развития составляет 100.
Возраст умственного развития делится на хронологический возраст, а
затем умножается на сто. Если в пятилетнем возрасте умственное развитие
соответствует шести годам, то IQ будет равен 120 (шесть разделить на
пять и умножить на 100). IQ между 90 и 100 является средним; результаты
же, которые превышают 110, будут превосходными.