Опубликованы приказы министерства просвещения,
утверждающие новые федеральные государственные стандарты образования для
начальной и основной школы (ФГОС). Скажем сразу - для школ, родителей и самих
учеников это наиважнейшие документы, которые определят содержание школьного
образования России на многие годы. Их ждали давно: по сути, приказы должны были
выйти еще год назад и вступили бы в силу уже в этом сентябре, но грянула
пандемия - и работа встала.
Теперь по новым стандартам начнут учить с 1 сентября
2022 года. Год - на то, чтобы досконально изучить все изменения и новшества.
Чем новые стандарты принципиально отличаются от тех,
что действуют сейчас? Почему нужно было их менять? Что не устраивало? В тех
стандартах, что действуют сейчас - а принимались они в 2010 году, - прописаны
только общие, очень размытые формулировки. В новой версии - все очень подробно:
какой минимум знаний и умений должен освоить ученик. Упор сделан на то, как
ребенок может применять знания на практике.
Правовые аспекты образования разобрали
эксперты
Что нового? Например, есть изменения в требованиях к
преподаванию иностранных языков. По действующим пока стандартам в 5-9-х классах
- обязательная часть программы. Школа сама определяет объем часов. Обычно это
два урока в неделю. Но большинство выпускников школ так и остаются на уровне
"читаю-перевожу со словарем".
По данным опроса, качеством изучения второго
иностранного языка в российских школах недовольны 65,4% родителей. И
практически все они считают, что для большинства учеников второй иностранный и
вовсе не нужен.
Похоже, родительский "стон" услышан: в новых
образовательных стандартах для основной школы написано: "Изучение второго
иностранного языка из перечня, предлагаемого организацией, осуществляется по
заявлению обучающихся, родителей... и при наличии в организации необходимых
условий", - эта норма станет правилом с 1 сентября 2022 года.
В 2021 году проблема второго иностранного языка ложится
на плечи родителей. По их заявлению администрация школы должна убрать его из
расписания
Но что делать тем ребятам, которые пойдут в 5-й
класс уже этой осенью? Хочешь не хочешь, а выбирай второй иняз?
- Прием на обучение в первые и пятые классы по
образовательным программам начальной и основной школы, разработанным на основе
обновленных стандартов, будет осуществляться школами с 1 сентября 2022 года. Но
изменение программ, по которым уже ведется обучение, возможно только при
согласии родителей обучающихся, - пояснили "РГ" в министерстве
просвещения.
Так что делать пятиклашкам в 2021 году? Проблема в этом
году полностью ложится на плечи родителей. Получается, именно они должны
заявить директору школы: "уберите из расписания второй иностранный
язык". И директор обязан будет это сделать.
В целом в обоих документах отмечается: ФГОСы обеспечивают
единство образовательного пространства России, вариативность содержания
образовательных программ, благоприятные условия воспитания и обучения,
формирование у обучающихся культуры пользования информационно-коммуникационными
технологиями.
О том, почему потребовалось менять
образовательные стандарты, рассказал ректор Московского городского
педагогического университета Игорь Реморенко.
- Я бы назвал эти стандарты стандартами компромисса, -
говорит Реморенко. - Изменения начали вносить еще в 2015 году - старались
описать результаты образования более конкретно.
Что это значит? До сих пор в стандартах были прописаны
лишь результаты общего свойства. Например, по математике от школьника требовали
"владеть основами математических знаний". И никакой конкретики.
- В новом документе появились более подробные и
конкретные формулировки, например: нужно знать теорему Пифагора и применять ее
при решении математических задач, - отмечает ректор МГПУ.
По словам Реморенко, тогда, в 2015 году, изменения
собирались вносить только для русского языка и математики, но стало ясно:
конкретизировать нужно требования для всех предметов.
Что интересно, по некоторым дисциплинам, например
математике, физике, химии, новые стандарты вводят уровни изучения: базовый и
углубленный. А вот, например, историю делить на уровни не стали.
- Кстати, в декабре 2019 года была попытка утвердить
еще более жесткие стандарты, где все требования к образовательным результатам
расписывались не только по предметам, но и по годам обучения, - вспоминает Игорь
Реморенко. - Это вызвало шквал недовольных отзывов в профессиональном
сообществе.
Почему? Все просто: при использовании разных методик
обучения, учебников возможны разные решения: какие темы изучать в начале, а
какие - в конце курса, в каком году давать простые дроби, в каком десятичные и
так далее.
И эти претензии были услышаны: в новых документах
разделения по годам обучения нет. Только требования к результатам обучения за
начальную школу (1-4-й классы) и основную (5-9-й классы) в разрезе всех изучаемых
предметов.
Но есть все же кое-что, что не устраивает
специалистов и профессионалов.
- Новые ФГОСы наполнены требованиями так называемого
"знаниевого" свойства: многое нужно просто заучить наизусть, -
поясняет Игорь Реморенко. - Справедливости ради отмечу: раньше таких моментов
было еще больше. Так, ребенок должен был в год выучить чуть ли не сорок
стихотворений.
Теперь это вполне "подъемная" цифра - 3-4
стихотворения. Вместе с тем если мы, например, откроем требования по химии, то
прочтем: на базовом уровне ученику нужно знать в том числе теорию
электролитической диссоциации. Согласитесь, мало кто из нас после школы
вспомнит, что это и как применять.
Подобных требований достаточно много. Чуть меньше в
математике - там упор сделан на решение задач, больше - в истории: например,
нужно знать основные даты, ключевые события и этапы истории России и мира с
древности до 1914 года.
|