Среда, 24.07.2024, 09:43                                                                    ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ    ПОРТАЛ
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

З  В  О  Н  О  К   НА   У  Р  О  К

Было бы желание - найдешь на сайте знания!

Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | 

НАГЛЯДНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ОФОРМЛЕНИЯ СТЕНДОВ  РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ
МЕНЮ САЙТА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА В ШКОЛЕ

ЕГЭ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

ВЕЛИКИЕ ПИСАТЕЛИ

ИЗУЧЕНИЕ ТВОРЧЕСТВА
   ГОГОЛЯ


50 КНИГ ИЗМЕНИВШИХ
   ЛИТЕРАТУРУ


ТРЕНИНГИ "ТВОРЧЕСКАЯ
   ЛАБОРАТОРИЯ УЧИТЕЛЯ
    ЛИТЕРАТУРЫ"


ТЕМАТИЧЕСКОЕ
   ОЦЕНИВАНИЕ ПО
   ЛИТЕРАТУРЕ В 11 КЛАССЕ


ОЛИМПИАДА ПО
   ЛИТЕРАТУРЕ. 10 КЛАСС


ЛИТЕРАТУРНЫЕ РЕБУСЫ
   ПО ТВОРЧЕСТВУ ПОЭТОВ
   СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА


ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

ТЕМАТИЧЕСКИЕ КАРТОЧКИ
   ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КАК УЧИТЬ АНГЛИЙСКИЕ
   СЛОВА ЭФФЕКТИВНО


АНГЛИЙСКИЕ ВРЕМЕНА В
   ТЕКСТАХ И УПРАЖНЕНИЯХ


РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ
   ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


200 АНГЛИЙСКИЙ ВЫРАЖЕНИЙ.
   ТЕХНИКА ЗАПОМИНАНИЯ


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
   ФОРМАТЕ ЕГЭ ПО
   АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТИПОВЫЕ ВАРИАНТЫ
   ЗАДАНИЙ ЕГЭ ПО
   АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ГРАММАТИКА
   ИСПАНСКОГО ЯЗЫКА


ФРАНЦУЗСКИЙ ЯЗЫК

ФРАНЦУЗСКИЕ СЛОВА.
   ВИЗУАЛЬНОЕ
   ЗАПОМИНАНИЕ


ГРАММАТИКА
   ФРАНЦУЗСКОГО ЯЗЫКА


ВНУТРИШКОЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ
   ПО ФРАНЦУЗСКОМУ ЯЗЫКУ


ИСТОРИЯ В ШКОЛЕ

БИОЛОГИЯ В ШКОЛЕ

МАТЕМАТИКА В ШКОЛЕ

ФИЗИКА В ШКОЛЕ

ХИМИЯ В ШКОЛЕ

Категории раздела
КОНСПЕКТЫ УРОКОВ [111]

Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
Форма входа


Главная » Файлы » РУССКИЙ ЯЗЫК » КОНСПЕКТЫ УРОКОВ

Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными
22.07.2012, 11:46

Цель урока: повторение классификации СПП с несколькими придаточными, приведение в систему знания по теме.

Задачи урока:

  • систематизировать знания по теме "знаки препинания в СПП с несколькими придаточными”;
  • отработать навык постановки знаков препинания в СПП;
  • проверить степень усвоения материала.

Методические приемы:

  • составление таблицы "З – Х – У”;
  • составление кластера;
  • работа с лингвистическим текстом.

Ход урока

1. ВЫЗОВ.

Списать, расставить знаки препинания.

1. Приеду в Москву скоро но неизвестно когда. (А.Чехов) 2. Уля не сразу сообразила что произошло. (А.Фадеев) 3. Им не было никакого дела слушают ли их и смотрят ли на них люди. (А.Фадеев) 4. Как рассказывал учитель долго слушал у окна я. (А.Плещеев) 5. Конечно хорошо что он с ней венчается а как жить будут кто знает. (М.Горький). 6. Грустно видеть когда юноша теряет лучшие свои надежды и мечты когда перед ним отдергивается розовый флер сквозь который он смотрел на дела и чувства человеческие. (М.Лермонтов).

(Ключи к упражнению)

1. Приеду в Москву скоро, но неизвестно когда. (А.Чехов) 2. Уля не сразу сообразила, что произошло. (А.Фадеев) 3. Им не было никакого дела, слушают ли их и смотрят ли на них люди. (А.Фадеев) 4. Как рассказывал учитель – долго слушал у окна я. (А.Плещеев) 5. Конечно, хорошо что он с ней венчается, а как жить будут – кто знает. (М.Горький). 6. Грустно видеть, когда юноша теряет лучшие свои надежды и мечты, когда перед ним отдергивается розовый флер, сквозь который он смотрел на дела и чувства человеческие. (М.Лермонтов).

– Назовите, какие виды предложений по строению вы записали?

– Какими знаками препинания отделяется придаточная часть от главной?

– Назовите условия постановки тире в СПП.

– Когда запятая в СПП не ставится?

2. Работа с лингвистическим текстом. (Маркировка на полях: + -"новое”,

V – "знаю”, ? – "вопросы”)

Приложение 1

ОСМЫСЛЕНИЕ. Составление кластеров (по группам)

Защита кластера.

Практическая отработка умений и навыков постановки знаков препинания в СПП.

Осложненное списывание.

Запишите предложения, расставляя недостающие знаки препинания, используя схемы. Назовите вид предложений с учётом ведущей связи между их частями.

  1. Мы узнаем что когда берешь грибы лучше их срезать ножом нежели выдирать с корнем потому что грибница разрушается.
  2. Растение живёт и размножается под земле так что если вы увидите стайку ландышей в лесу нужно иметь в виду что вы видите одно растение.
  3. Сходство между цветами дополняется еще и тем что когда солнце уходит надолго или на ночь одуванчики закрывают свои цветы гаснут.
  4. Вот вам три охоты потому что если называть охотой собирание грибов то чем хуже земляника и орехи!
  5. Потом начали разрастаться деревья и кусты которые как редко я их ни сажал через три года перепутались образовали густоту. (В. Солоухин)

РЕФЛЕКСИЯ.

Выполнение тестовых заданий.

Приложение 2

Итог урока. Оценки.

Приложение 1

 Сложноподчинённые предложения - это сложные предложение, части которого связаны подчинительными союзами или относительными словами и подчинительной связью. В сложноподчинённых предложениях одно простое предложение (придаточное) зависит от другого (главного). От главного предложения к придаточному можно задать вопрос. Например, Он сказал (что он сказал?), что придёт поздно.

Иногда в составе сложноподчинённого предложения бывает несколько придаточных, которые могут находиться как в сочинительной связи, то есть относиться к одному и тому члену в главном предложении-быть однородными (Он рассказал мне, как отдохнул летом и что планирует делать зимой.), так и в подчинительной связи, то есть одно придаточное является для другого придаточного предложения главным - находится в последовательной подчиненности (Я увидел, что кто-то вышел из дома, в котором, как говорили, уже десять лет не горел свет)

Сложные предложения с рваными видами связи называются сложными синтаксическими целыми, или периодом.

Виды подчинительной связи.

                Однородное подчинение: Ася осталась в моей памяти той самой девочкой, какой я знавал её в лучшую пору моей жизни, какою её я видел в  последний раз. (И.Тургенев)

                Параллельное подчинение:  Когда у меня в руках новая книга, я чувствую, что в мою жизнь вошло что-то новое, говорящее, чудесное. (М.Горькй)

                Последовательное подчинение:   Княжна Мария умоляла брата подождать ещё день, говорила о том, что она знает, как будет несчастлив отец, ежели Андрей уедет, не помирившись с ней. (Л.Толстой)

                Смешанное подчинение разные комбинации подчинительной связи в пределах одного сложноподчиненного предложения.  Когда Вронский смотрел на часы на балконе Карениных, он был так растревожен, что видел стрелки на циферблате, но не мог понять, который час. (Л.Толстой).

 

                Знаки препинания в СПП с несколькими придаточными.

Запятые ставятся:

Если придаточные однородные и между ними нет сочинительного разделительного союза:                Я помню, что я озяб ужасно, что квартира была холодна, что чай не согрел меня. (К.Аксаков)

Если придаточные однородные, но между ними есть повторяющиеся сочинительные союзы:        Простота украшает. А все-таки должно в человеке присутствовать что-то невидимое с первого взгляда, о чем можно лишь догадываться, и что рано или поздно удивит нас, и что человек заставит нас по-настоящему взглянуть на этого человека. (С.Залыгин)

Если придаточные присоединены по способу последовательного или параллельного (неоднородного) подчинения:    Когда он подъезжал к заднему возу, Егорушка напряг своё зрение, чтобы получше рассмотреть его. (А.Чехов)

Запятая НЕ ставится:

Если однородные придаточные соединены одиночным неповторяющимся сочинительным соединительным или разделительным союзом:   Буду работать, пока у меня пальцы смогут держать перо, и пока не остановится сердце, переполненное ощущением жизни. (К.Паустовский)

На стыке сочинительного и подчинительного союзов, а также на стыке двух подчинительных союзов, если есть вторая часть сложного союза ТО, КАК и т.д.: …, ЕСЛИ …, то …  . Но если вторая часть союза отсутствует, то запятая ставится:…,что, если, …

Проверить себя можно применив метод изъятия: если часть  можно отбросить без искажения смысла предложения, то запятая на стыке союзов ставится, если такое изъятие невозможно, запятую на стыке союзов ставить не нужно:

Мечик почувствовал, что (?) если вновь придется отстреливаться, он уже ничем не будет отличаться от Пики. (А.Фадеев)  (Придаточное с союзом ЕСЛИ  можно опустить или переставить в другое место предложения, поэтому запятая между двумя союзами ставится)

Я думал, что (?) если в сию решительную минуту не переспорю старика, то уже в последствие времени мне будет трудно освободиться от его опеи. (А.Пушкин)

(Придаточное условное с союзом ЕСЛИ нельзя опустить или переставить, т.к. рядом окажется сочетание ЧТО … ТО, поэтому запятая между двумя союзами не ставится)

Если части СПП с несколькими придаточными значительно распространены, то ставится точка с запятой.


Приложение 2

 

В каком сложноподчиненном предложении три придаточных с однородным соподчинением? (Знаки препинания в предложениях не расставлены)

А) Смотритель осведомился куда надобно было ему ехать куда затем вернуться а затем объявил что лошади присланные из деревни ожидали нас уже четвертые сутки.

Б) И грустно мне что зыбким полукругом лежат во тьме пустынные дворы что поздний час  что гаснут друг за другом торжественные звёздные миры.

В) По-видимому промысел можно называть художественным если произведение отличается индивидуальностью самобытностью если оно несет миру красоту воспитывает лучшие чувства у человека.

Г) Пока я ходить умею пока я глядеть умею пока я дышать умею я буду идти вперед.

2. В каком сложноподчиненном предложении есть три придаточных с последовательным подчинением? (Знаки препинания в предложениях не расставлены)

А) Я хочу чтобы слышала ты  как тоскует мой голос живой.

Б) Молодые казаки ехали смутно и удерживали слезы так как боялись отца который тоже был несколько смущен хотя старался этого не показывать.

В) Когда Вронский смотрел на часы на балконе Карелиных он был так растревожен и занят своими мыслями что видел стрелки на циферблате но не мог понять который час.

Г) Я был тогда твердо убежден что всех трех профессоров чрезвычайно занимал вопрос о том выдержу ли я экзамен и хорошо ли я его выдержу.

3. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

                Когда Иван вечером вернулся домой (1) все дневные впечатления нахлынули на него (2) и (3) так как  им овладели самые разноречивые чувства (4) он стал доискиваться причин своего душевного волнения.

А) 1,2,4              Б) 1,2,3,4          В) 2,3                 Г) 3,4

4. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

                Хозяйка поняла  (1) что  (2) если сейчас гости опять окажутся в зале (3) то уже не увидят дальнюю аллею в лучах заходящего солнца (4) и она поспешно предложила прогуляться по саду.

А) 1,3         Б) 1,3,4            В) 1,2,3,4                 Г) 2,3,4

5. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

                В воображении писателя теснились самые разные замыслы (1) и (2) если он усилием воли заставлял себя останавливаться на чём-то одном (3) то он опять не знал (4) каким должно быть начало.

А) 1,2,3,4                  Б) 1,3                    В) 1,3,4              Г) 2,3,4

6. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

                Когда художник жил в Крыму (1) он всё своё время посвящал созерцанию картин природы (2) и (3) если погода располагала к прогулкам (4) он часами изучал на морском берегу рисунок бесконечно бегущих одна за другою волн.

А) 1,2,3,4              Б) 2                        В) 1,3                 Г) 1,3,4

7. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

                Снег засыпал танки (1) и (2) когда танкисты выбирались из башни подышать (3) он мгновенно покрывал их разгоряченные лица  (4) как будто пытался охладить их.

А) 1,3              Б) 2,3                В) 1,4                Г) 1,2,3,4

8. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Весной того года я окончил лицей (1) и (2) когда приехал из Москвы (3) просто поражен был (4) как изменился наш угрюмый дом.

А) 1,3                Б) 2,3                  В) 3                     Г) 1,2,3,4

 

9. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

                Прямо над головой вспыхнула запоздалая молния (1) и (2) пока она светила (3) я увидел (4) как мерцает какая-то белая точка на берегу.

А) 1,3,4              Б) 1,2,3, 4              В) 2,4                Г) 1,3

10. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

В тот день мы завтракали втроем (1) и (2) когда подали вишневый кисель (3) сестра капризно сказала (4) что десерт сегодня невкусный.

А) 1,3             Б) 2,3                   В) 1,2,3,4                     Г) 1,3,4

 

Ключ.

1 –Б,   2 –Б,  3 – Б, 4 – Б,  5 – В, 6 – А,  7 – Г, 8 – Г, 9 – Б, 10 – В.

Категория: КОНСПЕКТЫ УРОКОВ | Добавил: admin | Теги: поурочные планы уроков русского язы, конспект урока русского языка, русский язык в школе, открытый ур, методические наработки учителя русс
Просмотров: 4944 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 3.0/2
Поиск

ИНФОРМАТИКА В ШКОЛЕ

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ПРОФЕССОРА ФОРТРАНА


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ШКОЛЬНИКА "КОМПЬЮТЕР"


ПРАКТИКУМ ПО
   МОДЕЛИРОВАНИЮ.
   7-9 КЛАССЫ


РЕШЕНИЕ ТИПОВЫХ ЗАДАЧ
   ПО ПРОГРАММИРОВАНИЮ
   НА ЯЗЫКЕ PASCAL


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ
   ПО ИНФОРМАТИКЕ


ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ
   РАБОТЫ ПО
   ИНФОРМАТИКЕ. 11 КЛАСС


ГЕОГРАФИЯ В ШКОЛЕ

ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ
   ЭНЦИКЛОПЕДИЯ


ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
   ГЕОГРАФИЯ


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ГЕОГРАФИЯ РОССИИ


СПРАВОЧНИК ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ
   ПО ГЕОГРАФИИ


ЗАГАДКИ ТОПОНИМИКИ

ФИТОГЕОГРАФИЯ ДЛЯ
   ШКОЛЬНИКОВ


РУССКИЕ
   ПУТЕШЕСТВЕННИКИ


ПЕРВООТКРЫВАТЕЛИ

ГЕОГРАФИЯ ЧУДЕС

СОКРОВИЩА ЗЕМЛИ

МОРЯ И ОКЕАНЫ

ВУЛКАНЫ

СТИХИЙНЫЕ БЕДСТВИЯ

ЗАГАДКИ МАТЕРИКОВ И
   ОКЕАНОВ


ЗНАКОМЬТЕСЬ: ЕВРОПА

ЗНАКОМЬТЕСЬ: АФРИКА

ПОГОДА. ЧТО, КАК И
   ПОЧЕМУ?


ШКОЛЬНИКАМ О
   СЕВЕРНОМ СИЯНИИ


ГЕОГРАФИЯ.
   ЗЕМЛЕВЕДЕНИЕ. 6 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ
   ПО ГЕОГРАФИИ


ТИПОВЫЕ ВАРИАНТЫ
   КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
   В ФОРМАТЕ ЕГЭ


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ
   ПО ГЕОГРАФИИ


АСТРОНОМИЯ В ШКОЛЕ

КАРТОЧКИ ПО
   АСТРОНОМИИ


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ШКОЛЬНИКА "КОСМОС И
   ВСЕЛЕННАЯ"


ЗАДАЧИ ДЛЯ ОЛИМПИАДЫ
   ПО АСТРОНОМИИ. 10-11 КЛАССЫ
   КЛАССЫ"


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ
   ПО АСТРОНОМИИ


ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

ИНТЕРЕСНОЕ
   ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЕ


ЧЕЛОВЕКОВЕДЕНИЕ
   ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ


РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО
   ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ.
   8 КЛАСС


ТЕМАТИЧЕСКИЕ
   КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ
   ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ.
   8 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ

ТИПОВЫЕ ТЕСТЫ В
   ФОРМАТЕ ЕГЭ


ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ
   УЧИТЕЛЯ


ХРИСТИАНСТВО

ЖИТИЯ СВЯТЫХ
    В КАРТИНКАХ


ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ

БОГИ ОЛИМПА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
   МИФОЛОГИЯ


РУССКИЕ НАРОДНЫЕ
   ПРОМЫСЛЫ


ШКОЛЬНИКАМ О МУЗЕЯХ

СКУЛЬПТУРА

ЧУДЕСА СВЕТА

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
   МОСКВЫ


ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
   САНКТ-ПЕТЕРБУРГА



ИЗО В ШКОЛЕ

ОСНОВЫ РИСУНКА ДЛЯ
   УЧЕНИКОВ 5-8 КЛАССОВ


УРОКИ ПОШАГОВОГО
   РИСОВАНИЯ


РУССКИЕ ЖИВОПИСЦЫ


ФИЗКУЛЬТУРА В ШКОЛЕ

Я УЧИТЕЛЬ ФИЗКУЛЬТУРЫ

ИСТОРИЯ ОЛИМПИЙСКИХ
   ИГР


УРОКИ КУЛЬТУРЫ
   ЗДОРОВЬЯ


УПРАЖНЕНИЯ И ИГРЫ
   С МЯЧОМ


УРОКИ ФУТБОЛА

АТЛЕТИЧЕСКАЯ
   ГИМНАСТИКА


ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗКУЛЬТУРА
   В СПЕЦИАЛЬНОЙ ГРУППЕ


УПРАЖНЕНИЯ НА
   РАСТЯЖКУ


АТЛЕТИЗМ БЕЗ ЖЕЛЕЗА


ТЕХНОЛОГИЯ В ШКОЛЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО
   ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ
   ДЕВОЧЕК. 6 КЛАСС


УРОКИ КУЛИНАРИИ В
   5 КЛАССЕ


КАРТОЧКИ ДЛЯ
    ОПРОСА ПО ТЕХНОЛОГИИ. 5 КЛАСС


ПРАКТИКУМ ПО
   СЛЕСАРНЫМ РАБОТАМ


ВЫПИЛИВАНИЕ ИЗ ФАНЕРЫ


ЭРУДИТ-КОМПАНИЯ

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ

АФОРИЗМЫ

АФОРИЗМЫ ОБ
   ОБРАЗОВАНИИ


АФОРИЗМЫ ОБ УЧИТЕЛЕ
   И УЧЕНИКЕ


Яндекс.Метрика Copyright MyCorp © 2024 Рейтинг@Mail.ru