Уже в начале урока всё внимание сосредотачиваю
на мотивации и создании комфортной рабочей
атмосферы на уроке. Знакомлю с эпиграфом урока,
его темой и целями. Предстоящие задачи обсуждаем
совместно. Это позволяет ненасильственно
включить всех детей в учебный процесс и
определить, по сути дела, всё их дальнейшее
поведение на уроке.
На доске записаны вопросы:
- Что называется древесиной?
- На какие два вида делятся все древесные породы?
Приведите примеры породы.
- Как подразделяется древесина по твёрдости,
приведите примеры.
- Что такое текстура дерева?
- Какие бывают пороки древесины?
- Разметочный инструмент, инструмент для пиления.
Справа на доске: "Памятка для работы в парах”
Такая же памятка есть в тетрадях на последней
странице. Тетрадь является справочником и служит
учащимся весь период обучения в 5–7-х классах.
- Выслушать объяснения учителя.
- Прочитать указанную тему.
- Ответить на вопросы.
- Записать кратко ответы в тетрадь.
- Сесть вместе с товарищем, опросить друг друга по
вопросам.
- Сдать тему учителю или консультанту.
- Выполнить практическую работу.
Опрос провожу в форме "технической дуэли” по
теме "Столярный инструмент” (за 6 минут
опрашивается 12 учащихся):
Выходят 2 учащихся, становятся, друг против
друга. Учитель берёт инструмент в горизонтально
вытянутую руку, поворачивается к одному из
"дуэлянтов” и начинает опускать её. Ученик
должен назвать инструмент до полного опускания
руки. За тем то же самое повторяется со вторым
"дуэлянтом”. Каждый проводит 5 "выстрелов” (на
верстаке 10 инструментов). Если кто-то не успел
назвать – проиграл. Его место занимает другой.
Сначала не все торопятся на "дуэль”, но через 2-3
минуты желающих уже много, все вовлекаются в
игру. Ведь проигравшему ничего не грозит, а
победитель получает "5”.
Такой вид опроса позволяет снять у ученика
обычный страх перед учителем,
неудовлетворительной оценкой, научит быстро
мыслить, включаться в процесс обучения,
чувствовать себя победителем.
Организуя изучение нового материала, делаю
акцент на совместной деятельности учащихся.
Объясняю весь материал крупным блоком,
показываю и практическую часть: разметку деталей
изделия, пиления, правила ТБ. И далее идёт работа
согласно Памятке. Предлагаю объединиться в пары.
Впоследствии они могут распадаться, меняться.
Если кто-то хочет учиться один – пожалуйста. Во
время урока можно обратиться за помощью к
товарищам из других пар или учителю. Если все
вопросы все изучены и проверены в паре, то оба
школьника сдают зачёт учителю и приступают к
практической работе. Те ученики, которые
показали высокую степень подготовки, получают
звание "консультант” и в будущем могут
принимать зачёты у своих одноклассников. Такая
совместная деятельность учит детей
договариваться, понимать друг друга, решать
общие задачи, с уважением относится к работе
товарища.
На этапе практической работы важна
взаимопомощь. Некоторые учёные уже обратили
внимание на то, что обучение на уроке не имеет
аналогов в жизни. В самом деле, где кто видит,
чтобы изо дня в день по многу часов одни сидели и
слушали, а другие говорили? В жизни постоянно
общаются, обмениваются мнениями, опытом. Это
должно быть и на уроках. Пусть ходят, пусть
общаются, пусть вместе решают проблемы, изучают
новый материал, пусть живут на уроках
полнокровной жизнью, а не сидят притихшие, с
тоской ожидая звонка! Пусть помогают друг другу!
Во время уроков я своим ученикам разрешаю
свободно обращаться за помощью к товарищам или
учителю.
Немаловажным фактором хорошего самочувствия
ученика, а значит и отношения его к уроку
является то, как учитываются его индивидуальные
возможности. Неоспоримый факт – все дети разные:
по-разному усваивают изучаемый материал, имеют
неодинаковый уровень практической и
теоретической подготовки, специфические,
физические и психические данные. Отсюда вывод –
обучение должно быть сугубо индивидуальным.
Каждому своему ученику предоставляю право
выбора темпа обучения. Выбор учеником темпа
обучения на каждом уроке ставит его в ситуацию,
когда необходимо самому решать, как работать,
стараться изо всех сил или нет. Надо чтобы ученик
твёрдо знал, что изучив кое-как то-то и то-то, он
будет иметь "3”, если он приподнимет планку, то
получит "4”, а если ещё – "5”.
Важным моментом для атмосферы урока является
доверие между учителем и ребёнком. Если попытка
качественно и быстро выполнить какую-либо
операцию не удалась – никаких наказаний. Ученик
учится. Он пытается делать. За что его наказывать?
Даже если в процессе работы из-за неумелых
действий ломается инструмент – никаких
наказаний. Учащийся должен только сразу сообщить
об этом учителю и заменить полотно или напильник.
Идёт учебный процесс. Одни ребята уходят далеко
вперёд, другие не имеют такой возможности и
двигаются более медленно, но вперёд.
Оценивание работы учащихся – важный и
ответственный этап урока, как для ребёнка, так и
для учителя. Для этой цели использую стенд
"Выбери себе отметку”. Здесь указано, что должен
знать и уметь ученик, чтобы получить "5”, "4” или
"2”. Все знают, что не учитель ставит оценку, а
ученик выбирает её сам. Если он готов к уроку,
знает теоретический материал и может подкрепить
его качественной практической работой, то
получит только "5”. Если какой-то пункт не
выполняется, то оценка будет снижена. И, конечно
же, право отвечать предоставляется по желанию
тогда, когда учащиеся готовы к ответу или
считают, что готовы.
После проведения уроков обязательно провожу
рефлексию. Прежде всего, задаю вопросы себе:
- Интересен ли детям был урок?
- Какие формы работы их привлекли больше?
Для детей рефлексию провожу "Напиши мне
записку” или "Поставь уроку оценку”, или
"Посоветуй и подскажи”. Порой дети дают вполне
дельные советы и делают деловые замечания.
Интересные задания, атмосфера
доброжелательности и сотрудничества, право на
выбор, возможность проявить себя и обязательно
получить хороший результат превращает урок
технологии из обыденного в интересный и
привлекательный. Надо только помнить, что
привлекательность не самоцель, а средство для
побуждения желания учиться, раскрытия
возможностей детей. |