Учитель:
Дорогие ребята! 1сентября - удивительный праздник! День, когда
открывается новый путь на вершину открытий и познания нового. 2011 год
назван годом народного единства в нашей области. Мы знаем, что
нижегородцы всегда доблестно отстаивали свою землю от иноземных
захватчиков.
У слияния двух великих рек Оки и Волги стоит
величественный собор в честь великого полководца, благоверного князя
Александра Невского, который одержал победы при защите родного
Отечества. Но ведь стать сильным и мужественным человек воспитывает себя
с детства. С детства закладываются ребёнку знания. И только книга
способна заставить человека думать, размышлять... И только умного,
думающего человека нельзя согнать в толпу, нельзя победить.
(Далее на сцену выходят ребята, и начинается спектакль Защитник Руси).
Сцена 1
Мать и Александр сидят над книгой.
Александр: Мамушка, хорошо с тобой как. Расскажи мне что-нибудь.
Мать: Милое дитятко, чадо любимое, вот притча есть одна. Очень давно в жаркой пустыне жили монахи. Об одном
из них далеко вокруг разнесся слух, что он святой и ничто не может
причинить ему зла. Монах этот очень страдал и молил Бога не посылать ему
искушения славой. И вот однажды пошел он с молодым монахом через пустыню, натолкнулись на спящего льва и бросились бежать. Молодой бежит и кричит:
- О, великий учитель! Неужели и ты боишься?!
-Нет, сын мой, не боюсь. Но бежать мне нужно не от льва, а от своего тщеславия.
Так и тебя, сынок, ждет славный путь,
станешь князем великим. Но храни всегда честь свою, будь добрым,
милосердным и честным до капельки, до волосиночки.
Мать целует сына в голову и уходит.
Сцена 2
Подбегает Гринька.
Гринька:Все играют, а ты читаешь. Неужто не скучно?
Александр: От
книг скуки не бывает. Прадед мой Владимир Мономах сколько поучений
мудрых написал. Не читал разве? Вот, например, "Больше жизни люби землю
свою, а добро твори ежечасно"
Гринька стоит, носом шмыгает.
Гринька:Я Настасьин.
Александр: Да как же так — Настасьин? Отца у тебя как звали?
Гринька: Отца не было.
Александр: Ну, знаешь... Да этакого и не бывает! - А звать тебя Григорий?
Гринька: Гринька.
Александр: А сколько тебе лет?
Гринька плечами пожимает.
Александр: По которой весне?
Гринька: По десятой.
Александр: А я думал, тебе лет семь, от силы — восемь. Что же ты так лениво рос? Да и худой какой! Да, пожалуй, одет ты больно не богато. Хочешь из дома принесу свою рубаху. Маменька у меня добрая, разрешит.
Гринька: Не хочу я ходить в чужой одежде! (и убегает)
Сцена 3
На полу борются два брата – Александр и Федор. Федор сидит на Александре.
Александр: Смерти или живота?
Федор: Хах! Живота!
Александр: Смерти или живота? (с большей твердостью)
Федор: Чести. Сам, Александр, чести проси.
Александр: Нет, уж. Только храбрый воин Русь от врагов защитить сможет.
К ним незаметно подошел Федор Данилович. В руках держит мечи.
Федор Данилович: Полно, княжичи. Друг на
дружке сидеть ума много не надо. Вот оружие для настоящих воинов.
Александр Ярославович, Федор Ярославович, посмотрим, кто кого.
Александр и Федор сражаются на мечах. Федор
Данилович наблюдает и приговаривает: так, так, смелей, смелей,
пригодится в жизни вам силушка молодецкая, защитниками будете
Федор: Так чья же победа, кормилец?
Федор Данилович: Молодцы, ребятушки.
Славно вы все схватываете. Но это еще только наука для простого ратника.
Князю в битве положено знать больше. Князь – он и душа, и ум дружины.
Потому учись уметь все: как построить полки перед сечей, где поставить
пешцев сомкнутыми рядами, а где – тяжелую конницу. Как расставлять
дозоры, осаждать крепости, вести войско по незнакомым лесам и ставить
гати через глубокие топи. Сделаешь это лучше супротивника – победа твоя.
Александр: Любо мне узнавать все премудрости боя, скорее бы мне вырасти, тогда батюшка меня с собой в поход возьмет, уж я покажу!
Федор Данилович (улыбаясь): Эх, вояка,
пробьет и твой час. А теперь спешите на другие науки и не отнекивайтесь.
Дед твой, Александр, и прадед знали книжную премудрость не хуже ратного
дела, вели свободную беседу на многих языках, потому и заслужили почет
на Руси. А книга была с ними в любом походе.
Александр: раз так, то и мы будем
стараться, не подведем батюшку, правда, Федя?! Ну, пойдем же, устал что
ли? А я вот нисколечко!!! Хочется всему скорее научиться, ничего не
упустить! Ну, пойдем, пойдем же скорее! Батюшка еще гордиться будет
нами!
Федор Данилович (глядя вслед удаляющимся мальчикам):
Эх, Александр, буйная твоя головушка! Князь Ярослав уже тобой гордится и
не может налюбоваться. А когда остается с друзьями, то всегда говорит,
что ты скоро станешь ОПОРОЙ ЗЕМЛИ РУССКОЙ!
Сцена 4
Мальчики берут перья и усаживаются грамоте учиться.
Федор Данилович (расхаживает по комнате и диктует, периодически повторяя текст):
В душе человека три силы – разум, чувства, воля, в ней "борется" правда
с "неправдой", и не все ведающие истину ее творят. Ценность человека
определяется его "нравом" и "деяниями", а "свершенное житие", особенно
же любовь, смирение, покорение, братолюбие. Записали?
Александр (дописывая): Да-да…
Федор Данилович: Продолжим… лень,
зависть, злоба – корни всех людских пороков; кто говорит, Бога люблю, а
брата своего ненавижу, тот лжец: выше сей заповеди любви нет, иже кто
положит душу свою за други своя.
(После просмотренных сцен всем участникам
праздника в подарок вручается книга . Выбор книги определяет
родительский комитет и учитель).
Заканчивается праздник викториной на историческую тему. Вопросы составляет группа заранее подготовленных ребят.
Учитель: Дорогие друзья! Поздравляю вас с
началом нового учебного года! Успехов вам и новых открытий! Пусть книга
будет вам верным помощником! |