Сын священника. Родился как "хворый недоносок, который неделю не открывал глаз и не кричал".
Учился в Московском университете, 34 года преподавал в нем, 6 лет был ректором.
В 25 лет защитил магистерскую, в 26 — докторскую диссертацию.
Директор Оружейной палаты Московского Кремля, действительный член
Академии наук.
Из сочинений историка
"Спросим человека, с кем он знаком, и мы узнаем человека; спросим народ об его истории, и мы узнаем народ".
"Перемены в правительственных формах должны исходить от самих
правительств, а не должны вымогаться народами у правительств путем
возмущений".
Периодизацию исторического развития России историк видел так:
От Рюрика до Андрея Боголюбского — период господства родовых отношений в политической жизни.
От Андрея Боголюбского до начала XVII в. — период борьбы родовых и
государственных начал, завершившийся полным тожеством торжеством
государственного начала.
С начала XVII до середины XVIII в. — период вступления России в систему европейских государств.
С середины XVIII в. до реформ 60-х гг. XIX в. — новый период русской истории.
Оценки
М. Горький, писатель: "Будете учиться - не занимайтесь только
теорией, но старайтесь вооружить себя и фактами, знакомьтесь с сырым
материалом. Имею в виду главным образом "Историю России", и не
Ключевского, не Покровского, а чисто фактическую, ...".
Л.Н. Толстой, писатель: "Читаю историю .... Все, по истории этой,
было безобразно в допетровской России: жестокость, грабеж, правеж,
грубость, глупость, неуменье ничего сделать... Читаешь эту историю, и
невольно приходишь к заключению, что рядом безобразий совершалась
история государства". Кто это?
ОТВЕТ Соловьев С.М. |