Пятница, 29.03.2024, 00:29                                                                    ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ    ПОРТАЛ

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ [120]
НАУКА И ТЕХНИКА [88]
ПОЛИТОЛОГИЯ И ПРАВО [25]
РЕЛИГИЯ [47]

Главная » Статьи » А ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ? » АСТРОНОМИЯ

Почему крутится Земля? Теория Большого взрыва.

Действительно, почему крутится Земля? Вопрос этот, ох, непрост. Чтобы ответить, придётся нам, друзья, отправиться в путешествие по времени, оглянувшись назад на 15 миллиардов лет.
Во тьме что-то блеснуло… И вдруг грохнуло так, что в сравнении с этим взрывом даже термоядерная бомба показалась бы лопнувшим мыльным пузырём…
Именно Большой взрыв, считают учёные, положил начало нашей Вселенной. Кстати, о мыльном пузыре. Это не просто к слову. "Ныне одной из наиболее правдоподобных гипотез об образовании Вселенной, – говорят астрономы, – является теория "надувания”.
По этой теории, после взрыва всё вещество стародавней вселенной не разлеталось в полном беспорядке, а довольно равномерно рассеивалось этаким растущим в размерах шаром.
Однако ни внутри его, ни на поверхности в то время, конечно, не было ещё галактик, звёзд или планетных систем. Они образовались много позже. Как?… Да примерно так же, как вы с приятелем недавно лепили во дворе снежную бабу. Помнишь… Слепил ты снежок и покатил по снежной целине. С каждым оборотом он становился всё больше, пока не превратился в такой, который вы и вдвоём-то еле толкали. Потом сделали шар поменьше и, наконец, третий – маленький. Поставили друг на друга… Наконец, пришла пора последней операции – втыкания морковки. Получился снеговик. Творение!
Что же общего с созданием Вселенной? Да хотя бы то, что частички того вещества – вселенской материи – судя по всему, обладали свойством "слипаться”, как снег. Из отдельных "снежинок” в круговерти вселенской "метели” стали образовываться первые комочки. Кувыркаясь, они летели дальше по космической целине, "наматывали” на себя всё больше встречного "снега”, пока его не оказалось достаточно, чтобы "комья” побольше превратились в звёзды, а "малыши” – в окружающие звёзды планетные системы.

Наша звезда – Солнце. Потому наша планетная система называется Солнечной. А галактика наша – Млечный путь; в ней более 100 миллиардов звёзд. И по сегодняшний день мы безостановочно участвуем во вселенском хороводе – вместе со своей планетной системой летим со скоростью, большей, чем развивает любая ракета, – свыше 100 тысяч километров в час!..
"А почему звёзды и планеты летят вместе, не разлетаются как попало?” – спрашиваешь ты… Хороший вопрос! Попробуем разобраться.
Каждая из планет Солнечной системы, в том числе и Земля, вращается вокруг собственной оси – что ни оборот, то сутки. Все вместе планеты вращаются, или, как говорят астрономы, обращаются вокруг Солнца. Тут уж один оборот равен году (неважно, земному или марсианскому). Солнце вместе с другими звёздами, образующими нашу галактику, вращается вокруг галактического центра. И наконец, все галактики как бы разлетаются во все стороны от того места, где когда-то произошёл Большой взрыв.
Долгое время, как я уже говорил, учёные думали, что разлетаются они как попало. Но не так давно было доказано, что и галактики, и галактические скопления из многих галактик всё-таки располагаются в пространстве в определённом порядке. Учёные обнаруживают разные "рисунки” их расположения. Есть и "ячейки”, подобные пчелиным сотам, и "стены”, наподобие той, которую когда-то построили древние китайцы, и даже "струны”, вроде тех, что на теннисной ракетке…
Словом, жизнь Большого космоса не не что застывшее. Ну а какие силы ею движут? Одна из главных – сила всемирного тяготения.
Если ты поднимешь и отпустишь камень или даже изо всех сил зашвырнёшь его ввысь, он всё равно упадёт назад, на землю. Почему? Совсем не потому, что ты слабак. Его вернёт сила тяготения. Эта же сила удерживает и нас с тобой на поверхности земного шара, и сам шар на орбите вокруг Солнца.

Как можно удержать бегущую планету? Да примерно так, как ты удерживаешь при помощи верёвки модель самолёта, вращаемую по кругу. Только роль верёвки в данном случае… ты догадался правильно… выполняет сила всемирного тяготения.
Как именно она действует, учёные пока точно не знают. Но её присутствие ощущается повсюду, начиная от крошечного атома и кончая огромной Вселенной. Она удерживает на своих местах и электроны на атомных орбитах, и огромные планеты и звёзды.
Вот, скажем, наша Земля: бежит-бежит она, а всё никак не может убежать от Солнца. Сила тяготения заставляет её всё время поворачивать, держаться на орбите вокруг Солнца. Если бы наше светило вдруг перестало притягивать Землю, она сразу унеслась бы в космическое пространство и мы, чего доброго, затерялись бы в бездонных глубинах космоса. А если бы Земля вдруг перестала бежать по орбите – тоже ничего хорошего. Тогда бы она наверняка упала на Солнце, увлекаемая силой тяготения, и все мы здорово бы поджарились.
Ну а почему Земля не только движется вокруг Солнца, а ещё и катится, как колобок по дорожке? Поколения учёных долго ломают над этим голову. Окончательный ответ не получен. Есть лишь предположения. Одно из них гласит, что такое движение Земли – это "привычка”, оставшаяся с тех времён, когда Земля была ещё маленьким комочком, вращавшимся вокруг комка побольше – будущего Солнца, – наматывая на себя, подобно снежному кому, всё новые частицы… простите, не снега, а вселенской материи.
Нам осталось, пожалуй, ответить ещё на один вопрос, который наверняка вертится на твоём языке: "А как люди про всё это узнали? Ведь их в те далёкие времена ещё и на свете не было…” Правильно, не было. Но любое событие всегда оставляет о себе след. Иногда он чёток, как на свежем снегу, порой еле заметен. Но след всегда есть, нужно лишь его увидеть и распознать, додуматься, о чём же тебе говорят те или иные факты. В криминалистике таких людей называют детективами, в науке – учёными. Так вот, учёные обнаружили во Вселенной и следы Большого взрыва, и признаки образования звёздных и планетных систем, и догадались, почему Земля вращается, не останавливаясь…