Такой "дорожный знак" стоило бы повесить на всех воздушных трассах, пересекающихся с трассами перелетов птиц.
Сколько летает человек, столько длится конфликт
самолетов и птиц. Начало его зарегистрировано в 1910 году. Аэроплан
пролетал над заливом Лонг-Бич в Калифорнии. Он столкнулся с чайкой.
Повреждения были столь серьезные, что самолет стал неуправляем и упал на
берег. Пилот погиб.
Во время первой мировой войны случаи столкновения
самолетов с птицами стали частыми явлениями. В те годы даже малые птицы
были опасны пилотам. Воробей врезался в большой разведывательный самолет
британских вооруженных сил. И что же? Летчик был вынужден срочно
посадить свою машину прямо на холмистую местность.
Стриж пробил ветровое стекло кабины транспортного
самолета с такой силой, что пролетел дальше через всю кабину, прошиб
заднюю её стенку и застрял в багажном отделении.
Во время второй мировой войны американский
истребитель на большой скорости врезался в стаю скворцов; он сразу же
пошел круто вниз и упал на землю.
В 1942 году дикая утка пробила стекло кабины
американского гидроплана, ударила в лицо пилота, то ли убила его, то ли
оглушила, но гидроплан после этого упал в воду.
Столкновения в воздухе с крупными птицами — гусями,
цаплями, журавлями, аистами — ещё более опасны. В годы второй мировой
войны немалое число самолетов после "соприкосновения" с птицами или
погибали, или были вынуждены возвращаться с серьезными повреждениями
назад на базы, так и не совершив бомбёжки.
Рой Ланкастер, пилот, в беседе с журналистами
говорил: "Мы боялись их больше зениток. Немцам нужно было во время наших
налетов поднимать в воздух всех своих птиц". А другой летчик добавил
мрачно: "Они это и делали…"
И в послевоенные годы птицы по-прежнему представляют немалую угрозу воздухоплаванию.
"Реактивный самолёт… на котором 31 октября этого
года совершал тренировку Фримен, один из группы американцев, отобранных
для будущих космических полётов, столкнулся в воздухе с гусем. Птица
ударилась о фюзеляж самолёта. Её останки попали в реактивный двигатель и
вывели его из строя. Фримен, по-видимому, пытался дотянуть самолет с
заглохшим двигателем на находящийся вблизи аэродром. Увидев, что это ему
не удастся, — машина шла на здание посёлка военно-воздушной базы
Эллингтон, — Фримен развернул самолет и выбросился с парашютом. Однако
высота была слишком малой, и парашют не успел раскрыться."
("Известия", 18 ноября 1964 года)
Можно долго перечислять гибельные для самолетов
встречи с птицами. Есть ли, однако, статистика, показывающая, как часты
такие случаи? В США — два раза в неделю! Во время перелетов птиц
столкновений бывает много больше. Это теперь настолько серьезная
проблема, что во многих странах ведутся исследования способов защиты от
птиц в воздухе, да и на земле тоже: на аэродромах.
Какова ударная сила пернатых "бомб"?
В зависимости от скорости самолета и птицы она,
конечно, разная. Но в среднем, как показал опыт, птица размером с утку
прошибает пуленепробиваемое ветровое стекло кабины толщиной в три
сантиметра. Это эквивалентно давлению в 300 тысяч атмосфер.
Орлы нередко нападают на самолёты. Этот факт
породил во время первой мировой войны фантастическую идею: обучить орлов
нападать на вражеские самолеты! И в самом деле, во Франции в 1916 году
шесть орлов были отобраны для подобной тренировки. Их сначала приучили
не бояться гула самолета и выстрелов. Затем кусочки мяса прикрепили к
большой модели аэроплана. Орлы привыкли кормиться этим мясом, сидя на
модели. Затем начались испытания в воздушных боях. О их результатах
ничего не известно.
А вот случай, не связанный с птицами. Эрнст Адет с
компаньонами пролетали над равниной в Серенгети. Летели очень низко,
чтобы сфотографировать львиный прайд, то есть стаю. Львам огромная
железная птица не понравилась. Они рычали на неё, к земле прижимались.
Вдруг один из львов высоко подпрыгнул и царапнул по фюзеляжу самолета.
И слоны тоже беспокоятся, когда низко над ними пролетает самолет, пытаются схватить его хоботом. |