Со злосчастной верой в духов связаны изуверские, а порой
и курьезные события древности и средневековья – суды и казни животных.
Это не легенды, а быль. Но быль фантастическая, как легенда.
Две с половиной тысячи лет назад персидский царь Ксеркс приказал высечь Геллеспонт – Дарданелльский пролив.
Палачи нанесли по воде 300 ударов длинными кнутами.
Пролив разрушил два моста, построенных персами. Налетела буря и разнесла их в щепки.
После порки Геллеспонт смирился: не тронул новые мосты, и
по ним персидские войска благополучно переправились из Малой Азии в
Грецию.
В те времена, как видно, телесные наказания проливов и
рек были в обычае. Историки рассказывают, что еще предшественник Ксеркса
персидский царь Кир наказал за плохое поведение речку Гинду (приток
Тигра). При переправе через Гинду утонула в водовороте священная лошадь
царя. Разгневанный Кир повелел перекопать реку 360 каналами, и
многоводная Гинда превратилась в ручеек.
Мы уже знаем, что в древности широко была распространена
унаследованная от диких предков вера в одушевленность природы.
Первобытный человек во всем видел деятельность злых и добрых
сверхъестественных сил. Он верил в духов леса, духов гор, речных духов. У
каждой речонки, у каждого камня, у каждого дерева тоже был свой дух.
Все предметы, все существа вокруг имели свою душу, волю и сознание.
Ночь, день, буря, дождь, гром и другие силы природы для него не
отвлеченные понятия, а реальные богоподобные существа. Солнце и Луна,
например, ходят на охоту с луком и стрелами, а облака – дым от трубок,
которые они курят. Австралийские охотники и наедине друг с другом важные
секреты передают шепотом, чтобы какой-нибудь зверь или предмет не
разболтал новость.
В виде пережитка это верование каменного века дожило до
античного времени. Вот почему персы секли разбушевавшийся Геллеспонт и,
не жалея сил, перекапывали Гинду. По той же причине в древней Греции, в
Афинах собиралось судилище для расправы над топорами, камнями, корягами,
бревнами и другими «тяжелыми» предметами, причинившими смерть или
увечье людям.
Если следствие устанавливало, что эти предметы совершили
преступление в руках человека, суд их оправдывал. Если участие человека
в преступлении не было доказано, суд обвинял камни, топоры и бревна в
самостоятельном злонамеренном действии. Выносили приговор: изгнать
виновных за пределы города или страны. И «преступников» отправляли в
изгнание – торжественно выносили за границу государства.
С развитием античной культуры этот дикий пережиток
постепенно отмирал. Но вот пала Римская империя, и к власти в странах
Европы пришла христианская церковь. Под «благотворным» влиянием религии,
словно грибы после дождя, стали расти в сознании людей нелепые
суеверия. Снова на скамью подсудимых потащили камни и топоры. К суду
стали привлекать и бессловесных тварей. По всем правилам допросив
свидетелей, заслушав обвинение и вырвав пытками «признание» у несчастных
животных, суд приговаривал их в зависимости от «виновности» к различным
срокам тюремного заключения, к смертной казни через повешение,
погребению живьем, сожжению или обезглавливанию.
Церковь не только поддерживала этот чудовищный фарс, она
была его зачинщиком и организатором. Церковники ссылались на Библию, на
закон Моисея. В Библии говорилось, что быка, убившего человека, нужно
побить камнями «и мясо его не есть» (Исход, гл. 21, стих 28, 29, 31,
32). «Ученые» толкователи Библии пошли дальше: они объяснили, что этот
библейский «параграф» нужно понимать таким образом: животное,
причинившее ущерб человеку, должно судиться таким же составом суда (из
23 судей), как если бы дело шло о вынесении смертного приговора его
хозяину.
И вот «добрые христиане» – заседатели и судьи
средневекового судилища, размахивая Библией, как знаменем, повлекли на
казнь совершенно не повинных в приписываемых им преступлениях лошадей,
мулов, свиней, быков, кошек, собак, мышей, крыс, петухов. На скамью
подсудимых попадали даже жуки, мухи, гусеницы, муравьи, черви. |