Цели:
- Сформировать знания о разных покроях рукавов и разновидностях втачного рукава.
- Изучить названия срезов и конструктивных линий рукава,
измерительные признаки и прибавки, необходимые для его
построения.
- Развивать у учащихся начертательные умения и навыки, самостоятельное мышление при построении чертежа.
- Содействовать воспитанию точности и аккуратности при построении чертежа.
Оборудование: компьютерный класс, мультимедийный проектор; экран;
раздаточный материал для учеников: сантиметровые ленты, масштабные линейки, карандаши, ластики, бумага для выполнения чертежей в натуральную величину;
для учителя: бумажная выкройка втачного одношовного рукава в натуральную величину.
Ход урока
№ |
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Время (мин.) |
Примечания |
1 |
Организационный
момент |
Проверка готовности
учащихся (наличие инструментов) |
|
1 |
|
|
|
Сообщение темы и целей урока |
|
2 |
|
2 |
Изложение нового
материала |
|
|
|
|
2.1 |
Вводная беседа |
Комментирование слайдов |
Смотрят на экран, слушают, участвуют в беседе |
5 |
|
3 |
Практическая работа |
|
|
|
|
3.1 |
Вводный инструктаж |
инструктирует и показывает; организует индивидуальную самостоятельную работу |
осмысливание и выполнение задания |
2
3 |
|
3.2 |
Текущий инструктаж |
корректировка неправильных действий учащихся, ссылка на слайды |
самостоятельная индивидуальная
(или фронтальная)
работа со слайдами |
15-20 |
|
3.3 |
Заключительный инструктаж |
анализ выполненных работ |
показ выполненных работ |
3 |
|
4 |
Итог урока |
беседа по вопросам учителя |
отвечают на вопросы |
3 |
|
5 |
Домашнее задание |
сообщение домашнего задания |
запись в дневник |
1-2 |
|
6 |
Уборка рабочих мест |
|
|
2 |
|
План - конспект урока:
1. Организационный момент
Учитель приветствует всех присутствующих, контролирует готовность учащихся к уроку.
Для того чтобы сконцентрировать внимание учащихся и настроить
на рабочий лад, целесообразно на экране открыть Презентацию. Затем вместе с ними определить, чем будем заниматься на уроке, что необходимо запомнить и сделать.
2. Изложение нового материала
2.1. Вводная беседа
1) Покрой рукавов
Покрой - это исторически сложившийся характер членения одежды на детали определенной конфигурации и размера.
В зависимости от характера членения одежды по основанию
рук различают изделия без рукавов и с рукавами, которые
могут иметь следующий покрой.
- Втачной рукав.
- Реглан.
- Цельнокроеный.
- Комбинированный.
Рукава – важная часть изделия.
Покрой рукава, прежде всего, определяется назначением
изделия, а так же выбранным для пошива изделия материалом.
От раскроя и пошива рукавов во многом зависит внешний вид
изделия и удобство его в носке.
а) Виды втачных рукавов:
Покрой изделия с втачным рукавом считается классическим, так как является постоянным представителем моды.
Характерной особенностью этого покроя является линия
проймы, которая по своей форме соответствует очертаниям
сечения руки по конечной плечевой точке. Окат рукава
соединяется с прямой по замкнутому контуру. Втачные рукава
очень разнообразны.
б) Покрой реглан.
Особенностью этого покроя является незамкнутая линия
проймы, идущая от линии горловины, и рукав, цельнокроеный с
плечевой частью изделия. На месте плечевого шва располагается
средний (верхний) шов рукава или вытачка. Покрой рукава
реглан тоже бывает различным: обычный реглан, реглан-погон,
полуреглан и др.
Мода обычно связывает реглан с изделиями свободного прямого силуэта.
Примеание: для любознательных в имеется дополнительная информация о происхождении рукава реглан для самостоятельного прочтения.
в) Цельнокроеный рукав
С рукавами этого покроя мы подробно знакомились в 7
классе. Плечевые изделия с цельнокроеными рукавами тоже обычно
имеют свободный прямой или полуприлегающий силуэт, мягкую
округлую форму плеча для большей свободы движения. Существуют
различные варианты цельнокроеных рукавов: мягкой формы, с
ластовицей, с отрезными бочками, но все их характеризует
выкраивание рукавов вместе с передом и спинкой.
г) Комбинированный покрой
Комбинированный покрой характеризуется сочетанием в одном
изделии нескольких вариантов рукавов. Например: рукав
цельнокроеный с кокеткой.
д) Рукава с манжетами
Нижние срезы длинных прямых рукавов часто обрабатывают
манжетами: прямыми замкнутыми или с обработанным краем - их
застегивают на пуговицы и петли.
Манжеты могут быть цельнокроеными или состоять из двух частей: верхней и нижней.
При построении рукава с манжетой длину рукава (Д р) уменьшают на половину ширины манжеты.
2) Названия линий и срезов рукава
Учитель показывает учащимся выкройку основы втачного рукава, объясняет, что окат -
это верхний контур рукава. Рекомендует обратить их внимание на форму
нижнего среза выкройки, предложить определить переднюю и заднюю
половинки рукава.
3. Практическая работа.
3.1. Вводный инструктаж
1) Снятие мерок для построения рукава.
Объяснение с практическим закреплением (фронтальная работа в парах).
Демонстрируется изображение руки с нанесенными на ней ориентирными точками и линиями измерений.
Учителю необходимо вызвать одну из учениц к доске и
показать, как правильно снимать мерки. Ученицы вспоминают
правила снятия мерок:
- измерения производят по правой свободно опущенной руке;
- измеряемый должен стоять прямо без напряжения, не сгибая ноги в коленях.
Обхват плеча - Оп
Измеряют самое широкое место руки в области подмышечных впадин.
Обхват запястья — Озап.
Измеряют в самом узком месте руки у сочленения предплечья с кистью.
Длина рукава - Др.
Измеряют от плечевой точки до нужной длины рукава, учитывая сгиб руки в области локтя.
2) Исходные данные для построения чертежа рукава
Учитель объясняет, что построение зависит от фасона рукава, направления моды, особенностей телосложения и пр. (слайд 2) Прибавка на свободу движения для обычного рукава составляет 5 - 6 см; для рукавов на худые руки - до 7 см.
Кроме того, для построения необходимо дополнительно найти высоту оката.
3. 2. Текущий инструктаж
Учащиеся, используя алгоритм,
самостоятельно в рабочих тетрадях выполняют чертеж основы втачного
рукава на типовую фигуру в масштабе 1:4. При наличии времени строят
выкройку рукава по своим меркам в натуральную величину (те, у
кого изделие с рукавами) или по своим меркам в масштабе
1:4.
3. 3. Заключительный инструктаж
Учитель анализирует работы и выставляет оценки.
4. Итог урока
4.1 Вопросы:
- Какие мерки снимают для построения чертежа основы рукава?
- Почему все мерки для построения чертежа рукава записывают полностью?
- Какая линия контура рукава называется окатом?
- По какой формуле рассчитывают высоту оката?
5. Домашнее задание:
- Построить чертеж основы рукава по своим меркам
- Повторить покрои рукавов, названия срезов и конструктивных линий рукава
6. Уборка рабочих мест |