Цели урока:
- Развивать умение находить однородные члены, обобщающие
слова при однородных членах.
- Вырабатывать навык грамотного объяснения постановки
знаков препинания при однородных членах предложения, в том числе с обобщающими
словами.
- Совершенствовать навык использования однородных членов
в предложениях.
- Соблюдать интонацию перечисления при чтении
предложений с однородными членами.
- Проявить больший интерес к произведениям С. Я.
Маршака.
Оборудование.
- иллюстрации с зимним пейзажем;
- схемы предложений с однородными членами.
Дидактический материал: портрет детского писателя С. Я. Маршака.
Эпиграф:
Нельзя, чтобы тот себя письмом прославил,
Кто грамматических не знает правил.
А. П. Сумароков.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Орфографический диктант «Проверь себя».
Задание.
Записать проверочные слова к диктуемым учителем
словам. Орфограмма «Безударная гласная в корне, проверяемая ударением.»
Учитель диктует: |
|
Учащиеся пишут: |
- Отвечать.
- Бодрить.
- Гостить.
- Завязать.
- Торговать.
- Вычислять.
- Дальнейший.
- Удивление.
- Похвала.
- Властелин.
|
|
- Ответ.
- Бодрый.
- Гость.
- Вяжет.
- Торг.
- Числа.
- Даль.
- Диво.
- Хвалит.
- Власть.
|
III. Работа в парах.
(Один ученик задаёт вопрос, другой
ученик отвечает.)
Учащиеся получают карточки с вопросами, охватывающими
теоретический материал нескольких тем: « Признаки однородных членов
предложения», «Знаки препинания в предложениях с однородными членами»,
«Обобщающие слова при однородных членах предложения», « Знаки препинания в
предложениях с обобщающими словами при однородных членах».
Примерные вопросы:
- Каковы отличительные признаки однородных членов
предложения?
- Какие члены предложения могут быть однородными?
- Какие слова называются обобщающими словами при
однородных членах?
- Какие союзы могут соединять однородные члены?
- Когда между однородными членами предложения запятая
ставится?
- Когда между однородными членами предложения запятая не
ставится?
- Как расставить знаки препинания в предложениях с
обобщающими словами при однородных членах?
В процессе повторения материала на доске рисуются
схемы предложений с однородными членами (можно схемы на карточках приготовить
заранее).
[O и О]. |
|
[О, а О]. |
[О да = и О]. |
|
[О, но О]. |
[О и О, О и О]. |
|
[О, да = но О]. |
[О, О и О]. |
|
[О: О, О, О]. |
[и О, и О, и О]. |
|
[О, О, О - О]. |
[О, и О, и О]. |
|
|
IV. Работа с дидактическим материалом.
Учимся ставить
знаки препинания в предложениях с однородными членами. Совершенствуем умение
применять теоретические знания. В качестве дидактического материала используются
строчки из стихотворений С.Я.Маршака. Это позволяет активизировать знания
учащихся по литературе и проявить больший интерес к произведениям С. Я. Маршака.
Задание:
- Прочитать предложение.
- Назвать стихотворение С. Я. Маршака.
- Подчеркнуть однородные члены.
- Надписать часть речи, которой выражены однородные члены.
- Расставить знаки препинания, опираясь на записанные
ранее схемы (знаки препинания в предложениях не расставлены).
Дидактический материал.
1. «Все троллейбусы трамваи
Гонит в парки Угомон». («Угомон».)
2. «Зайцы соболи и белки
Бьют в литавры и тарелки». («В цирке».)
3. «На доске и в тетради
Школьники строят слова». («Урок родного языка».)
4. «Он вас, бедных, пожалеет
И подчистит и подклеит
И обрежет и сольёт
И оденет в переплёт». («В библиотеке».)
5. «Я вам семечко найду
На дворе или в саду». («Кто колечко найдёт?»)
6. «Гайки гвозди старый кран
Брякают в кармане». («Большой карман».)
7. «Молоко прошло насквозь
Просочилось пролилось». («Большой карман».)
8. «Стала свинка хрипло хрюкать
Непослушного баюкать». («Про глупого мышонка».)
9. «Он опять поспал немножко
И опять взглянул в окошко
Увидал большой вокзал
Удивился и сказал». («Вот какой рассеянный».)
10. «Не обходится без нас
Ни диктовка ни рассказ». («Знаки препинания».)
V. Работа с текстом.
Знаки препинания в предложениях не
расставлены. Варианты однородных членов предложения выделены курсивом.
Задание:
- На месте пропусков поставить подходящие по смыслу
однородные члены предложения.
- Определить, какие это члены предложения, подчеркнуть
их.
- Надписать часть речи, которой выражены однородные
члены.
- Расставить знаки препинания.
- Прочитать полученный текст.
- Какова тема текста?
- Какова основная мысль текста? Озаглавьте текст.
Текст.
Ранней зимой в парках и в лесу установилась тишина. С
пасмурного неба падают одинокие и редкие снежинки. На ладонях они превращаются в
чистые капли воды смерзаются. В лесу остались зимовать птицы синицы и дятлы
сороки и воробьи. Редкие грозди красной рябины напоминают о лете и об осени.
VI. Занимательная задачка.
Предложения записаны на заранее подготовленных
карточках 1, 2.
Задание:
- Выразительно прочитать предложение.
- Определить, в чём отличие данных предложений.
- Подчеркнуть однородные члены предложения.
- Расставить знаки препинания, объяснить особенность
постановки знаков препинания в данных предложениях, выбрать соответствующую
схему (знаки препинания не расставлены).
Карточка 1.
«Дама сдавала в багаж
Диван чемодан саквояж картину корзину картонку
И маленькую собачонку».
С. Я. Маршак. «Багаж».
Карточка 2.
«Выдали даме на станции
Четыре зелёных квитанции
О том, что получен багаж
Диван чемодан саквояж картина корзина картонка
И маленькая собачонка».
С. Я. Маршак. «Багаж».
VII. Сочиняем сказки об однородных членах предложения.
Учащиеся учатся составлять текст, используя теоретические знания по теме урока.
Вот какие творческие работы были подготовлены учащимися в качестве домашнего
задания к данному уроку.
Сказка про двух братьев.
Когда-то жили два брата, два однородных члена
предложения – глупый и умный.
Однажды поссорились они, потому что не хотели больше
жить вместе. Попросили братья запятую разделить их. Запятая пришла к братьям, да
не одна, а с союзами а, но, и. Сказала запятая: «Скучно мне будет жить с вами,
поэтому пришла я не одна. Привела я своих друзей». Братья ей ответили: «Хорошо,
попробуй соединить нас союзами». Встала запятая вместе с союзом а. Понравилось
братьям. Встала запятая с союзом но. И так понравилось братьям. А союз и не
захотел разделять двух братьев, а пожелал помирить их.
Встал союз и один, без запятой. Не понравилось это
братьям. Разделились они, сказали возмущённо: «Что ты делаешь? Не желаем мы жить
вместе. Уходи!». Союз и обиделся и ответил: «Не хочу я вас разделять. Это не
по-братски!». Ушёл, не оглядываясь.
Так в русском языке и повелось: запятая дружит с
союзами а, но и всегда готова разделить все однородные члены.
Сочинила Хасанова Саша, ученица 5а класса,
Лицей №329 Невского района
г. Санкт-Петербург.
Сказка об однородных членах предложения.
Жили-были сказуемые. Вечно спорили они между собой,
потому что никак не могли решить, кто же из них главней. Вот и ссорились:
- Я главней! – говорит первое сказуемое.
- Нет, я! – кричит второе сказуемое.
Услышало их споры подлежащее. Решило оно помирить
сказуемые и пригласило братьев к себе в предложение. Да только и там споры не
прекращались, ведь стояли-то они рядом.
Думало подлежащее, думало и придумало. Позвало союз и
запятую. Разделила запятая сказуемые. Если запятая отсутствовала, то одиночный
союз и заменял её. Споры между братьями прекращались.
С тех пор между однородными членами стоит либо
одиночный союз и, либо запятая. Больше сказуемые-братья не спорят, а живут в
мире и согласии.
Сочинил Бооде Марк, ученик 5а класса,
Лицей №329 Невского района
г. Санкт-Петербург.
VIII. Итог урока.
Закрепление пунктуационных навыков
обеспечивает такая форма работы, как тест.
Тест.
- Однородные члены предложения
относятся к
__________________________ слову,
отвечают на __________________________ вопрос,
выражены ___________________________ частью речи,
являются
_____________________________ членом предложения, - Однородными могут быть
_____________________ члены предложения.
- Однородные члены соединяются
в устной речи __________________________,
в письменной речи __________________________ ,
разделяются __________________________ . - Обобщающими словами при однородных членах называются
слова, в которых заключено __________________ всех
однородных членов предложения.
- При однородных членах предложения запятая ставится
_______________________________________.
- При однородных членах предложения запятая не ставится
_____________________________________.
IX. Познавательная страница.
Что означает «играть в бирюльки»?
Бирюлька (ж.р.).
Бирюлечка (ж.р.).
- Дудочка, свирель.
- Украшения.
- Мелкие игрушки.
- Маленькие деревянные игрушки.
Это русская игра. Когда-то в долгие зимние вечера она
спасала от скуки. Горсть ровно нарезанных соломинок или маленькие деревянные
игрушки горкой (ворохом) высыпали на стол. Играющие специальным крючком
вытаскивают по одной бирюльке, стараясь не потревожить, не встряхнуть вороха
бирюлек. Если один игрок был неосторожен, очередь переходила к другому игроку.
Играли долго, пока все бирюльки не были вытащены. Выигрывал тот, у кого
оказывалось большее количество вытащенных крючком бирюлек.
Задание:
- Поинтересуйтесь, что означают русские игры играть в
молчанку, играть в чижа, играть в лапту.
- Составьте предложения на тему «Игры», включив в них
различные однородные члены.
|