Цель: Научить приемам отделки
изделия из дерева. Расширить знания об отделке
изделий. Воспитание эстетического вкуса, навыков
аккуратной работы.
Перечень изделий и оборудования: деревянные
изделия (соломки, разделочные доски, скалки,
молоточки, гуашевые краски, кисточки, баночки для
воды, солонки).
Межпредметные связи: ИЗО, литература,
музыка, культура общения.
Практическая работа: Выполнение
образцов изделия. Роспись изделий.
Методы обучения: Объяснение и
демонстрация применение видов отделки, приемов
выполнения отделки, упражнение, контроль,
взаимообучение.
Ход урока
Организационный момент. Сообщение темы и целей
урока. (2 минуты отводится для организации
рабочего места, проверки наличия материала,
инструмента для работы на уроке.)
Учитель: Здравствуйте, ребята!
Вы уже обратили внимание на мой стол? Ну и как,
Вам нравятся эти изделия? (ответы учащихся). А
почему они вам понравились?
Поэт Дубровки о таких изделиях писал так:
Творения русских умельцев дороже
Душе моей всяких иных
И чем-то особым и звонким похожи
На тех, кто задумывал их.
Вглядишься:
И что-то былое воскреснет.
И вспомнится отблеск костров.
И видишь:
Становится дерево
Песней
Задумчивых мастеров
В резьбе и узоре,
В раскраске весенней
Остались умельцев черты:
Внезапная грусть
И лихое веселье,
Которые с виду просты...
А вот сейчас посмотрите сюда (показывает
деревянные изделия, но не расписанные краской).
Красивые? А чем они отличаются от расписных?
Скажите, а вот если бы вам предложили купить
любое из этих изделий какое бы вы выбрали и
почему?
Вот поэтому тема нашего сегодняшнего урока
"Декоративно-отделочные работы изделий из
дерева”.
Древний – древо – дерево – деревьня. Цепочка
слов звучащая стихами и выявляющая суть. Деревня
– это древний мир дерева. Известный
исследователь крестьянского искусства.
В.С.Воронов писал: "Изба, телега, скамья, прялки и
игрушки – от зыбки до гроба и намогильного
креста сопутствовало дерево народной жизни!”
Сейчас многие люди стали покупать предметы
крестьянской утвари, понимая, что именно они
могут сделать дом, дачу, красивее уютнее.
Вот и в нашей школьной мастерской ребята, ваши
одноклассники изготавливают изделия домашней
утвари, которые вы сегодня видите перед собой. А
давайте на минутку заглянем к ним на урок.
(Видеосюжет из мастерской школы).
Трудоемкая, точная работа. Все эти изделия они
изготавливают для продажи на школьной ярмарке.
Наша с вами цель состоит в том, чтобы подготовить
изделие к продаже, одним словом предать изделию
товарный вид. Вы ведь сами пришли к единому
мнению, что расписанное изделие притягивает
взор, а значит, будет быстрее реализовано.
На предыдущем уроке вы получили задание
собрать материал по одной из предложенных мной
тем. Я предложила следующие темы:
- Варианты декоративно-отделочных работ;
- Виды росписей;
- Орнамент и эскизы орнамента для изделия.
Какая группа у нас работала по первой теме?
Вам слово. Что вы нам можете рассказать.
(Выступление детей)
Учащийся: Отделка дополняет и украшает
изделие, подчеркивая особенности модели. В
качестве отделки можно использовать различную
технику. Так как у нас изделие из дерева, то более
приемлемой техникой может быть резьба,
выжигание, инкрустация соломкой и роспись. Но так
как мы резьбой и выжиганием не занимаемся, т.е.
проще говоря, не умеем для нас проще будет
работать с росписью, так как мы занимались этим
на уроках ИЗО.
Учитель: Я с вами согласна. Техника росписи
всегда остается в народном искусстве очень
рациональной. Вот поэтому я и попросила вас
принести на урок художественные принадлежности.
А теперь послушаем, какие виды росписи нам
предложит следующая группа.
Ученик: Мы просмотрели многие произведения
художественных промыслов – это Городецкая и
Хохломская роспись, узоры Полхов-Майдана,
Гжельский фарфор, Жостовские подносы, Мезенская
роспись, Пермогорская роспись. Мы также не просто
просмотрели эти промыслы, но и многое о них
прочитали. И после этого пришли к единому мнению,
что при росписи деревянных изделий мы сможем
применять элементы Городецкой, Хохломской и
Полхов-Майдановской росписи и еще ленточки
Пермогорской росписи.
Учитель: А вы сможете обосновать свой выбор?
Дети: Эти три промысла – роспись по дереву.
То, что нам надо.
Учитель: А Мезенская роспись? Это тоже
роспись по дереву. Почему вы ее нам не предложили?
Ученик: Для нас она показалась очень трудной.
Там изображались лошадки, олени, лоси, лебеди.
Учитель: Короче, вы испугались, что у вас не
получится? Ничего страшного, чуть подрастем и
освоим эту роспись. А пока и этих нам будет
достаточно.
Спасибо! И так мы остановились на возможности
применять в своих сегодняшних работах элементы
городецкой, хохломской, полхов-майдановской и
пермогорской росписи.
Третья группа напомнит нам, что такое орнамент
и предложит нам образцы орнаментов для
сегодняшней росписи.
Ученик: Орнамент – это узор, в котором
повторяются составляющие его элементы, он служит
для украшения зданий, одежды, предметов утвари.
В зависимости от мотивов различают:
геометрический, растительный, зооморфный,
антропоморфный и комбинированный.
Мы предлагаем в основном орнаменты с
растительными и геометрическими мотивами. (Дети
показывают свои работы, выполненные на альбомных
листах красками).
Учитель: Молодцы, мне нравятся ваши варианты.
Ребята, а вам? Они помогут вам при росписи своего
изделия. А вы сами выберите то, что вам
понравится.
Задача сегодняшнего урока – сделать
находящийся перед вами предмет более народным,
привлекательным художественно выразительным.
В процессе самостоятельной работы вы выбираете
понравившийся вам орнамент. Сделав набросок
карандашом, приступаете к работе красками,
закрывая цветом большие формы. Когда рисунок
подсохнет, нужно прорисовать мелкие детали и
если необходимо сделать оживку.
Главное не допускать небрежность в работе. И не
забудьте, рука должна всегда чувствовать опору,
чтобы мазок получался уверенным и ровным.
Для оценивания качества работ, выполненных
вами, мною выбраны контролеры, они в конце урока
определят качество готового изделия.
Что есть человек?
Он только частица,
Только атом в громадной Природе.
А чем частица может гордиться?
Нечем гордиться частице, вроде.
Но когда человек творит вдохновенно,
Он в это время один в целом свете!
И в эти часы, и в минуты эти.
Он равен всей беспокойной Вселенной.
Удачного вам творчества ребята.
(самостоятельная работа учащихся. После того,
когда ребята закончили работу, подводится итог
урока.)
Контролеры говорят о качестве работ и
выставляют оценки.
Учитель: Как считаете, ребята, вы решили
поставленную перед вами задачу? (ответы учащихся)
А можно ли уже сейчас ваши изделия поставить на
реализацию? Если нет, то почему? (гуашевые краски
сильно пачкаются и если их не покрыть лаком, наш
орнамент смажется и изделие будет не красивым).
А для этого у нас сегодня мало времени. Но мы
обязательно закончим начатое дело.
Мне приятно было с вами работать.
(Уборка рабочих мест). |