Класс: 6
Тип урока: комбинированный, с элементами
игры.
Время урока: 90 мин.
Цели:
- систематизировать знания по самообслуживанию,
познакомить учащихся с правильным уходом за
обувью; научить выполнению декора;
- воспитывать эстетический вкус, любовь к
традициям своего народа; внимательность,
аккуратность, бережливость, создавать атмосферу
сотрудничества, взаимопомощи;
- развивать интерес к истории своего края,
кругозор учащихся, их творческие способности,
прививать навыки культуры труда; развивать
логическое мышление.
Оборудование: учебник, рабочая тетрадь,
таблицы с символами, ярлыки, шаблоны в форме
валенка, ручные иглы, ножницы, наперсток, нитки,
цветные лоскутки, тесьма, пайетки, бусины, бисер,
пуговицы, клей ПВА, кисточки.
Ход урока
I. Вводный инструктаж.
1. Организационный момент. Приветствие. Сообщение
темы и целей урока. Проверка готовности учащихся
к уроку.
Учитель:
Ребята, сегодня у нас в гостях герои
полюбившегося всем нам мультфильма "Зима в
Простоквашино".
Звучит мелодия из мультфильма. За дверью
слышится возня и перебранка кота и собаки.
Появляется почтальон Печкин и стучит в дверь,
заглядывает в класс.
Печкин:
Здравствуйте, детишки! А я к вам с гостинцем.
Принес посылку от дяди Федора. Только я ее вам не
отдам.
Обращается к учителю: У Вас документ есть?
Обращается к детям: А вы вообще еще маленькие.
Учитель (пожимает плечами):
У меня вот есть классный журнал. Это тоже
документ.
Печкин (теребя себя за ус):
Ну, это другое дело.
Вбегают Шарик и кот Матроскин. Кот в шапке
вязаной и валенках. Шарик в кроссовках, на шее
шарф. Изображают, что сильно замерзли.
Кот:
Вот глупый пёс. Я говорил тебе: "Покупай
валенки!". А ты: Кроссовки, кроссовки: Дешевле,
моднее!.. (ворчит). Вот мерзни теперь!
Шарик (оправдывается):
Да погоди ты ворчать, мы же в гости пришли.
Кот:
О! и Печкин здесь. А ты по какому поводу?
Печкин:
Да вот, посылку принес.
Учитель:
Так, может вскроем?
Вскрывают посылку. Печкин достает открытку,
передает учителю.
Девушка должна быть опрятна,
Одежда ее всегда аккуратна.
За одеждой своевременно нужно следить:
Заштопать, пуговицу пришить:
Ремонт и отделка швейных изделий
Требует овладения вами особых умений.
Будем учиться фурнитуру пришивать,
Правильно ремонт одежды выполнять.
Учитель (читает):
Думаю нам надо повторить, что мы с вами изучали
на прошлом уроке. Может в посылке шпаргалка есть?
Кот сует свой нос в посылку, достает открытку с
вопросами и карточки с нарисованными символами.
2. Повторение пройденного материала.
Вопросы для повторения:
- Почему нужно правильно ухаживать за одеждой?
- Какую информацию содержит ярлык, вшитый в
одежду?
- Как сортируют одежду перед стиркой?
- Как обрабатывают изделия с вышивкой?
- Какие изделия нельзя кипятить?
- Какие изделия нельзя выкручивать при отжимании
и почему?
- Какими средствами можно чистить шерстяные
изделия в домашних условиях?
- Какие изделия можно и какие нельзя отбеливать?
Шарик:
О, какие вы умные! Молодцы! За это я вам дам
пуговицы цветные. У нас на чердаке их целая
коробка (Раздает пуговицы). Вы их сохраните.
Они вам сегодня пригодятся.
Матроскин обращает внимание, что на плаще
Печкина отсутствует пуговица.
Матроскин:
Мур-р-р, девчата, посмотрите. Почтальон
пробирался по сугробам, где-то пуговицу потерял.
Вы поможете ему?
Одна из учащихся пришивает Печкину пуговицу, а
в это время другие ученицы отгадывают символы по
карточкам. Печкин
благодарит ученицу, хвалит за мастерство.
3. Изучение нового материала.
Шарик с Матроскиным опять между собой спорят.
Учитель пытается их помирить.
Учитель:
Друзья, давайте лучше займемся полезным делом.
Я буду задавать вопросы ребятам, они отвечать. А
вы помогайте нам.
- Какие виды обуви вы знаете? (Кот и пёс
подсказывают, выставляя свою обувь).
- Какие средства ухода вызнаете для каждого вида
обуви? (кремы, щетки, салфетки, бархотки).
Кот ворчит:
Сапоги да туфли, босоножки, кроссовки, кожа,
замша, резина: чепуха все это. В наших суровых
сибирских условиях, да еще живя в своем
деревянном доме, без валенок - никуда. А что вы,
девчата, о них знаете? Поди их и не носили никогда.
Дети пытаются возразить. Кот их перебивает.
Кот:
Все равно ничего не знаете. Как их делают? Как их
реставрируют? А как сохранить до следующей зимы?
Сплошные вопросы, никаких ответов.
Обращается к Печкину, Шарику и учителю. Печкин с
Шариком переглядываются.
Печкин:
Слыхал я про мастера Владимира Афанасьева из
деревни Кузедеево, что в Кемеровской области.
Пес встревает в разговор:
А у меня в деревне Смычки мастер знакомый есть.
Печкин:
Он-то в валенках толк знает. Он мне даже схему
нарисовал как они делаются. Сейчас я ее вам
покажу. Достает из кармана свернутый плакат.
Закрепляет на доске.
Печкин поясняет каждый этап. Шарик помогает
Учитель:
Об истории валяния обуви мы с вами уже говорили
на уроках материаловедения. Теперь мы знаем, как
и где изготавливают валяную обувь.
А как же ухаживать за ней?
Пес пихает Матроскина в бок:
Ты носишь валенки, ты и рассказывай.
Кот:
Валенки и фетровые боты, если они очень грязные,
предварительно моют (только учтите, что они могут
сесть), а, высушив, почистите щеткой, пемзой или
мелкозернистой шкуркой. Хранят валенки в сухом
проветриваемом помещении при относительной
влажности 65% и температуре воздуха от 0 до 25
градусов. В домашних условиях валенки можно
набить газетами и упаковать в бумажный мешок.
Запах типографской краски отпугивает моль.
Печкин ойкнул, схватился за поясницу. Пес
потирает нога об ногу.
Учитель:
Что с вами случилось?
Печкин и пес хором невнятно:
Да вот долго шли:. Холодно было:, ноет что-то:
Кот:
А у меня ничего не болит. Потому что валенки еще
и лечат. Ведь они сделаны из натуральной шерсти.
Они не только согревают. Но и лечат от ревматизма,
массажируют. Да и вообще - это отличная
профилактика от простудных заболеваний круглый
год.
Пес:
Ладно, ладно, уговорил. Только вот старенькие у
тебя уже валенки, с заплатками. Подновить бы их
надо.
Тихо звучит песня в исполнении Л.Руслановой
"Валенки".
II. Текущий инструктаж.
Учитель:
А мы тебе сейчас поможем придумать, как твои
валенки приукрасить. Девчата, поможем?
Печкин заглядывает в посылку и достает с
возгласом:
Ух, ты! Какие странные игрушки! Достает
шаблоны в форме валенок из драпа и фетра.
Пес вешает плакат с изображением валенок,
оформленных тесьмой, фурнитурой и т. д.
Учитель:
Девочки, вы наверно уже догадались, что вам
сейчас предстоит выполнить макет валенок с
различными украшениями, побывать в роли
дизайнеров.
Дизайнер - художник-конструктор, специалист
по дизайну, то есть мастер по эстетическому
облику промышленных изделий (Современный
толковый словарь русского языка., М., Ридерз
Дайджест).
Но для этого нам с вами сначала надо
приготовить рабочее место и повторить правила ТБ
для ручных работ.
Вам надо украсить шаблоны по своему желанию и
вкусу, подбирая необходимые отделочные
материалы из предложенных учителем
Требования к работе:
- Подбор ниток в цвет основы;
- Аккуратность;
- Эстетичность;
- Соответствие выполненной работы задуманной
идее.
III. Заключительный инструктаж
1. Презентация детских работ.
2. Оценка работ с комментариями гостей.
Кот благодарит за советы в ремонте и говорит:
Ой, спасибо! Ну, ублажили!
Вот подарок так подарок,
Славный для души приварок!
В этих валенках родимых
Нет снегов непроходимых!
В этих валенках сейчас
Я готов пуститься в пляс!
В них от радости без слов
Русского сплясать готов!
Такие красивые валенки я еще лет 100 носить буду!
Обращается к Шарику и Печкину:
Ну, какой там у вас знакомый мастер? Пошли что ли
к нему валенки мне ремонтировать? Да и вам
закажем по паре.
Печкин:
Да, да, да. Хорошая идея. Ты нас убедил. Спасибо
вам, девчата!
3. Прощание с гостями (персонажи уходят).
Учитель анализирует урок, отмечает допущенные
типичные ошибки, оценивает работу учащихся.
4. Домашнее задание: учебник, параграфы 18,19,
стр.110-119. ответить на вопросы в конце параграфов
4. Уборка рабочих мест. |