В 1479 году в Швейцарии происходил процесс майских
жуков, личинки которых разоряли сады. Благодаря изобретательности
назначенного жукам защитника судебное разбирательство длилось два года.
Наконец суд приговорил жуков к изгнанию. Но они не обратили на это
никакого внимания.
Тогда епископ Лозаннский произнес анафему: «Глупые
неразумные твари! Личинок майских жуков не было в Ноевом ковчеге. Во имя
всемилостивейшего господа повелеваю вам всем удалиться в продолжение
шести дней со всех тех мест, где растет пища для людей и скота».
Тут защитник жуков обратился в суд с протестом, заявив,
что майские жуки, как и всякие другие твари, сопутствовали Ною в его
ковчеге. Но представитель обвинения возразил, что в Библии нет никаких
указаний на то, что Ной действительно взял в свой ковчег майских жуков.
Разгорелся жаркий спор – ведь обсуждался очень «важный»
вопрос: были ли майские жуки в Ноевом ковчеге? После длительных дебатов
решили, что «нет», и епископ произнес еще более сильное проклятье: «Мы,
Бенедикт Монсерадский, епископ Лозаннский, выслушав жалобу
могущественного повелителя бернского против личинок майского жука,
изгоняем вас, отвратительные черви, и проклинаем!»
Но и это не помогло. Дерзостные насекомые с прежним
усердием продолжали уничтожать посевы, словно бы их и не отлучали от
церкви. Тогда епископ объявил, что жуки посланы богом в наказание за
грехи прихожан, которые неисправно платили церковные налоги. Тем дело и
уладилось.
В 1545 году виноградники округа Сан-Жульен, в Альпах,
славящегося своим вином, были опустошены маленьким зеленым жуком, и
жители обратились к своему епископу с просьбой отлучить вредителей от
церкви. Но тот запротестовал. Он объявил, что земля создана богом для
того, чтобы питать не только людей, но и всех тварей, и поэтому
советовал не поступать безжалостно с жуками, а лучше раскаяться в грехах
и аккуратно платить церковную десятину.
Тогда жители обратились в суд. Но вредители вскоре
исчезли. Появились они вновь через сорок лет и с еще большим
ожесточением набросились на виноградники. Жители служили мессы, обходили
поля в религиозных процессиях. Ничто не помогало. Несчастья
соотечественников побудили епископа забыть о снисхождении к божьим
тварям: он призвал, наконец, вредителей к духовному суду.
Защитник насекомых, Пьер Рамбо, произнес трогательную
речь, в которой прибегал к милосердию судей. Нельзя, говорил он,
отлучать бедных тварей от церкви лишь за то, что они поступают сообразно
своим инстинктам, данным им богом. Франциск Руа отстаивал интересы
сельских общин. Он доказывал, что человек пользуется особым вниманием
бога и имеет право принимать меры против животных, если они причиняют
ему вред. На это Рамбо ответил столь красноречивой речью, что обвинение
отказалось от церковного отлучения как меры наказания и в виде мировой
предложило жукам для местожительства другой участок земли. Специальная комиссия, в которую входил и защитник
насекомых, после тщательных поисков выбрала, наконец, достаточно
плодородный участок земли для поселения «перемещенных» жуков. Был
составлен официальный документ о «введении во владение» жуков данным
участком земли. В особых параграфах жители Сан-Жульена закрепили за
собой право прохода по владениям жуков «без нанесения ущерба пастбищам
вышеупомянутых насекомых», а также право на разработку минеральных
богатств, которые, возможно, будут обнаружены в вотчине жуков.
Отведенное место нанесли на карту, снабдив ее подробным описанием
рельефа местности и характера растительности.
Жуки совсем уже было собрались переселиться на новое
место, как вдруг одно роковое обстоятельство осложнило дело. Достойный
мэтр Фийоль, второй защитник насекомых, опротестовал решение суда на том
законном основании, что войска герцога Савойского, готовые напасть на
маркиза Салюццо, должны в скором времени пройти по территории,
отведенной для местожительства его клиентов.
Исполнение приговора было приостановлено. А когда войска
покинули владения жуков-переселенцев, защита заявила, что солдаты
нанесли такой ущерб заповедной территории, что она не годится теперь для
поселения жуков.
Здесь рукопись протокола подверглась «опустошительному влиянию времени». Чем кончилась тяжба, мы не знаем. |