Тип урока. Урок объяснения нового
материала.
Цели.
- Научиться различать простые предложений с
однородными членами и ССП с союзом И.
- Определять смысловые отношения между частями
ССП.
Оборудование:
- портрет М. Ю. Лермонтова;
- высказывание П. О. Афанасьева;
- компьютер.
«Знаки препинания играют очень большую роль
как для пишущего, который в момент письма
расчленяет мысль на определенные взаимно
связанные части, так и для читающего, который
благодаря пунктуации легче воспринимает смысл
читаемого и лучше ориентируется в содержании
читаемого»
П. О. Афанасьев
ХОД УРОКА
I. Проверка домашнего задания.
а) Один ученик проводит словарную работу в
классе (комплексное повторение)
Например:
Прибыть вовремя, забавлять малыша,
преинтересный случай, деревянная рама,
испуганная лошадь, оскорбленное самолюбие,
бессердечный друг
Задание:
забавлять2
испуганная2
Лексическое значение – самолюбие
б) Другой ученик предлагает синтаксический
разбор осложненного простого предложения.
Несколько учеников выполняют задание на
карточках (расставить знаки препинания в простом
и ССП, разбор одного предложения)
II. Класс работает с учителем (отработка
навыков)
Задание 1. Объяснить постановку знаков
препинания перед И.
Я сел у забора на камень, завернувшись в бурку, и
стал поглядывать вдаль.
Я упал на траву, изнуренный тревогами и
бессонницей, и уснул.
(Обособленные члены предложения выделяются)
Задание 2.
Выборочно-распределительный диктант. Определить
тип односоставного предложения
Простые
ССП
- Я стоял напротив Грушницкого, и в груди моей
кипело чувство досады и злобы.
- Я еще раз предложил ему признаться в клевете и
обещал все простить.
- Сильно дуло от берега, и лодка быстро понеслась
под маленьким парусом.
- Он отвел капитана в сторону и стал говорить ему
что-то с большим жаром.
- Солнце, и лучи его уже не греют.
- Я хотел дать себе полное право щадить его, если
бы судьба меня помиловала.
III. Объяснение материала, полученного с
компьютера
Запятая в ССП перед сочинительным
соединительным союзом И не ставится, если:
- Есть общий второстепенный член предложения
- Общая вводная конструкция
- Если оба предложения назывные
- Если оба предложения безличные
- Вопросительное и вопросительное
- Восклицательное и восклицательное
- Побудительное и побудительное
IV. Закрепление
Ребята по очереди работают на компьютере. Все
остальные записывают предложение и объясняют
знаки препинания их.
К сожалению, суда еще не начали нагружаться и
почтовое судно ожидалось дня через три-четыре.
На дне лодки я нашел половину весла и кое-как
причалил к берегу.
Почему мне грустно и за что они меня ненавидят?
В лачужке было жарко натоплено, и что-то варилось
на огне.
Как все прошедшее ясно и как резко оно отлилось в
моей памяти!
V. Интеллектуальная игра
1. Задачка для любознательных
Определи вид предложения. Можно ли, опустив
глагол «рос», превратить это предложение в
простое?
На тенистых зеленых лужайках цвели желтые
кувшинки, куриная слепота и рос папоротник.
2. Найди соответствия. Расставь знаки
препинания.
Тамань – самый скверный городишко…
Я там чуть не умер с голода |
и луч его играл по земляному полу хаты |
Месяц светил в окно |
и мальчик верной, но осторожной поступью
прошел мимо меня. |
Я притаился у забора |
и казак мой, вопреки приказанию, спал крепким
сном, держа ружье обеими руками |
В сенях трещала догоревшая свеча в деревянной
тарелке |
да вдобавок еще меня хотели утопить |
3. Вставьте подходящие по смыслу слова в стих.
М.Ю. Лермонтова «Ангел».
Ангел
По небу полуночи ангел летел,
И тихую песню… пел;
И месяц, и … и тучи толпой
Внимали той песне святой…
О боге великом он пел, и …
Его непритворна была.
Он душу младую в объятьях нес
Для мира печали и слез,
И … его песни в душе молодой
Остался – без слов, но …
VI. Обобщающий тест
1. Ознакомьтесь с предложениями и выполните
задания.
а) Сорока прилетела к вечеру, когда от теплоты
лед начал оседать.
б) Ветер гнал по синему небу рыхлые тучи, и по
земле неслись вперемежку то холодные тени, то
солнечные пятна.
в) Конь помотал головой, подумал, потом вытянул
шею, и взял наконец хлеб мягкими губами.
г) Старая сорока сидела на раките и сердито
трещала: должно быть, хвасталась.
2. Найдите ССП
а) 1,
2
б) 2, 3 в)
2 г) 1, 3
3. Укажите предложение, соответствующее схеме.
[двусоставное], союз[двусоставное,
осложнено однородными членами].
4. Укажите сочинительный соединительный союз
а) то…то б)
и в)
но г) будто
5. Как надо расставить запятые в предложении?
Он очнулся 1 перестал шуметь 2 но 3 по-видимому 4
никого 5 и ничего не было.
а) 1, 3, 4, 5 б)1, 2,
4 в) 1, 2, 5 г)
1, 2, 3, 4
6. Какое из утверждений неверно?
а) Сочинительные союзы делятся на три группы:
соединительные, противительные, разделительные
б) Если есть общий второстепенный член
предложения, запятая отсутствует.
в) Простые предложения в составе
сложносочиненного связаны только интонацией.
г) Части сложносочиненного предложения
равноправны.
VII. Подведение итогов. Оценки
VIII. Домашнее задание: грамматическое
сочинение «Что я узнал о ССП». |