Чаще всего средневековое правосудие имело дело со
свиньями. В одной только Франции известно 20 «свиных» процессов. Обычное
преступление свиней – детоубийство. Ведь в средневековых городах, даже в
Лондоне до конца XVII века, свиньи свободно бродили по улицам. Они
поедали нечистоты, которые сваливались в канавы около домов. Нередко
заходили в жилища бедняков и загрызали спящих в колыбели детей. Убийцу
арестовывали. Отправляли в уголовную тюрьму. Запирали в камере с другими
узниками. На содержание арестованной свиньи городские власти отпускали
такие же средства, как и на обычного преступника.
В 1408 году в городе Нанте суд приговорил свинью к
смертной казни. Сохранился список расходов, которые потребовались на
приведение в исполнение приговора. Содержание свиньи в тюрьме – 6 су,
вознаграждение палачу, прибывшему из Парижа, – 54 су, за телегу, на
которой свинью везли к месту казни, – 6 су, за веревку, которой ее
связывали, – 2 су 8 денье. Всего 68 су 8 денье.
В 1457 году в Париже разбиралось дело по обвинению
свиньи в убийстве пятилетнего мальчика. Суд признал свинью виновной и
приговорил ее к повешению. Что касается поросят, то, поскольку их
участие в преступлении не установили с достоверностью, они были
конфискованы в пользу суда.
В 1394 году в городе Мортэнь (Франция) суд отметил
следующее отягчающее вину свиньи обстоятельство: «Она ела скоромное,
несмотря на то, что была пятница» (то есть постный день).
«Имея в виду, что по обстоятельствам дела, вытекающим из
процесса, возбужденного прокурором, аббатом монастыря Иозафат, –
записано в другом приговоре, вынесенном свинье, – трехмесячным
поросенком причинена смерть ребенку, по имени Жилон, имевшему от роду
полтора года, мы присудили его к казни через повешение. Изложение дано с
приложением малой печати уголовных дел 19 апреля 1499 года».
Казни над свиньями совершались нередко. В Париже
сохранилось даже название предместья – «Повешенная свинья», как память о
жутком месте, где суеверные люди творили свое нелепое «правосудие».
Историки подсчитали, что с 1120 по 1641 год во Франции
вынесено 70 смертных приговоров различным животным, начиная от осла и
кончая саранчой. Животные выступали ответчиками перед уголовными судами и
в других средневековых странах: в Голландии, Германии, Англии, Швеции,
Италии, Швейцарии. А в России в XVII веке к ссылке в Сибирь был
приговорен… козел.
Особенно забавно выглядят церковные суды над насекомыми.
Когда в какой-нибудь местности сильно размножались
вредные насекомые или мыши, жители обращались за помощью к своему
епископу. У того рецепт был стандартным: «Молитесь, дети мои, поститесь,
исправно платите церковную десятину, и всеблагой господь избавит вас от
напасти».
«Лекарство» не действовало. Тогда епископ объявлял, что в
насекомых вселилась нечистая сила. Значит, нужны особые меры лечения.
Назначался духовный суд, и насекомых отлучали от церкви.
И помогало?
Христианские легенды утверждают, что «да», «хорошо
помогало». Например, святой Бернард, предав анафеме, уничтожил огромный
рой мух, наполнявших церковь и мешавших ему проповедовать. Папа Стефан,
воспользовавшись его опытом, прогнал саранчу, окропив поля водой святого
Бернарда.
Епископу Эгберту, проповедовавшему в Трирском соборе,
очень досаждали ласточки. Своим веселым щебетом они заглушали голос
проповедника и вообще… пачкали алтарь. Епископ запретил птицам под
страхом смерти влетать в церковь, и с той поры, говорят, ни одна
ласточка не смеет нарушить приказание. |