Тип урока. Урок обобщения
и систематизации знаний и умений.
Цели:
систематизировать и обобщить теоретические знания, закрепить практические
умения, проверить итоговые знания по разделу
«Машиноведение»;
воспитывать эстетический вкус,
внимательность; прививать навыки
аккуратности; развивать память, техническое мышление, координацию движения рук,
исполнительские умения.
Оборудование: швейная машина,
инструкционные карты, плакаты, ручные инструменты.
Методы обучения: инструктаж,
практическая работа, дидактические игры.
Форма проведения.
Игра-путешествие.
Ход урока:
1.Организация урока.
Проверка готовности учащихся к уроку.
Учитель: - Сегодняшний урок
хочу начать со стихотворения, которое, на мой взгляд, характеризует и
правильное отношение человека к трудовой деятельности, и отражает важное
значение инструментов и материалов в швейном деле.
Нитка и иголка
Хвалилась нитка средь заплат:
« Я с вас не требую зарплат,
всё делаю бесплатно,
смотрите: всё залатано.
К мешку, рубашке иль белью
из вас любую я пришью,
а без меня бы никогда
вы не годились никуда».
Тут в стороне иголка
отозвалась негромко:
« Ты, правда, дырки зашиваешь,
да только, жалко, забываешь,
что, если б не было меня,
какая польза от тебя?»
В жизни бывают типы людей:
один поскромнее, другой
понаглей.
Итоги работы зависят у них
от вклада усилий и тех и
других.
Но скромный работник не любит
хвалиться,
он добросовестно будет
трудиться,
а наглый, бессовестный,
лодырь, хапуга
припишет себе и чужие заслуги.
2.Повторение пройденного
материала.
Устный опрос.
-Для чего предназначена
швейная машина?
-Чем машинные швы отличаются
от ручных?
-С какими приводами бывают
швейные машины?
Сегодняшний урок - это
путешествие ниточки к иголке. На пути к иголочке вы вспомните название деталей,
через которые проходит ниточка. Учитель читает сказку.
«Жила-была ниточка, но не
короткая, а длинная-длинная. И чтобы она не путалась, её намотали на катушку. А
катушку, чтобы она не сидела без дела, приставили к очень строгому дяде.
-Ты у меня не будешь
бездельничать, - сказал дядя,
-Будешь вертеться, как белка в
колесе.
-Ну и подумаешь,- сказала ниточка,-
и буду работать. Да ты меня не знаешь, дядя, не из ленивых я, но без иголочки я
работать не буду, помоги найти путь к иголочке и я тебе покажу, на что я
способна.
-Помогу,- сказал строгий дядя.
-С меня начнёшь ты путь
но как меня зовут?
Должна ты угадать, чтоб в путь
не опоздать.
Слушай мою загадку:
На посту, как часовой,
я стою весь день дневной
Ниточек к себе я зазываю.
На себя их одеваю, заставляю
их вертеться,
чтоб в работе осмотреться.
-Отгадывай, ниточка.
Призадумалась ниточка.
Учитель: «Помогите, девочки, ответить на загадку ниточке, она в
первый раз прокладывает свой путь».
Девочки отвечают.
Ниточка: «Это катушечный стержень!»
-Правильно!
Покатилась ниточка дальше, а
навстречу ей лиса:
-Какая красивенькая! Ты куда
спешишь? Знаю, знаю, к иголочке, к своей подружке. А я одинокая. Как я тебе
завидую. Не пущу! И путь не укажу. Оставайся со мной, поиграем, зачем тебе
работать?
Ниточка: « Я к подруге спешу, мы с ней - не разлей вода. Мы всё
делаем с ней без особого труда. Мы любим с ней трудиться, без дела нам никак не сидится.
Лиса: « Ну, хорошо, отгадаешь загадку, укажу дорожку, а на ней -
ягода морошка, ягод таких нигде не найдёшь, полакомишься и в путь пойдёшь.
Вот моя загадка:
-Как маяк он на пути,
ниткам мимо - не пройти.
Он правильно укажет путь-
спуститься вниз или свернуть.
Ниточка с подсказок девочек
отвечает: «Это первый нитенаправитель»
Лиса: «Правильно, катись дальше, ниточка.»
Катиться ниточка дальше, а
навстречу ей волк:
-Катишься, катишься, а сама не
знаешь, что тебя ожидает впереди- страшная преграда, страшнее ада. Тебя сожмут,
твою убавят скорость...
Ниточка:
-Это мне не новость. Ничего я
не боюсь, по правилам двигаться научусь.
Чтобы ниточке не рваться,
нужно медленно передвигаться. И моя дорожка, хоть и с волнением немножко;
но волка бояться - в лес не
ходить. Хватит стращать и воду мутить.
Читай загадку, задавай вопрос, раньше времени не буду вешать нос.
Волк: «Ну, слушай, смелая ниточка.
-Нитку пригласит он
опуститься,
между шайбами прокрутиться
аккуратно её сожмёт.
В нём пружиночка живёт.
Ниточка: «Регулятор натяжения верхней нити»
Волк: «Правильно, катись дальше, ниточка.»
Покатилась ниточка дальше, а
впереди её заяц: прыг-скок,прыг-скок, увидал ниточку и говорит:
-Катишься и не путаешься между
кустиками, как это у тебя получается?
Ниточка: «Аккуратно качусь и внимательно, не спеша. В моём деле -
это главные качества. За это меня иголочка и уважает. Так укажешь путь или
будешь загадку загадывать?
Заяц: «Ах, как я люблю загадки! Следы люблю путать, чтобы лису
сбить с правильного пути. Но тебе правильный укажу путь, ведь загадка совсем
простая. Потрудись её разгадать, ведь без труда - не выловишь и рыбку из пруда,
слушай:
-Рывок, другой, а ну-ка,
ниточка, постой
Я пружинка непростая,
дело знаю не спроста я
Не спеши ты, успокойся
иначе вверх не заберёшься.
Ниточка: « Компенсационная пружинка».
Заяц: «Молодец! Выговорила. Катись дальше, ниточка.
Ниточка: «А про какой-такой верх он намекал? У кого спросить?»
Катится она дальше, а
навстречу ей медведь:
-Продолжаешь свой путь? И не
боишься, что тебя затопчут, ведь ты такая тоненькая, а у нас у зверей, лапы такие толстые. Заждалась тебя
иголка..
Ниточка: «Так укажи путь, не задерживай!»
Почесал медведь затылок:
«Отпустил бы, да звери не поймут, скажут, ленивый Мишка, не мог загадку
сочинить.»
Ниточка: « Так загадывай
быстрей, спешу ведь!»
Медведь: «Сейчас... Запамятовал немножко.
Вспомнил! Слушай.
-На журавлик он похож:
шейку поднимает, опускает.
Хоть зерно он не клюёт
зато ниточку к иголке подаёт.
Ниточка отвечает с подсказки
уч-ся: «Нитепритягиватель»
- Правильно, ниточка.
Покатилась дальше ниточка,
катится, катится, а куда? И вдруг:
«Машенька! Как я рада тебя
видеть. А я спешу к иголочке. И заплутала
немножко. Не подскажешь куда идти?
Машенька: «Спеши быстрей! Иголочка заждалась тебя. Обещайте сшить
мне новый сарафан, а то этот износился. Загадок не будет. Я всё понимаю,
спешить тебе надо. Иди прямо, там за пеньком будет второй нитенаправитель,
проденься в него и спускайся ниже, дальше, за ёлочкой, будет третий нитенаправитель.
Ты его обогни, а рядом с ним ты увидишь свою иголочку. Счастливого пути,
ниточка!
Ниточка: «Спасибо,
Машенька!»
и покатилась за пенёк, за
ёлочку, а там уже иголочка руку ей протягивает:
-Сюда, сюда! Ниточка,
продевайся в моё ушко быстрей и за работу, заждалась я тебя. Запомнила путь?
Тебе ещё не раз придётся по нему ходить.
ОБЕ вместе: «За работу мы берёмся с хорошим настроением.
Мы работаем с любовью и с
большим терпением!»
А вы, девочки, с каким настроением садитесь
работать за машинку? Хорошо запомнили путь ниточки к иголочке?
Проверим. Сейчас я вам раздам
карточки с таблицей, вам нужно будет заполнить её, указав цифрами
последовательность заправки верхней нитки:
Наименование деталей
|
Последовательность заправки
нитки
|
|
Компенсационная пружина
нитенаправитель на фронтовой
доске
катушечный стержень
игла
верхний нитенаправитель
рычаг нитепритягивателя
регулятор натяжения верхней нитки
нитенаправитель на
игловодителе
|
|
|
Учащиеся заполняют карточки и
сдают учителю на проверку
физкультминутка.
Исходное положение - стоя,
руки на поясе.
На счёт «раз» - повернуть
голову вправо, на счёт «два»- вернуться в исходное положение, на счёт «три» -
повернуть голову влево; на счёт «четыре» - вернуться в исходное положение;
Исходное положение - стоя, руки
опущены. На счёт «раз»- поднимаясь на носках, поднять прямые руки через стороны
вверх;
на счёт «два» - вернуться в
исходное положение.
Послушайте ещё загадки:
Встречу ниткам назначает,
вместе их переплетает,
их к иголке подаёт
в своём гнёздышке живёт.
(челночное устройство)
В ней маленькое
колёсико работу выполняет:
ниточку на шпульку
он быстро навивает.
Ровными рядами
ниточки ложатся,
чтобы при
раскрутке друг другу не мешаться
( мотальное устройство)
Не велосипедное оно,
но также крутиться
и на месте ей не сидится.
Сама работает и всех заставляет с усердием трудиться.
( маховое колесо)
С зубами острыми, но
не кошка
и движется она
понемножку
а ткань она не
кусает-
она её лишь
передвигает. (зубчатая рейка)
Топ-стежок, совсем не быстро,
топ-топ-топ, пошли быстрей.
Шире шаг, шагай ровней.
Прикажу тебе, иголка, и на
месте постоять.
А теперь закрепим строчку будем пятиться назад,
Научу тебя, иголка, все
команды выполнять.
( регулятор длины стежка)
Практическая работа.
Выполнить заправку верхней и
нижней ниток швейной машины.
Повторение правил безопасной
работы и санитарно-гигиенические
требования при работе на швейной машине:
1.как подготовить машину к
работе?
2.как правильно организовать
своё рабочее место?
3.как правильно сидят за швейной машиной?
4.как должен падать свет при
работе на швейной машине?
5.перечислите правила
окончания работы на швейной машине.
5.Анализ и оценка урока.
Учитель анализирует действия
учащихся, делает необходимые замечания, проверяет выполненную работу,
выставляет оценки.
6.Итог урока.
-Сделайте вывод
о том, что нам нужно делать, чтобы
машина шила правильно |