Очень интересные и полезные вещи можно изготовить, применяя технику мозаики. Уже имея определенный опыт работы с деревом, ты можешь за определенный срок освоить это замечательное и древнее искусство. Мозаика по дереву — это лишь одно из направлений. Наряду с ней, большой популярностью пользуются каменная, пластмассовая и стекольная мозаики.
В зависимости от того, какой материал ты используешь, выделяют несколько видов деревянной мозаики, среди которой наиболее известны инкрустация, интарсия, блочная мозаика и маркетри.
Перед тем как приступить непосредственно к работе, составь рисунок для мозаики, который будет сочетаться со всем изделием (рис. 81). Кроме того он не должен выходить за отведенные для него рамки, если мозаика является частью чего-либо. Рисунок орнамента лучше всего сделать в натуральную величину, чтобы проследить все тонкости и вовремя исправить ошибки на бумаге.
Рис. 81. Составление рисунка для мозаики
Если задуманный тобой узор будет достаточно большим, сделай его уменьшенный макет с помощью обыкновенной размерной сетки. Возьми чистый лист бумаги и разбей всю его поверхность на одинаковые квадраты.
Затем начерти сам рисунок, а при перенесении его на шпон просто увеличь детали в несколько раз. Даже если полученное изделие добротно изготовлено, оно может при этом значительно проигрывать из-за бедности или неправильности выполнения самого узора. Для того чтобы правильно составить композицию, хорошо изучи ее основные законы.
Каждый орнамент должен гармонировать с обстановкой, с тем предметом, на котором он будет находиться. По сравнению с ним орнамент не должен быть слишком большим или мелким, а также он не должен содержать слишком много или мало деталей.
Построение композиции начинай с центра, поскольку это главная часть, куда в первую очередь падает взгляд. По разные стороны от центра должны располагаться остальные детали, которые будут составлять целостную, собранную и подчиненную одной центральной идее композицию.
Для составления центра лучше всего использовать наиболее привлекательные по текстурному рисунку и цветовой гамме куски шпона. Но если ты зафиксируешь свое внимание только на центре, оставив края композиции без присмотра, то есть определенная вероятность, что орнамент также будет выглядеть незаконченным. Края композиции должны быть четко очерченными, а если мозаика является фрагментом значительного изделия, краевой шпон должен быть подобран по цвету к дереву поделки.
После того как ты закончишь рисунок, перенеси изображение на кальку (рис. 82). Невыполнение этой, казалось бы, бессмысленной операции может привести к тому, что при наклеивании тебе придется делать двойную процедуру: подбор и правильную состыковку деталей. Затем переведи узор с кальки на фон из листа шпона или плотной бумаги. Рисунок должен получиться в зеркальном отражении.