После
длительной борьбы Москва становится столицей новой Руси — России. При
этом одни считают, что центром государству она стала благодаря ее
географическому положению: она-де находилась на перекрестке дорог, в
центре русской земли. Но разве Тверь, Углич, Кострома были в менее
выгодном географическом положении? Другие полагают, что Москве стать
центром помогла церковь - в 1326 г. митрополит перебрался туда из
Владимира. Тогда почему центром не стал Владимир, когда там пребывал
митрополит? Третьи утверждают, что право быть стольным градом Москва
доказала богатством и культурой. Но, согласно оценкам историков, в
начале XIV в. самыми культурными землями были ростово-суздальские, а
самой богатой — Новгородская республика. Четвертые отдают предпочтение
Москве как наиболее сильному княжеству.
Однако
известно, что таковым правильнее будет назвать Тверское. И вот при всей
этой палитре, казалось бы не в пользу Москвы, центром объединения
становится именно это княжество.
Почему?
ОТВЕТ Абсолютно
точного ответа на задачу о превращении Москвы в центр объединения
русских земель нет. Однако приведенные ниже шесть положений в
значительной мере разрешают проблему.
1.
Историк Н. И. Костомаров считал, что первенство Москвы обеспечили
монголо-татары. «Первенство Москвы, — писал он, — которому начало
положили братья Даниловичи, опиралось главным образом на покровительство
могущественного хана. Иван Калита был силен между князьями русскими и
заставлял их слушаться себя именно тем, что все знали об особенной
милости к нему хана и потому боялись его».
2.
При вступлении на великокняжеский стол малолетнего Дмитрия (1359 г.) за
ним стояли московские бояре, имевшие сильное влияние почти во всех
княжествах, так как сами в большом количестве являлись выходцами из них,
а теперь обрели отечество в Москве. И вышло: Дмитрий получил
великокняжеский ярлык, управляли же Москвой бояре, имевшие высокий
авторитет за ее пределами.
3.
Москва быстрее других русских городов крепла и набирала силу. Когда
князь Дмитрий (без татар) заставил склонить голову Тверь (1375 г.),
другие города, привыкшие подчиняться силе, признали таковой Москву
4.
В укреплении Москвы большую роль сыграла Русская православная церковь
во главе с митрополитом Алексием (умер в 1378 г.), уважаемым в русских
княжествах, и в Орде.
5.
Победа в 1380 г. над Мамаем под эгидой Москвы и руководством великого
московского князя Дмитрия Ивановича еще больше усилила позиции этого
города.
6.
По мнению Л. Н. Гумилева, пассионарностъ (избыток биохимической энергии
живого существа, проявляющейся в способности людей к сверхнапряжению)
москвичей в эти столетия была значительно выше, чем у жителей других
княжеств. «С точки зрения пассионарной теории этногенеза, — писал Л.
Гумилев, — причина возвышения Москвы состоит в том, что именно
Московское княжество привлекло множество пассионарных людей: татар,
литовцев, русичей, половцев — всех, кто хотел иметь и уверенность в
завтрашнем дне, и общественное положение, сообразное своим заслугам.
Всех этих пришельцев Москва сумела использовать, применяясь к их
наклонностям, и объединить единой православной верой. При этом на Москву
большей частью шли люди энергичные и принципиальные... Пассионарный
потенциал Москвы возобладал» над богатствами Новгорода, удалью Твери и
династическими претензиями Суздаля».
|