Форма проведения: музыкально-литературная
композиция ( постановка для учеников младших и средних классов)
Место проведения: актовый зал.
Цели и задачи мероприятия.
Познакомить и расширить знания детей о
природе, красоте леса, его богатствах и целебных
растениях.
Популяризировать лучшие книги по
природе и экологии.
Привлечь детей к чтению и запоминанию
стихов и песен, пословиц и поговорок о лесе.
Учить детей бережно относиться к
природе.
Доставить детям радость от участия в
общем празднике.
Оформление зала:
1. Для украшения сцены использовались
изображения берёз, птиц, целебных трав и цветов.
2. Организована и оформлена книжная выставка на
тему:
"Природа-мир, тайник вселенной”
Разделы:
Красота, дарующая радость.
Заповедными тропами.
Певцы родной природы.
Тайны целебных трав.
Плач природы.
Природа в нашем доме.
3. Выставка "Лесная кладовая”
(детские рисунки, поделки и
сочинения о природе.)
4. Прослушивание музыкальных композиций: музыка
леса, пение птиц, мелодии природы, журчание воды.
СЦЕНА 1.
Звучит музыка леса.
1-в.
Шуми, шуми, зелёный лес!
Знаком мне шум твой величавый,
И твой покой, и блеск небес
Над головой твоей кудрявой.
2-в. Трудно представить себе землю без лесов. Лес
- чудесное творение природы.
Я так боготворю деревья,
Их доверьем дорожу.
В лес вхожу, как будто к другу в дверь я,
Как по храму, по лесу хожу.
3-в.
В природе шагу не ступить,
Чтоб тотчас так и сяк
Ей чем-нибудь не навредить
За этот самый шаг.
1-в. Когда-то леса покрывали огромные
пространства планеты. Сейчас их осталось 1/3
часть.
2-в. Леса ничем не заменить. Здесь пропадает шум
городских улиц.
3-в. 50% пыли в городе оседает на стволах и листьях
деревьев.
1-в. В лесном воздухе в 300 раз меньше микробов,
чем в городе.
СЦЕНА 2.
Звучит музыка природы: пение
птиц.
Выходят три человека с ружьями и лукошками.
1-в. Любят люди, особенно горожане, побродить по
лесным тропам, опушкам и полянам. Посидеть над
раскидистой тенью деревьев.
2-в. Ещё бы! Лес дарит бодрое состояние, хорошее
настроение, удовольствие.
3-в. Умиротворенность! А как вкусны грибы и
ягоды!
1-в. Размечтались! А знаете ли вы, что если группа
из 10 человек будет приходить на полянку один раз
в неделю, то на эту полянку уже не прилетят птицы.
2-в. А если два раза в неделю?
3-в. Пиши пропало. Погибнут травы, а деревья
начнут "думать”.
1-в. Похоже, что наша Корабельная роща
задумалась. Остаётся один ярус, а второго яруса,
маленьких деревьев и кустарников, почти не видно.
(Вздохнул.)
2-в. Затоптали, замучили…
О, не гневайся, лес! О, не думай, что нам
безразлична судьба твоя! Вижу во сне, как ты
лечишь воздухом меня животворным. О, твой воздух
медовый в цене всегда был!
3-в.
Смотри, как роща зеленеет,
Полящим солнцем облита,
А в ней какою негой веет
От каждой ветки и листа!
СЦЕНА 3.
Звучит музыка природы.
1-в. Задумалась и я. Из чего, собственно,
состоит наша роща? Какое дерево в ней главное?
2-в. Любой знает: главная красавица в
лесу – русская берёза.
3-в. В старину о березе говорили: дерево
"об четыре дела”.
Выходят три человека ( четвёртый за их
спиной).
1-ч (входит с лучиной). Берёзовая лучина
горит без копоти - в старину заменяла
электричество.
2-ч. Часто слышим мы: "Скрипит, как
несмазанное колесо”. А колесо-то единственного
транспорта, телеги, смазывали берёзовым дёгтем.
Готовили его из коры.
3-ч. А больных чем исцеляли? Отваром
берёзовых почек от боли, болезней суставов – и
сейчас советуют.
Отходят.
Четвёртый сидит парится.
4 ч. Эх, далеко приходится за берёзовыми
вениками ездить. Повырубали, поободрали
ближайшие леса.
Выходят девочки в русских нарядах
с ленточками в косах, с веточками в руках.
1 д. Древние славяне считали берёзу
священным деревом, она была символом света,
чистоты и женственности.
2 д. Её посвящали богине Ладе. А ещё на
Руси это растение было связано с весенним
церковным девичьим праздником - Троицей,
проходящим через семь недель после пасхи.
1 д. Девушки украшали берёзу лентами,
плели венки, водили хороводы, пели песни.
О лес! О жизнь!
О солнце свет
О свежий дух берёз!
Исполняется танец "Березка”
СЦЕНА 4.
Звучит мелодия природы.
1-в.
Черёмуха душистая
С весною расцвела
И ветки золотистые,
Что кудри завила.
2-в. За красоту, обильное цветение и поэтический
облик о черёмухе сложено много песен, стихов,
загадок и поговорок.
3-в. И всегда это образ нежной девичьей красоты,
образ невесты в подвенечном наряде.
1-в. "Сказать, какой именно запах у черёмухи,
невозможно, – писал М.М.Пришвин, – не с чем
сравнивать. Весной понюхаешь - вспоминаешь
детство, своих родных, соединишься со всем
прошлым”.
2-в. Кто не пробовал ягод черёмухи? Вкусные,
спелые и сладкие!
3-в. Плод черёмухи – вернейшее, древнейшее
лекарственное средство! С каменного века
известно.
1-в. И не только плоды – кора, листья и цветки
тоже лекарственные. Лихорадка, ревматизм – пей
отвар из коры, а закашлял – отвар из листьев.
2-в. Примочками из цветов лечи глаза.
3-в. Расцвела сирень, черёмуха в саду
На моё несчастье, на мою беду.
1-в. С цветами черёмухи связывают приметы
сельскохозяйственного года: урожай на черёмуху,
так и на рожь; пшеницу сей, когда черёмуха
зацветёт.
СЦЕНА 5.
Выступление первоклассников.
1-в. Жила- была маленькая Бабочка, она
радовалась солнышку и цветам, между которыми
порхала целый день.
( Танец цветов и бабочек.)
2-в. Но вот однажды на полянку прибежали
ребята, стали прыгать, бегать, рвать цветы.
Бабочка едва успела улететь. Ребята бросили
цветы и ушли. Её цветок не был похож на себя – не
было того прежнего запаха. Цветок умирал.
Бабочка: Ребята! Нельзя так делать!
Ведь цветы могут когда-нибудь исчезнуть. Помните
об этом!
3-в. Однажды за бабочкой погнался
мальчик.
Мальчик /с сачком в
руке./ исполняет песню " Ребёнок
и мотылёк”.
Мальчик:
Мотылек, как же так?
Целый день ты летал,
Целый день ты летал.
И совсем не устал?
Расскажи, как живёшь?
Что ты ешь? Что ты пьёшь?
Где твой мир? Где твой дом?
Расскажи обо всём!
Мотылёк:
Я живу на лугах, и в садах, и в
лесах.
Я летаю весь день в голубых небесах.
Солнца ласковый свет озаряет мой кров,
Мне еда и питье – аромат цветов.
Но живу я неделю – не более дня,
Будь же добр со мной и не трогай меня.
Мальчик: Не беспокойся, мотылёк, я никогда не
буду зря ловить мотыльков,бабочек и жуков!
СЦЕНА 6.
Звучит музыка природы: журчание воды,
пение птиц.
1-в. В лесу на поляне можно найти всё необходимое
для поддержания жизни и здоровья человека.
Пищевых растений насчитывается более 200 видов.
2-в.
Панацея, панацея,
Животворная трава,
О тебе не оскудеет
В селах северных молва.
Не однажды и не дважды поранившим ноги
Ты целебной силой своею помог.
Подорожник!
Всегда ты растёшь на дороге.
Рос ли ты, когда не было в мире дорог?
3-в. Уже более 2000 лет применяется подорожник для
лечения. Названия: порезник, ранник, чирьевая
трава – даны ему за ярко выраженные свойства
заживлять раны.
Исполняется песня "Подорожник”.
1-в. Ранней весной появляется уникальное
растение, которое вызывает уважение и
восхищение.
2-в. Уважение потому, что не позволяет себя
обижать, отрезвит уколами многочисленных
колючих волосков.
3-в. Восхищение потому, что появляется очень
рано, весной, когда кругом лежит снег.
1-в.
Я цветы обходил стороной,
Их считал за ненужное диво.
Я искал те места, где крапива
Непреступной стояла стеной.
Обжигаясь зелёным огнём,
Обрезал ей колючие ножки,
Необычного цвета лепёшки,
Обжигаясь, мы ели потом.
А сейчас я, любитель цветов,
Улыбаюсь любому счастливо.
На задворках стоит крапива,
Словно память тех грозных годов.
2-в. Крапива у русского народа пользовалась
известностью как верное средство против
нечистой силы и ведьм.
3-в. Народная мудрость гласит: "Одна крапива
заменяет семерых врачей”
1-в. Кровоостанавливающее средство.
2-в. Укрепляющее средство.
3-в. Травяные добавки листьев зверобоя, душицы,
малины, смородины, лепестков мяты улучшают
аромат чая и различных напитков, придают им
целебные свойства.
Исполняются стихи поэта Дудина М. "Берегите
землю”.
1-в.
Берегите Землю! Берегите!
Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на листьях повилики,
2-в.
На тропинке солнечные блики,
На камнях играющего краба,
На могиле тень от баобаба,
Ястреба, парящего над полем,
3-в.
Полумесяц над речным покоем,
Ласточку, мелькающую в жите.
Берегите Землю!
Берегите!
Звучит музыка природы, журчание воды, пение
птиц. |