В настоящее время в центре внимания учителей
технологии находится исследовательская
деятельность учащихся и метод проектов.
Метод проектов – педагогическая
технология, ориентированная на применение
технологических знаний, умений и навыков
учащихся, а так же приобретение новых, порой
путем самообразования. Проектирование развивает
инициативу, творчество, расширяет кругозор,
способствует применению полученных знаний,
умений и навыков в различных видах практической
деятельности.
Метод проектов я использую в своей
педагогической работе уже в течение нескольких
лет.
Тема курсового (годового) проекта выбирается
ученицей самостоятельно или по моей
рекомендации, исходя из индивидуальных
способностей девочки. Например, одним ученицам
предлагаю изготовить изделие в уже знакомой
технике рукоделия, а другим – более сильным –
самостоятельно освоить то или иное
декоративно-прикладное искусство, провести
исследование по той или иной теме. Это может быть
индивидуальная или коллективная проектная
работа. Все ученицы выполняют курсовые проекты
обязательно с учетом экономической,
экологической и предпринимательской
целесообразности.
Итогом работы над курсовыми проектами служит
защита проектных работ. Каждая ученица заранее
выполняет практическую работу, пишет
пояснительную записку, готовит речь защиты
курсового проекта. На предыдущих уроках знакомлю
девочек с критериями оценок экспертов. Чтобы создать
ощущение праздника, уроки, на которых ученицы
защищают свои курсовые проекты – открытые. Роль
экспертов выполняют приглашённые учителя, а
порой и сами дети. На этих уроках выявляются
лидеры по определённым номинациям. Номинантам
торжественно вручается приглашение на участие в
общешкольном конкурсе "Рукодельница”. Конкурс
"Рукодельница” проводится в актовом зале, по
времени – ближе к женскому дню 8 Марта.
Приглашаются все желающие: учителя, родители,
учащиеся; девочки 4-х классов, чтобы они могли
познакомиться, чем они станут заниматься на
следующей ступени образования.
Зал оформляется предметами
декоративно-прикладного искусства, выполненными
местными мастерицами, плакатами с русскими
пословицами о рукоделии, о труде. Оформляется
выставка детских работ: учебных, творческих.
Отдельно представлена выставка проектных работ.
Цели:
а) обобщение знаний; формирование навыков по
защите проектов; знакомство с народными
ремёслами;
б) развитие творческих способностей;
в) воспитание эстетического вкуса,
объективности в самооценке, умения держаться на
публике, культуры речи, поведения.
Оборудование:
- творческие проекты (изделия и пояснительные
записки),
- таблицы-ведомости для экспертов,
- грамоты по номинациям,
- призы.
ХОД КОНКУРСА
I. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ.
На сцену выходят 2 мальчика-ведущих в
рубахах-косоворотках:
1-й ведущий (1-й): Здравствуйте, наши гостюшки!
Вы пожалуйте на праздничек!
2-й ведущий (2-й): К нам на праздник
"Рукодельница”!
1-й: Есть время работать, есть время и
веселиться!
2-й: Вас, судари, просим быть судьями строгими,
но справедливыми.
УЧИТЕЛЬ: Представление экспертов.
1-й: Вот вам листы и ручки-самописцы –
оценки-баллы выставляйте (раздаёт ручки).
2-й: А вот таблицы, где будете оценки обобщать,
общий балл выставлять (раздаёт
таблицы-ведомости).
1-й: А вот и наши участницы – наши красавицы.
2-й: Ходят плавно, будто лебёдушки… В зал
входят участницы хороводом, поют песню
"Берёзку”. Затем выстраиваются на сцене
полукругом.
УЧИТЕЛЬ:
Молвят слово, словно поют соловьи,
А прозываются они… (Участницы по очереди, с
поклоном называют свои имена). А праздник-то
наш необычный: он посвящён нашим рукодельницам,
сегодня мы узнаем: всё ли они знают о
ремёслах-рукоделии; и увидим: какие чудеса они
сотворили своими руками.
II. КОНКУРС "НАЗВАНИЯ РЕМЁСЕЛ”.
УЧИТЕЛЬ: В старину всё делали своими руками.
Ремёсла кормили, одевали, обували. Недаром
русская пословица гласит: "Ремесло не
коромысло – плеч не оттянет, а само прокормит”.
ПЕРВЫЙ КОНКУРС: кто знает больше названий
народных ремёсел? Выиграет тот, кто назовёт
последний……. (Победительница получит 5 баллов).
III. ТЕХНОЛОГИЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ РУССКОЙ РУБАШКИ.
УЧИТЕЛЬ: Дорогие рукодельницы, скажите мне: у
кого было больше шансов выйти замуж: у
ткачихи-пряхи или неткахи-непряхи? Почему?
Какую работу должна была проделать
крестьянка, чтобы изготовить своим домочадцам
льняные порты и рубахи? (Слушаем ответы
конкурсанток).
Да, крестьянка должна была быть рукодельницей,
умелицей и искусницей.
Итак, ВТОРОЙ КОНКУРС: Составить цепочку
технологии изготовления русской льняной рубашки.
(Каждой девочке предлагается карточка-задание.
На работу – 2 мин.
Пока конкурсанты работают, ведущие предлагают
зрителям загадки.
ЗАГАДКИ:
1-й:
Всех на свете обшивает,
Что шьёт – не надевает (игла).
2-й:
Инструмент бывалый –
Не большой, не малый.
У него полно забот:
Он и режет, и стрижёт (ножницы).
1-й: Маленькая, светлая больно кусаюсь (игла).
2-й: Маленько, кругленько, а за хвост не
поднять (клубок).
1-й: Конь стальной, хвост льняной (игла.)
2-й: Мягок, бел, весь мир одел (лен).
1-й: Сколько раз крутится, настолько и
вырастает (веретено).
IV. КОНКУРС КУРСОВЫХ ПРОЕКТОВ.
УЧИТЕЛЬ:
Говорят, у девочек руки не простые.
Говорят, у девочек руки золотые.
Вышивают, шьют, плетут,
И частушки нам споют.
Пришли к нам с изделием
Со всяким рукоделием,
С лентами, платками,
С узорчатыми кружевами!
Что за славный товар принесли нам девочки!
Давайте посмотрим, какие они рукодельницы!
Итак, КОНКУРС КУРСОВЫХ ПРОЕКТОВ!
V. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.
После выступления всех конкурсанток эксперты
приступают к подведению итогов конкурса
"Рукодельница”. О пока подводятся итоги…
УЧИТЕЛЬ:
Кто сказал – частушка, вроде,
В наши дни уже не в моде?
Да и дело разве в моде,
Если любят их в народе?
Частушки-нескладушки! На сцену выходят 3-5
девочек (желательно – из конкурсанток) в
народных костюмах с платочками в руках, под
аккомпанемент баяна весело и задорно поют
частушки, пританцовывая:
Мы озерновские девчата,
Интересно мы живём
Про народные ремёсла
Вам частушки пропоём. Ах, сколько руки эти
Чудесного творят!
То шьют, то вышивают,
То что-то мастерят.
Ах, защипы, буфы, складки,
Сочетание тонов…
Смотрим мы уже украдкой
На творение из снов.
Шила милому кисет,
Вышла рукавица.
Посмотри, мой дорогой,
Какая мастерица.
Шила, шила сарафан –
Исколола пальчики.
А надела сарафан –
За мной гурьбою мальчики. |
Дайте лён, дайте лён
И 49 веретён.
Стану прясть попрядывать,
На дружка поглядывать.Ах, булавки и иголки,
Нитки, ножницы, тесьма,
И узор на тонком шёлке,
А на шерсти бахрома.
А работы лучше, краше
Проплывают мимо вас.
Это мастерицы наши
Радуют работой нас.
Моя прялка не прядёт,
Колесо не вертится.
Что-то милый не идёт,
Видно долго сердится.
Мы не все частушки спели,
Знаем много мы втроём.
Приходите в гости снова,
Мы другие вам споём. |
Пока эксперты работают, ведущие предлагают
зрителям вопросы по основам русской народной
культуры.
ВОПРОСЫ:
1-й: Как в старину русские люди оберегали своё
жилище от "нечистой силы”?
2-й: Как в древности русский человек оберегал
себя от "нечистой силы”?
(Ответ: Все, что мы называем теперь
"украшениями”, в древности имело магический
смысл, украшалось и надевалось только в качестве
"оберега” - от слова "беречь”, оберегать”).
1-й: У кого была нарядней праздничная одежда, у
молодых девушек или замужних женщин? Почему?
(Ответ: У молодых девушек праздничная одежда
была нарядней. Чтобы её не сглазили. И ещё, чтобы
привлечь внимание потенциальных женихов).
2-й: Какой первый подарок делал жених невесте? Красиво
украшенная резьбой или росписью прялка,
сделанная им самим.
VI . РОЗЫГРЫШ ПРИЗА ЗРИТЕЛЬСКИХ СИМПАТИЙ.
УЧИТЕЛЬ (вопрос к зрителям):
Кто из наших рукодельниц был лучше?
Кто вам понравилась больше?
Ей похлопайте дольше! (называю имена
конкурсанток по очереди, они кланяются зрителям
или машут рукой, зрители хлопают…)
Приз зрительских симпатий – прихватка
"Сердце”.
VIII . НАГРАЖДЕНИЕ ПО НОМИНАЦИЯМ.
ГЛАВНЫЙ ЭКСПЕРТ:
1 место – титул "Рукодельница” – корона,
грамота……………………………
2 место – титул "Искусница” – корона,
грамота………………………………
3 место – титул "Умелица” – корона,
грамота………………………………
"За сложность” – прихватка
"Бабочка”……………………………………
"За оригинальность” – прихватка
"Цветок”……………………………
"За неповторимость” – прихватка
"Облачко”………………………
"За лучшую рекламу” – прихватка
"Нарцисс”………………………………
VIII . ЗАВЕРШЕНИЕ ПРАЗДНИКА:
1-й:
Будь доброй хозяюшкой, гостеприимною будь,
Мастерицей-рукодельницей, чтоб в доме был уют.
2-й:
Вот и кончилась игра,
Всем домой спешить пора!
1-й:
Пришло время расставанья,
До следующего гулянья!
2-й:
Завтра ждёт всех день забот,
На прощанье – хоровод!
Девочки выходят на поклон. |