«Взгляд мой остановился на часах, — описывал полёт в книге "Дорога в
космос" Юрий Гагарин, — стрелки показывали 9 ч 7 мин московского
времени. Я услышал свист и все нарастающий гул, почувствовал, как
гигантский корабль задрожал всем своим корпусом и медленно, очень
медленно оторвался от стартового устройства. Началась борьба ракеты с
силой земного тяготения... Могучие двигатели ракеты создавали музыку
будущего, наверное, ещё более волнующую и прекрасную, чем величайшие
творения прошлого».
При выведении корабля на орбиту космонавт поддерживал радиосвязь с
Центром управления полётами (ЦУП), наблюдал за световой сигнализацией
на приборной панели, контролировал отделение ступе ней ракеты. Действие
перегрузок и вибраций при взлёте Гагарин перенёс вполне
удовлетворительно. Вскоре наступило состояние невесомости, но это не
сказалось на его самочувствии. В полёте космонавт ел пищу, упакованную в
тубы, и пил воду. Вся бортовая аппаратура в первом космическом рейсе
человека работала в автоматическом режиме.
«Когда я впервые взглянул из иллюминатора космического корабля
на нашу планету, - писал впоследствии Ю. А. Гагарин, - я восхитился
красотой цветущей Земли». В 10 ч 25 мин, после того как был завершён
виток вокруг земного шара, прошла команда на спуск. Включилась тормозная
двигательная установка, и началось снижение. Перегрузка нарастала.
Корабль стал вращаться. Гагарин едва успевал закрываться, чтобы
ослепительный свет Солнца не попадал в глаза, но не воспользовался
шторками, ожидая отделения спускаемого аппарата. Он знал, что это
должно произойти через 10 12с после начала торможения. Космонавту
показалось, что прошло больше времени, но разделения не было, а
вращение продолжалось. Решив, что при столь ненормальной ситуации он всё
равно где-нибудь приземлится еще до Дальнего Востока, Гагарин передал
на Землю: «ВН» &8211; всё нормально. Неожиданно замедлилось вращение
корабля, загорелась термозащита. Через иллюминатор космонавт видел
свет пламени, бушевавшего вокруг корабля. Перегрузка плавно нарастала, и
пришлось напрячься, что помогло её перенести.
На высоте 7 км скорость аппарата была погашена достаточно,
произошел отстрел крышки люка, и космонавт катапультировался вместе с
креслом, а на вы соте 4 км раскрылся парашют. 12 апреля 1961 г. в 10 ч
55 мин по московскому времени Ю. А. Гагарин приземлился неподалёку от
деревни Смеловки Терновского района Саратовской области.
«Нет, - говорила потом жена космонавта, — пожалуй, назвать этот
день вершиной его жизни будет не совсем верно. Вершина - это значит, что
дальше путь вниз, подьём завершён. Юрий мечтал о новых вершинах. Он
мечтал о движении. В нём видел смысл человеческого бытия...»
«Невиданный поток славы обрушился на первого космонавта, — вспоминал
заместитель по космосу командующего военно-воздушными силами генерал Н.
П. Каманин. - После трудной космической дороги началась непростая
земная. Весь мир требовал Гагарина. Всем хотелось знать что-нибудь о его
жизни, увлечениях, привычках...»
14 апреля 1961 г. самолёт с первым космонавтом на борту
приземлился в аэропорту Внуково. Подъехал трап, Ю. А. Гагарин вышел из
салона и начал спускаться на дорожку. «Надо было идти, и идти одному, —
делился он позже своими мыслями. — И я пошёл. Никогда, даже там, в
космическом корабле, я не волновался так, как в эту минуту. Дорожка была
длинная-предлинная. И пока я шёл по ней, смог взять себя в руки. Под
объективами телевизионных глаз, кинокамер и фотоаппаратов иду вперёд.
Знаю, все глядят на меня. И вдруг чувствую то, чего никто не заметил, —
развязался шнурок ботинка. Вот сейчас наступлю на него и при всём
честном народе растянусь на красном ковре. То-то будет конфузу и смеху —
в космосе не упал, а на ровной земле свалился...»
Встреча была грандиозной. В общей сложности, во время своего
первого полета, Юрий провел в космосе 108 минут. Ю. А. Гагарин стал
национальным героем и кумиром многих людей на планете.