Цель урока: разработка моделей фартуков с применением различных
видов отделки
Образовательные:
- повторить виды фартуков различного назначения и с их отделкой;
- повторить приемы моделирования при изготовлении моделей фартуков;
- применять полученные на предыдущих уроках знания;
- формировать знания и умения об основных приемах моделирования;
Развивать:
- умение самокритично относиться к выполненной работе;
- стремление к анализу и оценки своей работы;
- художественный вкус;
- способность применять полученные знания в творческой деятельности;
- общеучебные умения, наглядно-образное мышление, память,
самостоятельность, навыки правильной организации рабочего места.
Воспитывать:
- требовательность к качеству выполнения своей работы;
- творческое отношение к труду;
- воспитывать коммуникативные качества.
Профориентационные:
- формировать знания о профессии художника – модельера.
Тип урока: обобщающий.
Наглядность, оборудование урока:
- компьютер;
- образцы моделей фартуков;
- линейки, лекало, карандаши,
- рабочая форма;
- плакат Машеньки.
Методы и формы обучения:
- объяснительно-иллюстрированный инструктаж;
- демонстрация презентации;
- проектная деятельность;
- групповая работа;
- ИКТ.
Межпредметные связи: рисование, русский язык, черчение.
Словарная работа: "моделирование”, "модель”, "фасон”, "эскиз”.
Ход урока
1. Организационный момент: 6 мин.
Приветствие: Здравствуйте, я рада видеть вас на своем открытом уроке
– Девочки нравится ли вам мультфильм "Маша и Медведь”? (Да.)
– А чем он вам нравится? (Ответы.)
– Предлагаю вам посмотреть фрагмент из этого
мультфильма. (Смотрят.)
– Как вы думаете, вкусную кашу сварила Маша? (Наверное, да.)
– Из чего она варила? (Ответы.)
– Но что она не сделала, перед тем, как стала варить кашу? (Не надела фартук.)
– Какие нормы она нарушила? (Санитарно-гигиенические.)
– Мы можем помочь Маше? (Да, мы можем для Маши смоделировать фартук.)
– Какая будет тема урока? (Моделирование фартука.)
– А цель? (Создать фартук для Маши.)
– Цель нашего урока: разработать модели фартука с различными видами отделок. Вам
предстоит выполнить проектную работу "Фартук для Маши” и защитить ее
2. Повторение из закрепление материала: 6 мин
– А что вы уже знаете о моделировании? Вспомнить помогут слова сигналы:
Моделирование, модель, эскиз, фасон
– Закрепить знания по моделированию поможет модельный ряд (предлагаю
рассмотреть 10 фасонов фартуков – гармошка с куклами).
– Найдите в этом ряду сходства и различия. Первый ряд – сходства, 2-й ряд –
различия, время выполнения – 1 мин.
Сходство |
Различия |
1. У каждого фартука есть нагрудник. |
1. Есть фартуки отрезные и не отрезные по линии талии. |
2. У каждого фартука есть нижняя часть |
2. Карманы имеют разную форму. |
3. У всех фартуков ест карманы. |
3. Фартуки различаются по цвету. |
4. У всех фартуков есть бретели |
4. Отделка у фартуков разная. |
5.У всех фартуков есть отделка. |
5. У фартуков различная форма нижней части. |
3. Практическая часть 15 мин.
– Того, кто занимается созданием новых моделей одежды, называют
Художник-модельер.
Модельер должен хорошо знать человеческую фигуру, ее пропорции и пластику,
законы и правила гармоничного сочетания цвета, хорошо разбираться в дополнениях
и украшениях, а также в технологии швейного дела. (Каких модельеров нашей страны
вы знаете, назовите фамилии.)
Практическая работа: составить мини-проект "Фартук для Маши” и его защитить.
– Представьте, что вы художники-модельеры, вам нужно создать модель фартука
для Маши и описать внешний вид по плану:
а) Название; б) назначение; б) ткань; г) форма; д) отделка; е) цвет
– Фартуки по крою делятся на три группы, какие? (С нагрудником, без
нагрудника и цельнокроеные.)
– У вас на столе есть лекало фартуков, бумага, карандаши и ножницы.
– Вспомним технику безопасности с ножницами.
– При выполнении проекта обратите внимание на Машеньку, какая она модная и
фартук должен соответствовать ей.
– В защитной речи проекта нужно использовать термины, которые мы сегодня
повторили на уроке (моделирование, модель, эскиз, фасон).
Защита проектов (девочки выходят к доске и представляют свою модель, примеряя
ее на Машеньку)
Оценка проектов:
– Девочки, оцените свою работу.
– Дайте оценку проекту (обращение к другой группе).
4. Рефлексивный блок: 1 мин.
– Итак, наш урок подходит к концу. Я предлагаю закончить эти предложения:
Я узнала…
Я научилась…
Мне пригодится…
5. Домашнее задание: 1 мин.
Создать фартук для Медведя и защитить его.
6. Подведение итога: 1 мин.
– Спасибо за урок.
– Я думаю, и Маша будет вам очень благодарна за такие фартуки. (Музыка из
Мультфильма.)
До свидания
Анализ урока.
Урок технологии в 5 классе на тему "Моделирование фартука” проведен как
обобщающий урок повторения после изучения темы "Конструирование и моделирование
изделия”. Следующим уроком в курсе "Обработка ткани” является "Раскрой фартука”.
На первом этапе урока объяснительно-иллюстрированный инструктаж позволил
привлечь учащихся к целепологанию, четко и лаконично была сформирована цель,
определена мотивация: необходимо помочь Маше смоделировать фартук. После защиты
проекта стало очевидно, что цель урока достигнута.
Нестандартный подход к мотивационному блоку ясно высветил задачи урока. И
позволил плавно перейти к содержательной части занятия.
Считаю, что интересным для детей стало повторение материала в игровой форме с
помощью ИКТ, что позволило быстро и занимательно осуществлять контроль знаний и
умений учащихся по теме и эффективно использовать время. (Девочки быстро и четко
отвечали на вопросы.)
Основное время на уроке отводилось выполнению проекта. Использование такого
метода позволило привлечь каждого ребенка к творческой деятельности, увидеть и
оценить результаты своего труда. В группах быстро и четко были распределены виды
работ: составление эскиза, описание модели, подготовка выступления. На данном
этапе урока дети учились оценивать свои работы и работы одноклассников.
Контрольно-регулирующим моментом на уроке являлась защита моделей фартука,
где прозвучала самооценка. Представленный план помог детям быстро составить
описание изделия. (Отметить группу, отдельных детей. До чего додумались?).
Считаю, что самооценка наиболее объективное оценивание.
На протяжении урока осуществлялась работа с профессиональными терминами.
Слова-сигналы способствовали научному подходу при подготовке к выступлению, т.е.
защите проекта
На уроке была организована опора на предыдущие знания, жизненный опыт,
учебный материал оказался актуальным, о чем мы услышали в рефлексии. Девочки –
будущие хозяйки, и модные фасоны фартуков им всегда будут необходимы.
На уроке осуществлялась профориентация, девочки познакомились с профессией
художника – модельера.
В ходе занятия наблюдалась взаимная заинтересованность всех участников урока,
доброжелательное отношение друг к другу.
Высокий темп урока помог за короткое время создать проект. |