Цель урока - воспитание интереса у детей к
справочной литературе.
Задачи урока:
- приобщение ребят к работе со словарями;
- развитие интереса учащихся к самообразованию;
- воспитание учащихся навыкам коллективной
работы.
Реквизит урока:
- топонимические словари "Географические
названия Урала";
- словари-справочники "История Урала";
- словари "непонятных слов" к сборнику
П.П.Бажова
- "Малахитовая шкатулка";
- карточки с заданиями;
- маркеры.
Ход урока
"Всему название дано - и зверю и предмету,
Вещей вокруг полным - полно,
а безымянных нету.
И всё, что может видеть глаз -
над нами и под нами,
И всё, что в памяти у нас, -
означено словами" А. Шибаев
Вся жизнь человека состоит из процессов
получения информации, и её применения. Сегодня мы
с вами проведём экскурсию в мир словарей и
справочников.
Человек не может хранить в памяти всё: события
прошлого, даты, факты, цифры, названия. И когда
нужен ответ на вопрос или какая - то справка, то
на помощь приходят словари и справочники.
Это книги скупые и щедрые одновременно: в них
нет ничего лишнего, и есть много нужного.
Одни подскажут вам названия рек, городов и гор.
Другие расскажут о жизни животных. Третьи - о
растениях или машинах.
Есть словари, которые расскажут, что значит
незнакомое слово, откуда оно пришло. В словарях
слова собраны по алфавиту, а в справочнике - по
отдельным темам.
Замечательный русский учёный, врач и писатель
В.И.Даль собрал 200 тыс. русских слов и пояснил
смысл каждого из них. Такой словарь, который
разъясняет, растолковывает значение слов,
называется толковым. Словарь Даля читается, как
интересная книга. Это одноязычный словарь. А есть
двуязычные и многоязычные, когда в одной книге
поставлены рядом слова из разных языков. Они
необходимы тем, кто изучает иностранные языки
или читает книги на иностранных языках.
Самые "мудрые" словари - энциклопедические. В
них собраны слова, связанные с различными
важными явлениями нашей жизни. Природы, истории,
техники, науки. И о каждом кратко сказано, что это
такое.
"Умнее" этих словарей только многотомные
энциклопедии, в которых можно подробно узнать
почти обо всём.
В словарях и справочниках - знания,
накопленные многими поколениями. Эти книги учат
нас, сберегают наше время, помогают избегать
ошибок в той или иной работе.
Сегодня, я предлагаю вам библиографическую
игру
"Ключики к сказам Бажова"
(Все присутствующие делятся на три команды)
Вступление.
Павел Петрович Бажов - замечательный уральский
сказочник, его книга сказов "Малахитовая
шкатулка" обрела любовь и признание - как
взрослых, так и детей разных стран. В книге Бажов
воссоздал особый мир прошлого горнозаводского
Урала, где добрым и честным людям помогают
таинственные силы уральских недр и самой
природы: Медной горы Хозяйка, Голубая Змейка,
Серебряное копытце. В будущем вы сможете
прочесть много произведений этого уральского
сказителя и оценить его фантазию и великий дар
сохранять в письменном слове устные предания
уральского люда. А, сейчас:
1 задание "География Сказов"
Каждый раз, читая сказы Павла Петровича Бажова,
мы путешествуем по Уралу. В каждом его
произведении нам встречаются географические
названия. Придумал ли эти названия П.П.Бажов для
своих сказов или они существуют на самом деле?
Каждая команда получает по две карточки с
отрывками из сказов, где упоминаются
географические названия.
Пользуясь топонимическим словарём
"Географические названия Урала", нужно дать
объяснения этим названиям.
Задание для команды №1
- "Сысерть - то светлее всех жила"
("Кошачьи лапы")
-"В Косом - то Броду, на котором месте школа
стоит, пустырь был"
("Жабреев ходок")
Задание для команды №2
-"День праздничный был, и жарко - страсть.
Парун чистый. А оба в горе робили, на Гумешках
то есть.
("Медной горы хозяйка")
- "Камни эти, самородки-то, значит, куда с глаз
уберите. Хоть вон в Азов - гору стаскайте.
("Дорогое имячко")
Задание для команды №3
- "Одинова только знак был. Это когда ещё
батюшка Омельян Иванович объявился, и рабочие на Думной
горе собираться стали".
("Дорогое имячко")
- "Другая отличка Мурзинской слободы в том,
что около неё нашли первое в нашем государстве
цветное каменье".
("Далевое глядельце")
2 задание "Исторический портрет"
В произведениях П.П.Бажова встречаются фамилии
людей, вписавших личные страницы в историю
уральского края. Каждая команда получает по
одной карточке с отрывками из сказов, где
упоминаются фамилии. Используя словарь -
справочник "История Урала", нужно дать
исторический портрет герою сказа.
Задание для команды №1
- "Когда ещё по нашим местам ни одного города,
ни одного завода либо села русского не было, у Строгановых
на Чусовой реке сельцо было поставлено".
("Ермаковы Лебеди")
Задание для команды №2
- "Продать продали, а деньги с завода Турчаниновым
охота получать по-старому".
("Травяная западёнка")
Задание для команды №3
-"Одно плохо, - Всё больше про хозяев заводских
Демидовых пишут. Сперва побасёнку расскажут, как Никита
Демидов царю Петру пистолет починил:"
("Шёлковая горка")
3 задание "Уральский говорок"
П.П.Бажов стремился в своих сказах передать
особенности уральской речи того времени. Это
особый диалект.
Пользуясь словарём " непонятных слов" к
сборнику "Малахитовая шкатулка", нужно
объяснить значение слов, которые выделены в
карточках с заданиями. Каждая команда получает
по три карточки.
Задание для команды №1
- "Раз к ней забрался хитник. То ли в ограде
спозаранку прихоронился, то ли потом незаметно
где пролез:"
("Малахитовая шкатулка")
- "А одёжа на нём - уму помраченье. Этому
золота-то мало показалось, так он, слышко, на
обую камни насадил".
("Малахитовая шкатулка")
- "Степан тоже счастья в жизни не нашёл. Женился
он, семью завёл, дом обстроил - всё как следует.
Жить бы ровно да радоваться, а он невесёлый стал и
здоровьем хезнул. Так на глазах и таял".
("Медной Горы Хозяйка")
Задание для команды №2
- "Дело-то в осенях было, уж перед снегом. Много
ли тут настараешься. А как зима прошла, опять в то
место набежали. Поскыркались- поскыркались,
набили железной руды, видят - пустое дело, -
отстали".
("Сочневы камешки")
- "Не одни мраморски на славе были по
каменному-то делу. Тоже и в наших заводах,
сказывают, это мастерство имели. Та только
различка, что наши больше с малахитом вожглись,
как его было довольно - и сорт, выше нет".
("Каменный цветок")
- "Не иначе это у тебя, Степан, из кистей выпала.
В кого только зародилась!
Сама черненька да басенька, а глазки
зелёненькие. На наших девчонок будто и вовсе не
походит".
("Малахитовая шкатулка")
Задание для команды №3
- "Он, этот человек-от учёный был, тоже из
вольных. Ране-то в щегарях ходил, да его
отстранили: ослабу-де народу даёт".
("Малахитовая шкатулка")
- "Ну, ладно, попытаем. Малолетки, может, лучше
окажутся. А так ребятки ладненьки, жалко будет,
ежели испортим. Меньшенький-то вон тонкогубик.
Как бы жадный не оказался. Ты уж понастуй сам,
Семёнович!"
("Про Великого Полоза")
- "А оба в горе робили, на Гумешках то есть.
Малахит-руду добывали, лазоревку тоже.
("Медной Горы Хозяйка")
(Задания и ответы зачитываются вслух)
Вот и закончился наш урок. Сегодня вы не только
играли, но и набирались знаний. Желаю и впредь
оставаться такими же любознательными
почемучками.
|