С начала 90-х
гг. XX в. в России в связи с изменением государственного строя началось бурное
законотворчество на федеральном уровне и в субъектах страны. В результате в
конституции и уставы некоторых республик, краев и областей были внесены
положения, дублирующие общегосударственный статус и функции: — Татарстан и
Башкортостан объявили себя суверенными правовыми государствами; — Тува наделила
себя правом самостоятельно «принимать решения по вопросам войны и мира»; —
Карелия вменила себе право самостоятельно проводить внешнюю политику; —
президенты и представительные органы некоторых республик зарезервировали за
собой право самостоятельно вводить на своей территории чрезвычайное
положение и т. д.
Почему
так произошло? Могут ли внутри
государства существовать еще суверенные государстве? (С кем Тува может воевать
или заключать мир?)
ОТВЕТ
Конечно, все названные положения находятся в противоречии с Конституцией
России. И не только эти. За 1995—1996 гг. Генеральной прокуратурой
опротестовано более 1400 законов, указов и постановлений, не
соответствовавших федеральному законодательству.
Правовые нарушения при
разработке законодательств субъектов России - волне обострения
национальных отношений в государстве вообще, а также между территориями и
центром. Поэтому отдельные республики стремились максимально
зарезервировать за собой такие права, которые позволяли бы им, на их
взгляд, самостоятельно жить и развиваться. Это привело к определенным
перехлестам в «захвате» федеральных функций.
Кроме того, многие
конституции и уставы субъектов были приняты до ввода российской
Конституции (декабрь 1993 г.), т. е. их законы как бы опередили
общероссийские. Нельзя сбрасывать также со счетов и то, что центральная
власть, еще только формировавшаяся и набиравшая опыт, не сумела удержать
под жестким контролем законотворчество на местах. Надо полагать, что с
укреплением Российского государства все законы, указы и постановления,
противоречащие Конституции РФ, будут приведены в должное соответствие. |