Около 30 веков назад на полуострове
Пелопоннес, самой южной части теперешней Греции, существовало
могущественное и воинственное государство Спарта. Во главе его, как и
многих других государств той эпохи, стоял царь. Случилось так, что
однажды трон Спарты унаследовал несовершеннолетний юноша Харилай. По
вполне понятной причине Харилай особой властью не пользовался, страной
управлял его дядя и опекун Ликург. На столь высоком посту Ликург нажил
себе немало врагов и впоследствии вынужден был покинуть Спарту.
Годы изгнания не пропали впустую, у
него было время многое повидать и о многом подумать. Ликург объездил
Малую Азию и Египет, посетил Крит и, вернувшись на родину, привез проект
новых законов страны. По этим законам царская власть в Спарте должна
была переходить по наследству, причем править страной полагалось двум
царям сразу, в помощь которым придавался совет старейшин из 28 геронтов.
Кроме того, наиболее важные вопросы должны были обсуждаться на народных
собраниях, где правом голоса пользовался каждый гражданин, достигший 30
лет. Законы Ликурга предполагали равенство имущества для всех граждан
страны и много других демократических нововведений.
Легенда рассказывает, что Ликург
заставил спартанцев поклясться, что они ни в чем не изменят законы в его
отсутствие, и пустился в новое путешествие, во время которого
сознательно уморил себя голодом, велев сжечь собственный труп, а пепел
развеять в море: иначе спартанцы, перенеся его останки в Спарту, могли
бы считать себя свободными от торжественно данной клятвы.
Безусловно, большинство законов
Ликурга является образцом человеческой мудрости. Для нас наиболее
существенно то, что они обращали особое внимание на физическое развитие
людей, в силу чего ими строго, до мельчайших подробностей, регулировался
образ жизни граждан Спарты. Ликурговы законы ограничивали частную
собственность, обязывали жителей страны вести здоровый и умеренный образ
жизни. Спартанцы должны были до самой смерти оставаться
военнообязанными, принимая активное участие во всех войнах своего
государства, не имели права уделять значительного внимания своему быту,
обедать могли только в сиситиях — общественных столовых и до 7 лет
воспитывать своих детей в государственных школах под руководством
опытных воспитателей. Как известно, суровость спартанского воспитания
вошла в поговорку.
Вероятно, Ликург смог не только
создать и обосновать теорию воспитания, но и умело пропагандировал свои
идеи. Легенды рассказывают, что однажды он отобрал у ощенившейся собаки
двух щенков и посадил их в глубокую яму, куда никто из людей не входил, а
воду и пищу опускали вниз на веревке. Двух других щенков от той же
собаки Ликург оставил расти на свободе, где они могли общаться с людьми и
другими животными. Когда щенята выросли, он в присутствии большого
скопления народа проделал интересный опыт, выпустив на виду этих собак
зайца. Как и ожидал Ликург, щенок, выросший на свободе, погнался за
зайцем, догнал его и задавил. Второй щенок, выращенный в яме, повел себя
совсем иначе. Вместо того чтобы помочь брату, он сам кинулся наутек от
зайца. Можно ли еще ярче продемонстрировать значение воспитания в
формировании характера? Если легенда правдива, Ликурга следует считать
основоположником экспериментальной педагогики.
Нельзя сказать, что у Ликурга не было
последователей. Ученые и педагоги давно уже обратили внимание на
важность первых лет жизни ребенка для формирования личности будущего
человека. Есть сторонники у Ликурга и в наши дни, но ни одно современное
государство не рискнуло узаконить принудительное воспитание малолетних
детей, а жаль.
Кто из родителей не любит своего
дитяти, не оберегает его от жизненных трудностей, опасностей и невзгод,
от всяческих болезней и усталости! Да и можно ли поступать иначе? Любовь
к ребенку — такое естественное, такое понятное чувство, что иначе вести
себя мы просто не можем. Плохо только, что большинство при этом нередко
перебарщивают и тем наносят непоправимый вред самому дорогому для нас
существу.
Опыты показали, что молодые крысы,
которые в первые дни после рождения подвергались механическим и
электрическим раздражениям или периодическому охлаждению, во взрослом
состоянии лучше переносят голодание, недостаток воды и холод.
Воздействуя на организм детенышей сельскохозяйственных животных, удается
изменить ряд функций организма. В практике широко используется
помещение новорожденных телят, ягнят или козлят в среду с низкой
температурой, что приводит к формированию стойкого типа терморегуляции и
большой устойчивости к холоду у взрослых животных.
Честное слово, нечто похожее не
помешало бы и нашим детям. Но мы не только не закаливаем их, а порой
мешаем им учиться, не давая возможности самостоятельно преодолевать даже
самые крохотные житейские трудности. Обычно ребенка от всего оберегают,
считая, что всему он сможет научиться потом, в «свое время», когда
подрастет и поумнеет. А это воистину страшно. Хочется крикнуть: «Люди
добрые, бабушки и дедушки, родители, что вы делаете с вашими детьми?
Зачем вы мешаете им нормально развиваться?»
Беспокойство не случайно. Дело в том,
что для образования каждого навыка есть свое, совершенно определенное
время, когда он легче всего вырабатывается, и нередко бывает так, что в
иные периоды этот навык образовать уже совершенно невозможно.
Родителям и воспитателям следовало бы помнить строчки из четверостишия Омара Хайяма:
Ловите каждое летящее мгновенье,
Его не подстеречь уж никогда потом!
Правда, следует сказать, что о
развитии детей известно пока очень мало, зато о животных материала
накоплено достаточно много. Все новорожденные детеныши, и у низших и у
высших животных, в одинаковой мере снабжены очень точной и детально
разработанной программой поведения. Без нее они просто не могли бы
существовать. Детеныши всех млекопитающих умеют сосать, птенцы
выводковых птиц — широко открывать рот, чтобы родители могли их
накормить. Утята, гусята, цыплята, детеныши многих копытных животных с
самого рождения умеют следовать за своими матерями. Все малыши в случае
опасности умеют затаиваться.
Все эти сложные поведенческие акты
возникают не сами по себе, их вызывают вполне определенные раздражители.
У детенышей всех кошек (у львенка, тигренка, котенка) и у малышей
псовых (щенят, волчат, лисят) сосание вызывается прикосновением к
мордочке шерсти. Затемнение у детенышей копытных вызывает подъем головы и
сосание. В естественных условиях это происходит всякий раз, когда мать
оказывается над своим малышом. Затемнение входа в гнездо или его легкое
сотрясение вызывает пищевую реакцию у птенцов. Тревожный крик родителей —
и малыши затаиваются.
Природа разработала детальные
программы поведения для каждого вида животных, но сознательно оставила в
них многочисленные пробелы. В программе поведения детеныша архара
заложено умение следовать за движущимся предметом, но в ней отсутствуют
указания, за кем ему нужно бегать. Это не случайно. Будь программа
строго фиксирована во всех деталях, дальнейшая эволюция животных
оказалась бы невозможной.
Представьте себе, что у архаров
произошли бы удачные мутации, приведшие к изменению общей окраски или
отдельных ее деталей, длины шерсти или величины животного. Эти новые
качества не имели бы никакого шанса наследоваться, если бы новорожденный
архаренок был заранее снабжен портретом своей матери. Такую
видоизмененную мать он просто бы не узнал, не стал бы за ней следовать, а
значит, потерял бы, отстал и погиб. Следовательно, полезный признак не
был бы передан по наследству. Вот чтобы этого не произошло, архаренку и
приходится самому учиться узнавать мать. Безусловно, подобные умения
должны возникать быстро. В этом случае промедление смерти подобно. И
действительно, такие умения возникают, так сказать, с первого взгляда и
длятся долго, иногда всю жизнь.
Такой способ обучения ученые называют
импринтингом, или запечатлением. Оно происходит в строго определенное
время. Только что вылупившийся из яйца утенок признает своей матерью
первый увиденный им движущийся предмет и последует за ним независимо от
того, будет ли это утка, футбольный мяч, щенок или заводная игрушка.
Если ему приходится следовать за движущимся предметом в первые 5–6 часов
после выхода из яйца, у него появится заметная привязанность к родной
или приемной матери, но она не будет очень прочна. Самое прочное
запечатление возникает между 13 и 17 часами. Зато в более зрелом
возрасте, у 30-часового утенка, запечатление уже невозможно, и он даже
при живых родителях на всю жизнь останется сиротой.
Следование — очень сложная реакция.
Детеныш не просто должен бегать за своими родителями, а обязан
сопровождать их на вполне определенном расстоянии, чтобы видеть свою
мать под нужным углом. Поэтому, если приемной матерью гусенка станет
предмет значительно больше гусыни, малыш будет следовать за ним на
значительном расстоянии, зато за крохотной родительницей он будет бежать
почти вплотную.
В этом отношении очень демонстративен
опыт, который провел австрийский зоолог Конрад Лоренц. Он сам стал
матерью для гусят. Пока Лоренц разгуливал по саду, малыши следовали за
ним на почтительном расстоянии, но стоило ему войти в пруд и начать
постепенно погружаться в воду, как гусята приближались к нему, а когда
над водой оставалась одна голова, старались забраться на нее.
Примеров, когда упущенное для обучения
наиболее благоприятное время калечит всю последующую жизнь животного,
можно привести немало. Если ягненок в раннем детстве остался сиротой,
то, возмужав, он не сможет присоединиться к стаду, окажется не в
состоянии подчиниться его законам, не будет вступать в контакты с себе
подобными и никогда не обзаведется семьей, то есть станет бесполезным
животным. Австралийские овцеводы хорошо знают об этой особенности и
осиротевших ягнят безжалостно убивают.
Другой не менее впечатляющий пример —
собака, первое животное, которое приучил человек, самый бескорыстный,
самый преданный наш друг. Об этом, видимо, двух мнений быть не может.
Недаром М. Горький пишет:
Мы знаем — нередко собака
Любимого друга честней…
Может, вы думаете, что дружба родилась
в процессе тысячелетий общения с людьми? Ничуть не бывало. Своей дружбе
с собакой мы в значительной мере обязаны все тому же феномену
запечатления. Если щенок вырастет без звукового, зрительного и
обонятельного общения с человеком, из него впоследствии может вырасти в
лучшем случае лишь хорошо прирученный волк. По-настоящему доверять
человеку такая собака уже никогда не будет и нашим другом не станет.
Собака сыграла очень важную роль в
становлении человека, которую трудно переоценить, став первым помощником
людей. Не будь у собаки этого удивительного свойства, позволяющего ей в
раннем детстве устанавливать контакт с себе подобными и животными
других видов, трудно представить, на какой срок задержалось бы развитие
человеческого общества. Ведь, по меткому выражению известного русского
зоолога Модеста Богданова, именно собака вывела человека в люди.
Многие навыки у животных
вырабатываются еще более сложным путем и поэтому нередко кажутся нам
врожденными. Птицу никто не учит строить гнездо, однако, если птенцов
вырастить в клетке с гладкими, хорошо выструганными жердочками, они не
смогут потом стать хорошими строителями. Иное дело, если жердочки в
клетке будут заменены шероховатыми кривыми сучками и срезанными ветвями
деревьев. Прыгая целый день по ним, птицы будут совершенствовать тонкие,
хорошо координированные движения ног, что им впоследствии очень поможет
при постройке гнезда.
Аналогичные явления происходят при
обучении птиц пению. Уменье петь — врожденная реакция, однако, чтобы
научиться петь хорошо, птица должна хоть раз слышать голос своих
сородичей. Без этого настоящей песни, свойственной ее виду, у птицы,
выращенной в одиночку, не разовьется. Заучивание песни, вероятно, тоже
является запечатлением.
Некоторые рыбы выводятся из икры,
отложенной в пресных водоемах, в реках и соединяющихся с ними озерах, и
здесь же проводят свое детство. Став подростками, они спускаются к морю,
покидая родные реки, и уплывают иногда за тысячи километров от родных
берегов, где нередко проводят долгие годы, чтобы, возмужав, вновь
вернуться к родным берегам. Как находят они дорогу в океане, вопрос
особый, мало изученный и к данной главе непосредственного отношения не
имеющий. Ученым известно только, как узнают рыбы свою родную реку,
почему, поднимаясь по ней, они уверенно сворачивают в тот приток, где
провели детство, а затем и в ручеек, где некогда вывелись из икры.
Оказывается, у каждой реки свой запах. Он, видимо, зависит от растений и
животных, в ней обитающих. Из сочетания этих компонентов создается
неповторимый букет, характерный только для данной речки. Рыбы могут
хранить о нем память годами. Это один из ярких примеров запечатления.
В жизни наших детей тоже есть периоды,
в течение которых легче всего вырабатываются важнейшие человеческие
навыки. У ученых есть подозрение, что с явлениями импринтинга связаны
мозговые механизмы реакции улыбки у грудных детей.
Обучение детей речи возможно только в
первые 6 лет жизни. Об этом, видимо, знали еще в древности. Во всяком
случае, Геродот рассказывает, что египетский фараон, основатель 26-й
династии Псамметих, живший 25 веков назад, решил узнать, какой народ
древнее. С этой целью он распорядился отдать на воспитание пастуху двух
новорожденных мальчиков простого звания. Пастуху было самым строжайшим
образом запрещено говорить в присутствии детей и не допускать к ним
посторонних. Дети должны были жить в уединенной хижине, предоставленные
самим себе, и только пастух в сопровождении своих коз имел право в
строго определенные часы навещать их, чтобы покормить молоком и сделать
все прочее, что им понадобится. Весь этот жестокий эксперимент был
поставлен Псамметихом, чтобы узнать, на каком языке скажут дети первое
слово. Это должно было означать, что данный народ самый древний.
Двадцать веков спустя аналогичный
эксперимент, только в более широких масштабах, поставил правитель Индии
Джелал-уд-Дин Акбар. У него возник спор со своими придворными о том, на
каком языке говорили «первые люди», и он поступил так же, как Псамметих,
велев отобрать у матерей 12 только что родившихся детей и поместить их в
изолированную башню. Чтобы малютки не погибли, Акбар распорядился
приставить к ним немых мамок-кормилиц. В течение 12 лет дети не должны
были слышать ни одного слова.
В конце этого периода Акбар решил
устроить детям публичное испытание. Для этого в качестве экспертов к
нему были приглашены люди, владеющие самыми различными языками: евреи,
персы, индусы, арабы, халдеи и многие другие. Однако задуманного
результата получить не удалось, дети не умели говорить ни на одном из
существующих языков и могли издавать лишь нечленораздельные звуки, а
между собой объяснялись с помощью телодвижений.
Трудно судить, лежат ли в основе
рассказанной выше легенды реально происходившие события. Результаты
бессердечного эксперимента позволяют предположить, что он действительно
проводился. Как бы там ни было, во всех случаях, известных в настоящее
время ученым, дети, выросшие без контакта со взрослыми, лишенные в
первые годы жизни возможности речевого общения, говорить ни на каком
языке не могли. Отсутствие речи у так называемых «тюремных» детей,
выросших в условиях строгой изоляции, конечно, ни у кого не вызвало
удивления. Уже давным-давно известно, что дети учатся языку у нас,
взрослых. Поразительно другое, такие дети и в дальнейшем были не
способны овладеть человеческой речью, оставаясь до глубокой старости
людьми неполноценными.
Теперь уже точно выяснено, что для
развития речи нужны первые 6 лет. Потеря их невосполнима. Если человек в
детстве овладел одним языком, он позже может освоить второй и третий, а
иногда и несколько десятков языков. Если же важнейшие для развития
языка годы оказались потерянными, то дело непоправимо, усилия опытнейших
педагогов дадут лишь жалкие результаты.
Талейрану принадлежит получивший
широкую известность афоризм, что «язык дан человеку для того, чтобы
скрывать свои мысли». Эта шутка, безусловно, содержит известную долю
истины, однако в действительности потребность обмениваться мыслями у
человека врожденная. Вспомните эксперимент Акбара: дети, прожившие 12
лет в башне, объяснялись между собой с помощью жестов. В этом еще одно
доказательство, что в основе легенды лежит вполне реальный факт. Во
всяком случае, когда без речевого контакта росли вместе двое или больше
детей, они всегда вырабатывали свой собственный индивидуальный язык,
который, конечно, не имел ничего общего ни с родным, ни с каким-нибудь
еще языком. Обычно это был язык жестов и примитивных звуков.
В одном из наиболее подробно изученных
случаев самодельный язык детей состоял из 21 коренного жеста, с помощью
комбинаций и видоизменения которых дети могли передавать друг другу
практически любую информацию, доступную их возрасту. Интересно, что
дети, выработавшие собственный язык жестов, почти не поддаются обучению
звуковому языку, пока их не разъединят, то есть пока не лишат
возможности общаться между собой привычным для них способом.
Особая важность первых лет жизни
ребенка объясняется тем, что в этот период мозг еще продолжает расти.
Именно в это время окончательно складываются взаимоотношения между его
клетками, и мозг в силу этого обладает наибольшей пластичностью.
Ребенок, общаясь со взрослыми, легко и
непринужденно овладевает родным языком. Если в среде, где он растет,
говорят на нескольких языках, он овладевает и ими. Если такой
возможности ребенок не имел, то ему в школе, а затем и в институте
приходится затрачивать годы упорного труда, в результате которого юноша,
как правило, так и не овладевает устной речью на иностранном языке.
В настоящее время педагоги хорошо
понимают, что с возрастом способность к иностранным языкам быстро и
неуклонно падает. Между тем по давно сложившейся традиции изучение языка
в школе начинается только с пятого класса.
Перенос обучения иностранному языку в
детские сады и ясли еще даже не ставится в повестку дня. Между тем
насыщенность школьных программ настоятельно требует разгрузки. Именно
обучение иностранным языкам легче всего перенести на дошкольные годы.
Можно надеяться, что наша страна, имеющая самую разветвленную сеть
дошкольных учреждений, станет первым государством, в котором иностранным
языкам будут обучать в наиболее благоприятные для этого годы. |