Тип занятия: Изучение нового материала. Состоит из 2 занятий по 90 минут. 8 занятий учащиеся изготавливают изделие.
Цели занятий:
- Обучающая – познакомить учащихся с тверским
кружевоплетением, его особенностями; видами; подготовить учащихся к
проектной деятельности, совершенствовать умения и навыки при работе с
игольным кружевом.
- Развивающая – развивать познавательный интерес, логическое мышление, внимательность.
- Мотивационная – побудить интерес к кружевоплетению тверской земли.
- Воспитательная – воспитывать аккуратность, точность в работе, эстетичность, трудолюбие.
Оборудование:
- ткань,
- швейная игла,
- нитки мулине белого цвета,
- карандаш,
- мебельный степлер;
- деревянная рамка;
- ножницы;
- канцелярский нож.
- готовые изделия,
- журналы с кружевом;
- компьютер, мультимедийный проектор, Интернет
План занятия 1:
Этап занятия |
Дидактические задачи |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
1. Организационный момент (2 мин.) |
Настроить учащихся на рабочий лад. |
Приветствие класса, выявление дежурных, отсутствующих, подготовка оборудования. |
Организация рабочего места. |
2. Сообщение темы занятия, его цели (5 мин.) |
Активизация опорных знаний. |
Сообщение темы, цели занятия |
|
3. Объяснение материала (25 мин.) |
Сформировать у учащихся конкретные представления о кружевоплетении |
Беседа (показ слайдов). |
Технология изготовления игольного кружева |
4. Практическая работа учащихся (45 мин.) |
Составление эскиза, |
Вводный инструктаж: закрепить приемы работы с солнечным кружевом
Текущий инструктаж: следить за ТБ.
Заключительный инструктаж: контроль качества выполнения эскиза. |
|
5. Итоги занятия(10 мин.) |
Систематизация и обобщение приобретенных знаний. |
|
Самоконтроль, взаимоконтроль.
Ответы учащихся. |
6. Уборка рабочих мест (5 мин.) |
Привитие хозяйственных качеств личности: трудолюбия, аккуратности. |
|
Уборка рабочих мест, класса. |
Ход 1-го занятия
I. Организационный момент.
Приветствие. Выявление дежурных, отсутствующих.
II. Вступительная беседа. Сообщение темы занятия, его цели.
Учитель: Здравствуйте! Наш сегодняшний урок посвящен тверскому декоративно-прикладному творчеству, и его особенностям.
Учитель: Разговор я бы начала с вопроса: как вы понимаете смысл выражения «народное декоративно-прикладное творчество»?
Ученики: Народное сделано людьми, народом. Прикладное –это изделие используется в жизни. Декоративное – служит украшением.
Учитель: Верно. Что же изготавливали люди, чем они украшали свою одежду, дом?
Ученики: Дом украшали резьбой и росписью по
дереву, была посуда, сделанная своими руками; ткали сами ткани, шили и
украшали одежду вышивкой и кружевом.
Учитель демонстрирует изделия народных промыслов.
Учитель: Верно. Тверская земля особенно интересна
тем, что сохранила много самобытных памятников народного искусства XIX
века, в которых нашла отражение её сложная история. При огромном
внимании исследователей к старине русского Севера не менее своеобразные
произведения Тверской земли изучались мало. Однако, и это необычайно
важно: древние традиции, уже забытые в других местах, оказались здесь
более устойчивыми. В них особенно явственно прослеживаются очень давние
черты. Таким образом, сложились основные виды местного народного
творчества:
- резьба и роспись по дереву;
- кованый металл;
- плетение;
- керамика;
- набойка;
- одежда;
- ткачество;
- вышивка;
- кружево.
Учитель: Целью сегодняшнего занятия будет изучить особенности, виды кружева тверского края, сделать эскизы для «белой строчки».
III. Объяснение нового материала.
Учитель:
Окружают меня кружева.
Одуванчик дрожащий едва.
Пенный гребень на гладкой волне
И узор на морозном окне.
Кружева в стрекозиных крылах,
И в летящих, сквозных облаках,
В паутинке воздушной, лесной,
В невесомой тени кружевной.
Кружит лист кружевной надо мной,
Заплелась кружевами трава,
Кружева, кружева, кружева...
– Эти стихи о кружеве написал Л. Яхнин. Они очень подходят к теме
нашего занятия. Не только поэты посвящали свои стихи этому
удивительному виду рукоделия, но и художники писали картины, посмотрите
на слайд, здесь представлены картины
Василия Тропинина «Кружевницы».
Учитель: Большими художественными достоинствами, к сожалению, не получившими развития в наше время, обладало кружево Тверской
губернии. Его производили в двух городах — Калязине и Торжке. Калязин
образовался из трех ремесленных слобод при монастырях. Эти три части
впоследствии составляли отдельные городские районы, отличавшиеся
по своей ремесленной специализации. В начале XIX века Калязин называли
городом крахмала и кружев. Десятки крахмальных заводов и сотни
кружевниц создавали его особенность.
Кружевоплетение Тверской земли представляет огромный интерес по
своим разнообразным художественно-стилевым признакам. Существует очень
красивая легенда когда, возникло это удивительное чудо на земле
Тверской?
- Если верить преданию, то именно к 1654 году относится
пребывание царицы Марии Милославской, в г. Калязине Тверской губернии.
Государыня приехала в этот старинный русский город со слугами и
мастерицами, умевшими плести кружева из золотой и серебряной нити. В то
время были распространены металлические кружева, которые нашивались на
ткань в виде каймы, круга и т. д. Это кружево было очень дорогим и
приобрести его могли только состоятельные, богатые барышни, а вот в
XVIII веке появляются кружева из шелковой, льняной и хлопчатобумажной
нити. Впервые эти кружева появились в Орловской губернии. В Калязине,
который прежде называли «городом крахмала и кружев», этим промыслом
занимались очень многие женщины.
Учитель: Давайте рассмотрим в каких городах нашей области изготавливали кружево (Калязин, Торжок, Весьегонск)
-
Калязин. Считается, что уже в конце XVIII
столетия в Калязине стали плести кружево на продажу. Во всяком случае,
именно здесь сложился самый ранний кружевной промысел в России. В связи
с этой ранней специализацией и среди мастериц возникли разные группы,
в которых исполнялись только определенные типы кружева.
-
Торжок. В другом городе Тверской губернии —
Торжке — кружевоплетение тоже появилось довольно рано, и с самого
начала, то есть c XVIII века, уже преобладала сцепная техника.
Сохранилось изображение широкой прошвы, окаймленной пятилистниками
на волнистом стебле. Узор ее состоит из двух перемежающихся мотивов
в виде крупных цветочных кустов. Это кружево поразительно по богатству
и множеству разработок полотнянки, оказывающейся в нем почти
единственным приемом плетения, что вообще типично для XVIII века.
Ее варианты красивых рисунков выявляют форму листьев или в виде решеток
заполняют внутренние части цветов, ею же образованы и связки фона.
-
Весьегонск. Оригинальным характером отличаются
весьегонские мерные кружева. Они выполнялись простым численным способом
по памяти, без сколков, по счету нитей. По льняной плетешковой решетке
стелется линейный многоцветный узор из красных льняных и излюбленных
ярких зеленых, желтых, лиловых, оранжевых, малиновых, синих шерстяных
ниток, с типичными и для тверской вышивки и ткачества простыми
геометрическими мотивами, которые ритмично повернуты то вверх, то вниз.
Такое дробное многоцветье является сугубо локальной особенностью,
свойственной не только кружеву, но и местной вышивке и ткачеству.
Учитель: Рассмотрев иллюстрации кружев, можно сделать вывод, что кружевные изделия
в основном создавали вышивкой по сетке, которую получали выдергивая
нити (уток и основу) из полотняной ткани. Это так называемое шитье по выдергу,
которое получило название «строчевая вышивка», или просто «строчка».
Таким способом шили мережки, прошвы, отдельные элементы отделки и край
изделий. В разных районах существовали свои приемы шитья, различающиеся
и размером ячеек сетки и видом разделок. По виду кружева легко можно
было определить, где оно сшито.
В Тверской области кружево шили на тонком полотне или батисте по
сетке с мелкими ячейками (менее 4 х 4 мм). Сетку обвивают в один
оборот, рисунок на сетке выполняют, используя разные приемы: штопку,
настил, паучки, паутинку, воздушно-петельный шов. Это шитье получило
название «мелкая тверская строчка».
Традиционная сквозная одноцветная белая «строчка» является наиболее
типичной для древних юго-восточных центров: Старицы, Торжка, Твери,
Кашина. Особенно часто применялись ее разновидности:
- «плотный настил»;
- «косая штопка»;
- «стлань».
Учитель: Сегодня мы с вами начнем работу по изготовлению Тверского кружева.
К сожалению не осталось эскизов, и мы с вами на основе
иллюстраций из книги Л. Калмыковой «Народное искусство Тверской земли»
попробуем воссоздать эскизы «белой строчки», а в последствии и
изготовить (раздать иллюстрации из книги)
Учитель: Для работы нам с вами потребуется листок в клеточку, карандаш и линейка.
Можно придумать и свои рисунки.
IV. Практическая работа учащихся.
Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
1. Во время работы учитель подсказывает, направляет. |
Изготовление эскизов для кружева. |
V. Итоги занятия.
Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
1. Чему вы научились на занятии? |
1. Узнали особенности тверского кружевоплетения.
2. Изготовили эскиз для «белой строчки». |
4. Что было трудно? |
4. Из множества иллюстраций выбрать свой и нарисовать. |
5. Что интересного было на занятии? |
5. Показ слайдов, узнали историю родного края. |
VI. Уборка рабочих мест.
Ход 2-го занятия
Этап занятия |
Дидактические задачи |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
1. Организационный момент (2 мин.) |
Настроить учащихся на рабочий лад. |
Приветствие класса, выявление дежурных, отсутствующих, подготовка оборудования. |
Организация рабочего места. |
2. Сообщение темы занятия, его цели (5 мин.) |
Активизация опорных знаний. |
Сообщение темы, цели занятия |
|
3. Объяснение материала (25 мин.) |
Сформировать у учащихся конкретные представления о технике «белой строчки» |
Беседа (показ слайдов). |
Технология изготовления «белой строчки» |
4. Практическая работа учащихся (45 мин.) |
Научится растаскивать ткань с размерами ячеек 3х3мм |
Вводный инструктаж: закрепить приемы работы с «белой строчкой»
Текущий инструктаж: следить за ТБ.
Заключительный инструктаж: контроль качества выполнения разметки и сновок |
Упражнения по изготовлению «белой строчки» |
5. Итоги занятия (10 мин.) |
Систематизация и обобщение приобретенных знаний. |
|
Самоконтроль, взаимоконтроль.
Ответы учащихся. |
6. Уборка рабочих мест (5 мин.) |
Привитие хозяйственных качеств личности: трудолюбия, аккуратности. |
|
Уборка рабочих мест, класса. |
Учитель: На предыдущем занятии мы с вами
познакомились с кружевоплетение и особенностями тверского кружева,
изготовили эскизы, сегодня целью нашего занятия будет технология
изготовления «белой строчки». И несколько занятий подряд мы с вами
будем ее выполнять.
Итак, рассмотрим технологическую карту по изготовлению «белой строчки»
Последовательность и содержание операций |
Эскиз |
Инструменты, материалы, приспособления |
1. Нанести разметку на ткань. Закрепить ткань в деревянную рамку. |
|
Льняная ткань, карандаш, деревянная рамка 350х350мм, мебельный стиплер. |
2. Растаскать ткань с размерами ячеек 4х4мм
(заранее рассчитать, сколько нитей надо выдернуть в 1мм), учитывая
сколько клеток в вашем рисунке. |
|
Ткань, игла, ножницы, лезвие. |
3. Обвив сетки по диагонали. |
|
Ткань, игла, катушечные нитки белого цвета №40, ножницы. |
4. Края сетки обработать петельным швом, закрывая приметанные нити. |
|
Ткань, игла, нитки мулине белого цвета, ножницы. |
5. Отделать сетку вышивкой «настил» выбранным эскизом. |
|
Ткань, игла, нитки мулине белого цвета, ножницы. |
6. Снять ткань с рамки. Закрепить ткань в пяльцах. |
|
Ткань, пяльцы. |
Учитель: Вышивать можно натуральными,
искусственными, синтетическими и смешанными нитками. Нитки должны быть
крепкими, равномерно и прочно окрашенными, устойчивыми к свету и воде.
Лучше всего использовать хлопчатобумажное мулине белого цвета.
Учитель: Давайте вместе подумаем, какие инструменты и приспособления, вам будут нужны и как их использовать?
Ученики: Самыми необходимыми инструментами и
приспособлениями будет рамка, канцелярский нож, иглы. Рамка
прямоугольной или квадратной формы. Иглы можно использовать № 2–5, ушко
иглы должно быть овальным, с гладкими краями, чтобы при работе не
перетиралась нитка, и достаточно большим, чтобы нитки вдевались без
труда.
Рабочее место для выполнения вышивальных работ должно быть удобным.
Стол со всеми инструментами и приспособлениями должен стоять так, чтобы
свет на работу падал с левой стороны или спереди. Инструменты и
приспособления удобно располагать в правой части стола, а материалы – в
левой.
Учитель: Самым опасным предметом у вас будет канцелярский нож, я прошу быть предельно внимательными, надрез делать только по игле.
Учитель: Сейчас я вам предлагаю начать работу по изготовлению «белой сквозной строчки».
IV. Практическая работа учащихся 2-10-го занятий
Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
Во время работы следует помнить о правилах техники
безопасности при работе с канцелярским ножом, мебельным степлером, иглами,
утюгом и четко их соблюдать. Вспомним их.
|
1. Ответ учащихся:
1.1. Хранить иголки в специально отведенном для этого месте: подушечке, игольнице.
2.1. Не использовать ржавых игл.
3.1. канцелярским ножом надрез делать только по игле.
4.1. Ножницы с сомкнутыми лезвиями класть справа кольцами к себе.
5.1. Передавать ножницы кольцами вперед.
6.1. Включать и выключать утюг сухими руками, берясь за корпус вилки.
7.1. Ставить утюг на подставку.
8.1. Следить за положением терморегулятора в зависимости от вида ткани.
9.1. Не оставлять без присмотра включенный утюг.
10.1. Мебельным степлером пользоваться аккуратно, сильно прижимать его к рамке. |
2. Запяливание – заправка ткани на рамку.
2.1. Разгладить ткань утюгом.
2.2. Растянуть ткань на рамке(с помощью учителя или в паре)
2.3. Плотно приложить степлер к раме с тканью и сделать прострел.
2.4. Натягивать ткань по периметру.
2.5.Отчертить рабочее поле, 6 см от края. |
2. Выполняют запяливание.
|
3. Растаскать ткань с размерами ячеек 3х3мм (заранее рассчитать, сколько нитей надо выдернуть в 1мм).
3.1.Сначала ткань растаскиваем по горизонтали(5 нитей вытаскиваем, 3 оставляем)
3.2.Надрез делаем на линии края(6 см от края) канцелярским ножом по иголке.
3.3.Потом растаскивае в другую сторону. |
Растаскивают ткань сначала по горизонтали, потом по вертикали. Помнить о ТБ при работе с ножом
|
5. Раскрыть пасму мулине, разрезать в том месте, где узелок.
Для ускорения процесса вышивки очень важно правильно подобрать длину нити.
Короткую нить часто приходится менять, а длинная спутывается или на ней образуются узелки.
Приемлемая длина нити – 50-60 см. Возьмите нить в руку, перебросьте ее через локоть, снимите и отрежьте ножницами.
В другом случае конец нити взять в руку и отмерить расстояние до подбородка. Пучок состоит из 6 нитей. Отделите 2 нити. |
3. Отмеряют длину нити, отделяют от пучка две нити. |
4. Чтобы нитку легко вдеть в иголку, ее следует подрезать под углом.
Возьмите иглу в левую руку, ушко направьте в освещенную сторону и вденьте нить. |
4. Подрезают нить под углом, вдевают нить в иглу в два сложения. |
4. Обвитие сетки по диагонали(по рисунку)
|
Обвитие сетки по диагонали
|
4. Края сетки обработать петельным швом, закрывая приметанные нити.
|
Отделка краев сетки петельным швом. |
5. Отделать сетку вышивкой «настил» выбранным эскизом.
|
По своему эскизу настилом вышить рисунок. |
6. Снять ткань с рамки. Закрепить ткань в пяльцах.
|
|
V. Итоги занятий.
Особенностью студии является то, что учащиеся выполняют различные творческие проекты.
Результатом выполнения творческого проекта должно быть реальное
изделие, выполненное на достаточно высоком технологическом уровне.
На протяжении нескольких занятий в итоге получилась
салфетка-скатерть, с «белой строчкой» и вышивкой крестом, которая тоже
использовалась тверскими мастерицами. |