Цель урока: повторение классификации СПП с
несколькими придаточными, приведение в систему
знания по теме.
Задачи урока:
- систематизировать знания по теме "знаки
препинания в СПП с несколькими придаточными”;
- отработать навык постановки знаков препинания
в СПП;
- проверить степень усвоения материала.
Методические приемы:
- составление таблицы "З – Х – У”;
- составление кластера;
- работа с лингвистическим текстом.
Ход урока
1. ВЫЗОВ.
Списать, расставить знаки препинания.
1. Приеду в Москву скоро но неизвестно когда.
(А.Чехов) 2. Уля не сразу сообразила что произошло.
(А.Фадеев) 3. Им не было никакого дела слушают ли их
и смотрят ли на них люди. (А.Фадеев) 4. Как
рассказывал учитель долго слушал у окна я.
(А.Плещеев) 5. Конечно хорошо что он с ней
венчается а как жить будут кто знает. (М.Горький).
6. Грустно видеть когда юноша теряет лучшие свои
надежды и мечты когда перед ним отдергивается
розовый флер сквозь который он смотрел на дела и
чувства человеческие. (М.Лермонтов).
(Ключи к упражнению)
1. Приеду в Москву скоро, но неизвестно когда.
(А.Чехов) 2. Уля не сразу сообразила, что произошло.
(А.Фадеев) 3. Им не было никакого дела, слушают ли
их и смотрят ли на них люди. (А.Фадеев) 4. Как
рассказывал учитель – долго слушал у окна я.
(А.Плещеев) 5. Конечно, хорошо что он с ней
венчается, а как жить будут – кто знает.
(М.Горький). 6. Грустно видеть, когда юноша теряет
лучшие свои надежды и мечты, когда перед ним
отдергивается розовый флер, сквозь который он
смотрел на дела и чувства человеческие.
(М.Лермонтов).
– Назовите, какие виды предложений по строению
вы записали?
– Какими знаками препинания отделяется
придаточная часть от главной?
– Назовите условия постановки тире в СПП.
– Когда запятая в СПП не ставится?
2. Работа с лингвистическим текстом. (Маркировка
на полях: + -"новое”,
V – "знаю”, ? – "вопросы”) Приложение 1
ОСМЫСЛЕНИЕ. Составление кластеров
(по группам)
Защита кластера.
Практическая отработка умений и
навыков постановки знаков препинания в СПП.
Осложненное списывание.
Запишите предложения, расставляя
недостающие знаки препинания, используя схемы.
Назовите вид предложений с учётом ведущей связи
между их частями.
- Мы узнаем что когда берешь грибы лучше их
срезать ножом нежели выдирать с корнем потому
что грибница разрушается.
- Растение живёт и размножается под земле так что
если вы увидите стайку ландышей в лесу нужно
иметь в виду что вы видите одно растение.
- Сходство между цветами дополняется еще и тем
что когда солнце уходит надолго или на ночь
одуванчики закрывают свои цветы гаснут.
- Вот вам три охоты потому что если называть
охотой собирание грибов то чем хуже земляника и
орехи!
- Потом начали разрастаться деревья и кусты
которые как редко я их ни сажал через три года
перепутались образовали густоту. (В. Солоухин)
РЕФЛЕКСИЯ.
Выполнение тестовых заданий. Приложение 2
Итог урока. Оценки.
Приложение 1
Сложноподчинённые предложения - это сложные предложение,
части которого связаны подчинительными союзами или относительными словами и
подчинительной связью. В сложноподчинённых предложениях одно простое
предложение (придаточное) зависит от другого (главного). От главного
предложения к придаточному можно задать вопрос. Например, Он сказал (что он
сказал?), что придёт поздно.
Иногда в составе сложноподчинённого предложения бывает
несколько придаточных, которые могут находиться как в сочинительной связи, то
есть относиться к одному и тому члену в главном предложении-быть однородными
(Он рассказал мне, как отдохнул летом и что планирует делать зимой.), так и в
подчинительной связи, то есть одно придаточное является для другого
придаточного предложения главным - находится в последовательной подчиненности
(Я увидел, что кто-то вышел из дома, в котором, как говорили, уже десять лет не
горел свет)
Сложные предложения с рваными видами связи называются
сложными синтаксическими целыми, или периодом.
Виды подчинительной связи.
Однородное
подчинение: Ася осталась в моей памяти той самой девочкой, какой я знавал её в
лучшую пору моей жизни, какою её я видел в
последний раз. (И.Тургенев)
Параллельное
подчинение: Когда у меня в руках новая
книга, я чувствую, что в мою жизнь вошло что-то новое, говорящее, чудесное.
(М.Горькй)
Последовательное
подчинение: Княжна Мария умоляла брата
подождать ещё день, говорила о том, что она знает, как будет несчастлив отец,
ежели Андрей уедет, не помирившись с ней. (Л.Толстой)
Смешанное
подчинение разные комбинации подчинительной связи в пределах одного
сложноподчиненного предложения. Когда
Вронский смотрел на часы на балконе Карениных, он был так растревожен, что
видел стрелки на циферблате, но не мог понять, который час. (Л.Толстой).
Знаки
препинания в СПП с несколькими придаточными.
Запятые ставятся:
Если придаточные однородные и между ними нет
сочинительного разделительного союза: Я помню, что я озяб ужасно, что
квартира была холодна, что чай не согрел меня. (К.Аксаков)
Если придаточные однородные, но между ними есть
повторяющиеся сочинительные союзы:
Простота украшает. А все-таки должно в человеке присутствовать что-то
невидимое с первого взгляда, о чем можно лишь догадываться, и что рано или
поздно удивит нас, и что человек заставит нас по-настоящему взглянуть на этого
человека. (С.Залыгин)
Если придаточные присоединены по способу
последовательного или параллельного (неоднородного) подчинения: Когда он подъезжал к заднему возу, Егорушка
напряг своё зрение, чтобы получше рассмотреть его. (А.Чехов)
Запятая НЕ ставится:
Если однородные придаточные соединены одиночным
неповторяющимся сочинительным соединительным или разделительным союзом: Буду работать, пока у меня пальцы смогут
держать перо, и пока не остановится сердце, переполненное ощущением жизни.
(К.Паустовский)
На стыке сочинительного и подчинительного союзов, а также
на стыке двух подчинительных союзов, если есть вторая часть сложного союза ТО,
КАК и т.д.: …, ЕСЛИ …, то … . Но если
вторая часть союза отсутствует, то запятая ставится:…,что, если, …
Проверить себя можно применив метод изъятия: если
часть можно отбросить без искажения
смысла предложения, то запятая на стыке союзов ставится, если такое изъятие
невозможно, запятую на стыке союзов ставить не нужно:
Мечик почувствовал, что (?) если вновь придется
отстреливаться, он уже ничем не будет отличаться от Пики. (А.Фадеев) (Придаточное с союзом ЕСЛИ можно опустить или переставить в другое место
предложения, поэтому запятая между двумя союзами ставится)
Я думал, что (?) если в сию решительную минуту не
переспорю старика, то уже в последствие времени мне будет трудно освободиться
от его опеи. (А.Пушкин)
(Придаточное условное с союзом ЕСЛИ нельзя опустить или
переставить, т.к. рядом окажется сочетание ЧТО … ТО, поэтому запятая между
двумя союзами не ставится)
Если части СПП с несколькими придаточными значительно
распространены, то ставится точка с запятой.
Приложение 2
В каком
сложноподчиненном предложении три придаточных с однородным соподчинением?
(Знаки препинания в предложениях не расставлены)
А) Смотритель осведомился куда надобно было ему ехать
куда затем вернуться а затем объявил что лошади присланные из деревни ожидали
нас уже четвертые сутки.
Б) И грустно мне что зыбким полукругом лежат во тьме
пустынные дворы что поздний час что
гаснут друг за другом торжественные звёздные миры.
В) По-видимому промысел можно называть художественным
если произведение отличается индивидуальностью самобытностью если оно несет
миру красоту воспитывает лучшие чувства у человека.
Г) Пока я ходить умею пока я глядеть умею пока я дышать
умею я буду идти вперед.
2. В каком
сложноподчиненном предложении есть три придаточных с последовательным
подчинением? (Знаки препинания в предложениях не расставлены)
А) Я хочу чтобы слышала ты как тоскует мой голос живой.
Б) Молодые казаки ехали смутно и удерживали слезы так как
боялись отца который тоже был несколько смущен хотя старался этого не
показывать.
В) Когда Вронский смотрел на часы на балконе Карелиных он
был так растревожен и занят своими мыслями что видел стрелки на циферблате но
не мог понять который час.
Г) Я был тогда твердо убежден что всех трех профессоров
чрезвычайно занимал вопрос о том выдержу ли я экзамен и хорошо ли я его
выдержу.
3. В каком варианте
ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны
стоять запятые?
Когда
Иван вечером вернулся домой (1) все дневные впечатления нахлынули на него (2) и
(3) так как им овладели самые
разноречивые чувства (4) он стал доискиваться причин своего душевного волнения.
А) 1,2,4 Б) 1,2,3,4 В) 2,3 Г) 3,4
4. В каком варианте
ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны
стоять запятые?
Хозяйка
поняла (1) что (2) если сейчас гости опять окажутся в зале
(3) то уже не увидят дальнюю аллею в лучах заходящего солнца (4) и она поспешно
предложила прогуляться по саду.
А) 1,3 Б)
1,3,4 В) 1,2,3,4 Г) 2,3,4
5. В каком варианте
ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны
стоять запятые?
В
воображении писателя теснились самые разные замыслы (1) и (2) если он усилием
воли заставлял себя останавливаться на чём-то одном (3) то он опять не знал (4)
каким должно быть начало.
А) 1,2,3,4 Б) 1,3 В) 1,3,4 Г) 2,3,4
6. В каком варианте
ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны
стоять запятые?
Когда
художник жил в Крыму (1) он всё своё время посвящал созерцанию картин природы
(2) и (3) если погода располагала к прогулкам (4) он часами изучал на морском
берегу рисунок бесконечно бегущих одна за другою волн.
А) 1,2,3,4
Б) 2 В)
1,3 Г) 1,3,4
7. В каком варианте
ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны
стоять запятые?
Снег
засыпал танки (1) и (2) когда танкисты выбирались из башни подышать (3) он
мгновенно покрывал их разгоряченные лица
(4) как будто пытался охладить их.
А) 1,3
Б) 2,3 В) 1,4 Г) 1,2,3,4
8. В каком варианте
ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны
стоять запятые?
Весной того года я окончил лицей (1) и (2) когда приехал
из Москвы (3) просто поражен был (4) как изменился наш угрюмый дом.
А) 1,3
Б) 2,3 В) 3 Г) 1,2,3,4
9. В каком варианте
ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны
стоять запятые?
Прямо
над головой вспыхнула запоздалая молния (1) и (2) пока она светила (3) я увидел
(4) как мерцает какая-то белая точка на берегу.
А) 1,3,4
Б) 1,2,3, 4 В) 2,4 Г) 1,3
10. В каком
варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении
должны стоять запятые?
В тот день мы завтракали втроем (1) и (2) когда подали
вишневый кисель (3) сестра капризно сказала (4) что десерт сегодня невкусный.
А) 1,3
Б) 2,3 В)
1,2,3,4 Г) 1,3,4
Ключ.
1 –Б, 2 –Б, 3 – Б, 4 – Б,
5 – В, 6 – А, 7 – Г, 8 – Г, 9 –
Б, 10 – В.
|