"Хитрый, читаешь — будто хвалит, а вникнешь — отругает".
"Вы не очень доверяйте .... Человек он, разумеется, весьма
талантливый и знающий, но в угоду худосочному либерализму... слишком
увлекается остроумием", так оценил историка М. Горький
Учился в духовной семинарии. Шесть лет работал над диссертацией "Жития Святых".
Читал лекции в четырех учебных заведениях Москвы. Академия наук избрала его действительным членом.
Преподавал историю сыну Александра III Георгию. Выступление (1894 г.)
в память царя закончилось провалом — студенчество освистало его.
Оставил много афоризмов и мыслей.
Об истории
"Почему люди так любят изучать свое прошлое, свою историю? Вероятно,
потому же, почему человек, споткнувшись с разбега, любит, поднявшись,
оглянуться на место своего падения".
"История не учительница, а надзирательница: она ничему не учит, а только наказывает за незнание урока".
О женщине
"Несчастье русских в том, что у них прекрасные дочери, но дурные жены и матери".
"Молодой человек любит женщину, мечтая, что она будет его женой. Старый человек свою жену, вспоминая, что она была женщиной".
Прогноз историка (1905 г.)
"Николай II - последний царь. Алексей царствовать не будет".
Утверждают, что художник Серов создал эскиз картины "Петр I" под впечатлением его лекций.
Периодизацию исторического развития России историк видел так:
VIII-ХШ вв. — Русь днепровская, городовая, торговая;
ХШ-середина XV в.- Русь верхневолжская, удельно-княжеская, вольно-земледельческая;
XV-начало XVII в. - Русь Великая, Московская, царско-боярская, военно-земледельческая;
XVII-середина XIX в. - период всероссийский, императорский, дворянский.
Труды историка по сей день пользуются огромным успехом. Кто это?
ОТВЕТ Ключевский В.О.
|