Модуль: Создание изделий из
текстильных и поделочных материалов.
Раздел: Материаловедение.
Цели урока:
Формирование представления о видах
дефектов тканей и способах определения
качества ткани.
Формирование навыков осуществления
проверки качества ткани.
Формирование проектного и
критического мышления, навыков самостоятельной
работы с информацией.
Способствовать формированию и
развитию трудовых, эстетических и
экономических качеств личности.
Методическое оснащение урока:
1. Материально-техническая база: компьютер,
проектор, экран, наборы тканей с дефектами,
презентация темы.
2. Дидактическое обеспечение: таблицы
определения дефектов тканей, карта дефектов
ткани, карточки – настроения, шляпы рефлексии.
Методы обучения: познавательные, проблемно-
поисковые, исследовательские, мозгового штурма.
Формы организации познавательной деятельности
учащихся: коллективная, групповая.
Тип урока: урок изучения нового учебного
материала, формирование специальных умений по
предмету.
Вид урока: урок – деловая игра. 1. Организационный момент: (2 мин.)
- приветствие;
- знакомство;
- проверка готовности к уроку;
- настрой учащихся на урок.
- Вы готовы к занятию по технологии?
Перед вами лежат карточки настроений.
Определите, какое сейчас у вас настроение и
поднимите нужную карточку вверх, чтобы я увидела.
Хорошо! Я рада, что у многих отличное настроение
и, мы можем приступить к работе!
2. Актуализация знаний учащихся: (3 мин.)
Пошив швейного изделия при выполнении
творческого проекта не может не включать выбор
ткани. В настоящее время на прилавках магазинов
появилось множество новых и красивых тканей.
Какую же лучше выбрать, чтобы изделие получилось
не только красивым, но и отличного качества.
1. Что вам известно о тканях?
2. Вы покупали сами ткань? А с мамой? Для
чего?
3. На что вы при покупке обращали
внимание?
При покупке ткани мы можем встретить и
такую!
1. Что необычного вы заметили на
образцах этих тканей?
2. Можно ли использовать такую ткань
при изготовлении швейных изделий?
3. Почему?
4. Что значит "качество ткани”?
5. Для чего необходимо проверять
качество ткани?
6. Как можно назвать эти изменения на
ткани?
Тема нашего урока "Дефекты тканей”.
На этом занятии мы познакомимся с различными
видами дефектов и научимся определять качество
ткани.
3. Изучение нового материала: (7 мин.)
- Как вы думаете, из – за чего могут возникать
дефекты при производстве тканей?
В процессе производства ткани иногда
происходит разладка станков или обрыв нитей.
Если своевременно не устранять неполадки в
оборудовании или невнимательно работать, то на
ткани будут появляться дефекты. Их называют ещё
– пороки.
- Знаете ли вы, что такое ГОСТы, для чего
они существуют?
Все ткани должны проходить проверку на
качество. Показатели качества определяются в
соответствии с требованиями государственных
стандартов – ГОСТов.
Если ткань не будет соответствовать
основным требованиям ГОСТа, её выбраковывают и
снижают сортность.
- Скажите, осуществляют ли проверку
качества изготовленной ткани на производстве?
- Как бы вы называли профессию этих людей?
Качество ткани и её сортность
проверяется на производстве в отделе
технического контроля контролерами:
1. По дефектам внешнего вида ткани;
2. По показателям свойств тканей.
У работников данного отдела очень
ответственная работа, от результатов их проверки
зависит репутация производства.
- Куда после изготовления поступает
готовая ткань?
- Ткань может повреждаться при
перевозке?
- В магазине проверяют качество ткани?
- Как называется профессия этих людей?
Вторично в магазине проверку качества
ткани производят товароведы – бракеры.
Товароведы – бракеры!
- По названию профессии мы можем
понять, чем занимаются эти люди?
- Зачем проверяют товароведы – бракеры
качество ткани?
Они выбраковывают ткань и в
зависимости от вида дефекта, снижают ее
стоимость при продаже.
- А покупатель, приобретая ткань,
должен проверять ее качество? Зачем?
1. Когда вы покупаете ткань, на что вы
обращаете внимание?
2. Часто ли вы покупали бракованную
ткань?
3. Важно при покупке ткани знать
правила проверки ее качества?
Внешние дефекты (пороки) ткани на всех
этапах проверки качества производится по
определенному алгоритму:
1.Определяют лицевую и изнаночную
стороны ткани.
2. Ткань просматривают с лицевой
стороны.
- Как вы думаете, почему?
3. Выявляют дефекты на ткани.
- Как бы вы отметили дефекты на ткани?
- С какой стороны необходимо отмечать дефект,
почему?
4.Фиксирование дефектов цветными
нитками.
- Какие будут последствия, если мы не
отметим дефект?
- Что будем делать, если мы купили
бракованную ткань?
- На что нужно обращать внимание при раскладке
выкроек на ткани?
Я думаю, что вы готовы проверить свои знания на
практике?
4. Инструктаж по выполнению практической
работы: (3 мин.)
Перед началом занятия вы разделились
на две группы. Сегодня вы не просто учащиеся.
Первая группа – работники отдела
технического контроля производства по проверке
качества тканей.
Вторая группа – товароведы – бракеры
в магазине тканей.
А я – покупатель. Вы должны проверить
качество ткани в том порядке, в каком она
проходит проверку после ее производства до
прилавков магазинов.
Задача каждой группы – изучить вид
дефектов по предложенной карте дефектов тканей,
определить вид дефекта на образцах тканей.
Виды дефектов необходимо занести в
таблицу напротив каждого номера ткани. Вместе с
таблицей вы будете работать и с карточкой
проверки знаний. На кармашках карточки указаны
номера ткани. Определив вид дефекта, листок с
дефектом вставляется в кармашек на свое место по
номеру ткани.
Начинать заполнять карточку нужно с
нижнего ряда.
Каждая группа на нашем занятии сможет
поработать в отделе рационализаторских
предложений по разработке минипроектов.
Проекты у вас будут разные. Вашим
главным консультантом по проектированию буду я.
Ваша задача – создать банк идей и предложений
для наших будущих проектов. Главное правило
рационализатора – быстро записывать все на
бумагу. Важна сама идея, даже если она покажется
вам фантастической!
Я познакомлю вас с методом мозгового
штурма, который вы сможете использовать не
только в учебе, но и в жизни при решении важных
проблем.
1 группа выполняет проект
"Использование бракованной ткани”.
2 группа - "Советы покупателю”.
(Для каждой группы выдается лист с
алгоритмом работы над минипроектом)
Алгоритм работы с проектом: |
Алгоритм защиты проекта: |
1. Сбор идей и предложений. |
1. Актуальность темы сегодня. |
2. Сортировка по группам. |
2. Экономическая часть
проекта |
3. Корректировка, уточнение. |
3. Экологическая часть
проекта |
4. Подготовка к защите
проекта. |
4. Где возможно применения
вашей |
|
разработки (сегодня, в
будущем)? |
Использование
бракованной ткани |
1 |
2 |
3 |
на производстве |
в школе |
дома |
Советы покупателю |
1 |
2 |
3 |
Проверка качества при покупке |
По выявлению
дефектов после покупки |
Перед раскроем изделия |
Обратите внимание на схему
передвижения каждой группы.
Эта схема в течение всей практической
работы будет находится на доске.
Задайте вопросы, если вам что-то
непонятно?
Вы сегодня должны работать вместе,
дружно, без заминок и, тогда у нас все получится.
Я буду работать вместе с вами!
Желаю вам успехов в приобретении новых
знаний! Приступайте к работе!
5. Практическая работа: (20 мин.)
Самостоятельная работа групп.
Текущий контроль за выполнением, консультации,
рекомендации, оказание помощи в выполнении
практической работы группам. Замечания,
рекомендации.
Подготовка учащихся к защите творческих
проектов.
6. Подведение итогов урока: (5 мин.)
Молодцы! Вы отлично и дружно сработали в своих
группах!
Давайте проверим, что же у вас получилось!
Проверка карточек показала, что вы отлично
знаете основные дефекты тканей, научились
находить их на тканях и сможете применить
полученные знания и умения при выполнении
творческих проектов.
Особенно хочется отметить работу………
Группы готовы к защите проектов? Приступаем!
Я приглашаю 1 группу для защиты
минипроекта "Использование бракованной ткани”.
2 группу - "Советы покупателю”
- Подумайте и ответьте, что дает работа
над проектами?
- Вам может пригодиться это в жизни?
Думаю, что работа над проектами не
прошла даром, эти знания вы сможете использовать
и в учебе при изготовлении изделий, и в
дальнейшей своей творческой деятельности.
Я прошу вас принять участие в
подведении итогов нашего занятия.
На доске только начало предложения,
постарайтесь подумать и закончить предложение.
Так как урок наш сегодня по времени
сокращен, я подготовила вам информацию по
изученной теме: алгоритм определения качества
ткани и алгоритм работы над проектом. Вы вклеите
это в ваши тетради и сможете использовать в
дальнейшей работе.
Домашнее задание - посетить магазин
тканей, определить качество тканей по 2 – 3
образцам, составить отчет о работе.
Я благодарю вас за совместную деятельность на
этом занятии. Мне очень интересно было общаться с
вами.
Чтобы узнать, интересно ли вам было на занятии,
я попрошу вас выбрать одну из шляп на вашем столе:
красную – очень интересно, синюю – интересно,
зеленую – было неинтересно. Поднимите выбранную
шляпу.
Ну, вот мы и попрощаемся, как это было принято
всегда на Руси. Я прощаюсь красной шляпой, мне с
вами сегодня было очень интересно!
Спасибо за урок!
До свидания! |