Цель
- Научиться вышивать в технике Владимирского шва
и сделать работу для интерьера дома.
Задачи
- Выбрать и обосновывать тему проекта.
- Сбор и обработка необходимой информации.
- Составление исторической справки.
- Разработать композицию и начать делать работу.
- Установить правильно рабочее место.
- Начинаем решать поставленные задачи.
Основополагающий вопрос
- Можно ли оживить неживое?
Проблемные вопросы
- Как выбор композиции изменяет внутренний мир
автора?
- Как цветовое решение влияет на восприятие?
Учебные вопросы
- Какие инструменты и приспособления нужны для
выполнения вышивки?
- Что такое ритм в орнаменте?
- Какая цветовая гамма доминирует в композиции в
технике Владимирского шва?
- Что такое верхошов?
- Сколько ниток надо взять для выполнения
"верхошова”?
- Какие нитки используем для вышивки?
Исследования учащихся "художественного
отдела” в проекте Жар-птица в руках девчат.
Тема исследования "Можно ли оживить не
живое"
В ходе работы над проектом мы решили
разделиться на две группы: художественный и
исполнительный отделы. Потому что вопрос
исследования, поднятый в ходе работы над
проектом показал нам , что прежде чем приступить
в выполнению проекта по вышивке , надо создать
творческую композицию, удовлетворяющую нашим
запросам и возможностям. Так что же манит их туда,
почему все большее и больше уделяет общество
проблемам творческого развития детей и что же
дает развитие творческого начало в детях? На
первой стадии нашего проекта мы выдвинули
гипотезу: Как выбор композиции изменяет
внутренний мир автора. На второй стадии выделили
проблему: Как цветовое решение влияет на
восприятие. Мы познаем мир посредством изучения
декоративно-прикладных ремёсел. Что они нам
несут: потерю здоровья и деградацию или стирают
пространственно-временные рамки и дают
возможность воплощать в жизнь общественную
потребность в реализации творческого
потенциала? Работы мастеров всегда кажутся
живыми. Цветы на работах будто вот-вот вздохнут и
лепестки распустятся и благоуханье тотчас
захлестнет вас. И есть творения, которые по
определению должны быть живыми, но это лишь
рисунки.
Проблемный вопрос "художественного
отдела"
- Как выбор композиции изменяет внутренний мир
автора?
Цель
- Научиться вышивать в технике Владимирского шва
и сделать работу для интерьера дома.
Задачи
- Выбрать и обосновывать тему проекта.
- Сбор и обработка необходимой информации.
- Составление исторической справки.
- Разработать композицию и начать делать работу.
- Установить правильно рабочее место.
Ход работы
В статье "История возникновения вышивки”
Вы узнаете, что такое вышивка, когда она возникла,
какое положение она оказывала в Древнем Египте
на человека? Какой она имела характер у
славянских народов, где её часто использовали на
одежде, используют ли вышивку сейчас, а также
какая структура ткани была при вышивании у
женщин. Вообще вышивка – способ украшения одежды
и предметов интерьера с помощью узора из цветных
нитей – существует очень давно. Уже в Древнем
мире было известно множество способов и видов
вышивки. В основном она символизировала
определенные верования того или иного народа,
являлась своеобразным талисманом от темных сил и
злых духов. Также, например, в Древнем Египте,
определенная вышивка означала социальное
положение человека: самая красивая,
разноцветная, богатая вышивка делалась на одежде
только у особ царского рода, фараонов; у низших
слоев общества она была намного скромнее или
вообще отсутствовала. Разумеется, вышивка была
распространена не только в Египте, но и, например,
в Древней Греции, где была найдена домашняя
утварь, на которой изображены женщины,
вышивающие на пяльцах. Сохранились до наших дней
и древнекитайские изделия из шелка, на которых
искусно вышито золотыми и серебряными нитями.
У славянских народов изначально вышивка имела
религиозный характер, была так называемым
оберегом от зла. Недаром вышивка находилась на
крае рукавов, воротнике, подоле, то есть в тех
местах, где тело открыто. Совсем другие,
определенные узоры предназначались для
праздничных, ритуальных и свадебных нарядов.
Вышитые изделия дарили ребенку при рождении,
считалось, что они охраняют его от нечистой силы.
Позднее вышивку стали использовать не только как
символы божества, обереги, но и как украшение
одежды и предметов быта – занавесок, скатертей,
постельного белья, головных уборов, рубах,
полотенец и так далее. Также огромное значение
придавалось не только орнаменту, но и цветовой
гамме вышитого узора. Часто определенные цвета
или сочетания цветов были своеобразной визитной
карточкой, какой – либо деревни, города, а иногда
и целой народности. О влиянии цвета на восприятие
будет исследованием второго отдела. Ручная
вышивка и сейчас, в мире высоких технологий и
машинного труда, не потеряла актуальность и
популярность. Вещи, украшенные вышитым
орнаментом, подушки, полотенца, приобретают
необыкновенность и оригинальность. Вышитые
картины зачастую ценятся выше написанных маслом
на холсте. РИТМ – это повторение или чередование,
каких-нибудь элементов. А сейчас мы будем
знакомиться с ритмом в орнаменте.
В художественной вышивке слово ритм обозначает
повторение пятен или элементов. Внимательно
посмотрите на эти работы по вышивке и скажите,
видите ли вы здесь ритм-повторение каких-либо
элементов? Сравните эти работы и скажите, какое
настроение вызывают они у вас. Рукодельницы
передают настроение при помощи цвета и ритма. Тем
самым делая работу живой. Существует несколько
видов ритмов. Ритм с ярко выраженным построением
элементов. Передает спокойное, ровное
настроение. Ритм выраженный, но с неожиданной
паузой. Передает тревожность, неожиданность .
Ритм хаотичный, беспорядочный, без четкого
построения элементов. Передает взволнованность.
Эти ритмы хорошо видны в работах по
художественной вышивке представленные вам –
спокойные, уравновешенные. Так и мы с вами
создадим композицию из цветов с определенным
ритмом. Тем самым делая работу живой. У
произведений "живого" искусства, будь то
песня, стихи, картина, музыкальное произведение,
есть душа. Что я под этим понимаю? То, что творец
передал своему творению частичку своей души,
частичку своей индивидуальной энергетики.
Каждый человек – автор своего собственного
внутреннего мира. Благодаря работе внутреннего
мира мы познаем внешний мир: с помощью разума
постигаем закономерности его существования и
развития, с помощью чувств наделяем его красками,
насыщаем нашими личными отношениями и желаниями.
У каждого из нас есть своя собственная картина
окружающего мира. Возникает и развивается личная
картина мира благодаря различным источникам.
Во-первых, благодаря той научной информации,
которую мы приобретаем в школе, выуживаем из
книг, телепередач и разговоров со знающими
людьми. Во-вторых, личная картина мира
формируется благодаря нашему личному опыту.
Именно информацией, полученной при их
исследовании, мы пользуемся для того, чтобы
создать своё мироощущение. В связи с этим третий
источник создания собственного образа мира –
чувства, переживания, личные смыслы, которые
каждый из нас вкладывает в то или иное знание о
мире. Без них наша картина мира была бы
безжизненна. И вообще, она не имела бы никакого
отношения лично к нам. Человек – это
восприимчивое, чувствующее, разумное и
рассудительное существо, стремящееся к
самосохранению и счастью. Из многообразия
рисунков и схем создаем свою композицию,
отвечающую моим задачам и моему внутреннему
миру. Данная вышитая работа очень украсит
интерьер дома.
Вывод художественного отдела.
Изучив все подробно про Владимирский верхошов,
мы пришли к единому мнению, что можно создать
композицию для панно в технике Владимирского
шва. В центре панно будут размещены часы. Такая
композиция не только украсит интерьер, но
придаст уют в доме. Проведя исследование и
выполнив работу я познакомилась с историей
вышивки, узнала о видах вышивки. Вспомнили , какие
швы применяются в вышивке. Познакомились с
новыми современными материалами, которые
используются в вышивке. Узнали об ассортименте
изделий, в которых применяется вышивка. Изучили
рисунки и схемы вышивок и выбрали рисунок панно,
над которым будем работать. Целью искусства
может быть создание такого настроения или
эмоции, которая помогает расслабиться или
развлечься. Способность правильно выбрать и
создать композицию зависит от внутреннего
содержания человека, богатства его духовного
мира. Создавать или творить всегда обогащает
внутренний мир автора.
Исследование исполнительного отдела.
Как цветовое решение влияет на
восприятие?
Сравните эти работы и скажите, какое настроение
вызывают они у вас? Мы выяснили, что художники
передают настроение при помощи ритма в
орнаменте. А как же цвет влияет на восприятие?
Исследуем. Одним из значимых элементов, влияющих
на восприятие работы - является восприятия
цветовой гаммы композиции. Актуальность вопроса
заключается в том, что на современном этапе
интерес к использованию цвета бурно растет,
завоевывая широкое признание цветотерапии.
Каждый цвет - это энергия, которая
распространяется как волны определенной длины,
восприятия которых идет от зрения на органы и
доходит до тактильных ощущений. Как показывают
специальные исследования, 80% цвета и света
"поглощаются” нервной системой и только 20% -
зрением. Цвет воздействует на нас сразу на
нескольких уровнях в нескольких направлениях:
- на физическом уровне;
- на психологическом;
- гармонизирует и связует воедино;
- витаминизирует (дает силы);
- исцеляет;
- пробуждает интуицию;
- способствует развитию духовности.
Цвет может привлекать и отталкивать, вселять
чувство спокойствия и комфорта или возбуждать и
тревожить. Цвета обращаются к чувствам, а не к
логике человека. Достоверно установлено, что
каждый цвет вызывает подсознательные
ассоциации. Психологами установлено, что
уравновешенная в цветовом отношении среда
привлекает, создает творческую атмосферу,
успокаивает и улучшает общение людей между
собой. Цвет существенно влияет на
психоинтеллектуальное состояние человека.
Ученые выделили физиологическую и
психологическую составляющую воздействия цвета
на человека. Эти две составляющие имеют
непосредственную близость к эмоциям. Выбор цвета
отражает психологические качества человека, а
также гормональные нарушения в нем. Считается,
что у всех цветов есть дополнительные свойства,
присущие им от природы либо приписываемые
образом, в котором они используются. Приведем
характеристики нескольких цветов : - красный:
теплый и раздражающий, стимулирует мозг, символ
опасности и запрета, показывает деятельный
настрой. - желтый: стимулирует мозг, привлекает
внимание и сохраняется в памяти дольше, чем
другие цвета. - зеленый: успокаивает, снимает
боль, усталость, уравновешивает, олицетворяет
свежесть и естественность. - синий: создает
внутреннюю силу и гармонию. - белый:
символизирует чистоту. - черный: символизирует
изящество. Можно привести множество примеров
воздействия цвета на восприятие людей.
Характерная особенность цветового решения
композиции в вышивке – раскрывает внутреннее
состояния человека, его восприятие того или
иного цвета. Как мы уже выяснили доминирующий
цвет в композиции владимирского шва является
красным. Красный цвет - это один из самых
предпочитаемых и выразительных цветов в истории
искусства. Красный цвет – это самый мощный цвет
из всей цветовой гаммы. Красный – это яркий и
теплый цвет, который пробуждает сильные эмоции. У
всех людей красный цвет ассоциируется с любовью,
теплотой и комфортом.
Что такое "верхошов"?
Гладь "верхошов” заполняет мотив на лицевой
стороне, образуя на изнаночной стороне ряд
мелких стежков в виде пунктира по контуру узора .
Так вышивают крупные мотивы узора, а также
стебли, веточки . Стежки глади располагают по
форме детали: в цветах от края к центру, в
листьях — с наклоном от края к середине.
Сердцевины крупных цветов и детали мотивов
заполняют накладными сетками или различными
фигурами: квадратами, треугольниками, ромбами,
зубцами, ровными и зигзагообразными полосками .
которые выполняют двусторонней гладью.. Середину
крупных листьев и мелкие листочки вышивают швом
"козлик” Узоры, выполненные владимирскими
швами, окаймляют цветной тесьмой, узкими
орнаментальными полосками, вышитыми
"козликом", гладью, кисточками .
Техника безопасности при работе с ручной иглой
и ножницами.
1. Хранить иглу в определенном месте: коровке,
подушечке и т.п.
2. Запрещается брать иглу в рот и вкладывать в
одежду. Шить только с наперстком.
3. Запрещается откусывать нитку зубами.
4. Ножницы передавать ручками вперед.
5. Ножницы должны лежать справа от работающего с
сомкнутыми лезвиями.
Материалы и приспособления.
Для вышивания необходимо иметь нитки, ткань,
иглу, ножницы, крючок и пяльцы. Для вышивания на
пяльцах наперсток не нужен.
Вывод исполнительного отдела.
Проведя свое исследование, я узнала много
нового и интересного. Изучая старинные виды
вышивок и швов и сравнивая их с теми, которые
можно увидеть на готовых изделиях, предлагаемых
рынком, я заметила, что лучшие традиции народа
передаются из поколения в поколение. Наряду с
известными швами вышивка обогатилась новыми
узорами, приемами вышивания. Заниматься
вышиванием необычайно интересно. Любое изделие с
вышивкой выглядит необыкновенно красиво,
индивидуально. Работа получилась очень яркая и
красивая, хорошего качества. Мы научились
приёмам вышивки в Технике Владимирского шва.
Создали работу, которая отвечаем нашим запросам
и возможностям. Поставленные задачи и цели в ходе
работы над проектом решили. Эта работа ещё раз
доказала, что вышивка это современный и
востребованный вид искусства. Подробно изучив
вышивку Владимирским швом я пришла к выводу, что
композиция выполненная в красном цвете влияет на
восприятие очень ярко, вызывает волнение, дает
энергетический заряд, стимулирует интеллект,
создает уют, теплоту. Красное – это сила. Это
динамика и прочность. Это цвет адреналина, огня,
жажды жизни и скорости. Это физическая энергия.
Тем самым мы раскрыли в полной мере наш
основополагающий вопрос можно ли оживить не
живое, да без спорно можно. Итак, "живое"
искусство — это искусство, пытающееся ответить
на вечные вопросы, несущее красоту, волшебство,
тайну, имеющее душу. Очень часто говорят о
волшебной силе искусства. На мой взгляд, эта сила
и заключается в способности искусства делать нас
чище, возвышенней, духовней. Разве это не
волшебство? И что самое главное, каждый из нас
может стать волшебником и принести своим
волшебством пользу не только себе, но и другим
людям. И одна из важнейших задач родителей
приобщить ребенка к миру искусства. |