ТИП УРОКА - урок изучения нового материала
ЦЕЛИ УРОКА:
- Учащиеся должны знать основные теоретические
сведения о причастии как особой форме глагола,
причастном обороте;
- Учащиеся должны знать правописание безударной
гласной в окончании причастий;
- Учащиеся должны уметь систематизировать ранее
изученный учебный материал по теме, делать
обобщение, применять на практике;
- Учащиеся должны уметь отличать причастие от
глагола, деепричастия и прилагательного; уметь
находить причастия в тексте;
- Учащиеся должны уметь отличать словосочетания
с причастием, выступающим в роли главного и
зависимого слова;
- Учащиеся должны уметь находить в предложении
причастный оборот, стоящий до и после
определяемого слова;
- Учащиеся должны уметь конструировать
предложения с причастным оборотом
Познавательный (обучающий) аспект цели:
- формирование умений, обеспечивающих успешное
выполнение деятельности;
- формирование умений систематизировать учебный
материал по теме, делать обобщения;
- формирование навыков грамотного письма,
навыков работы с текстом.
Развивающий аспект цели:
- развитие речи как показателя интеллектуального
и общего развития ученика;
- развитие творческих способностей учащихся;
- развитие логического мышления.
Воспитывающий аспект цели:
- формирование нравственных качеств личности,
чувства патриотизма и любви к истории родной
страны, ее культурному и историческому наследию;
- формирование чувства прекрасного, умения
видеть и замечать красоту русской природы;
ОБОРУДОВАНИЕ УРОКА
- Компьютер, презентация (см. ПРИЛОЖЕНИЕ
"Презентация к уроку"), мультимедийная
установка, карточки для самостоятельной и
индивидуальной работы
ХОД УРОКА
Организационный этап
Этап подготовки учащихся к активному и
сознательному усвоению нового материала
На доске записаны дата, вид работы (классная),
тема урока "Знаки препинания в предложении с
причастным оборотом"
Учитель: Сегодня мы с вами не просто ученики 6
класса, представьте себе, что вы сотрудники очень
популярного молодежного журнала, вы журналисты.
К нам в редакцию пришло письмо шестиклассника
Василия Перестукина, который просит вас
разобраться в трудной ситуации. Как известно,
журналисты никогда не стоят в стороне от проблем,
всегда пытаются разобраться в случившемся,
докопаться до истины, помочь тем, кто в них
нуждается. (Читает письмо)
"Здравствуйте, дорогая редакция! Пишет вам
ученик 6 класса Перестукин Василий. Мне очень
хочется знать, до каких пор будет продолжаться
несправедливость?! Недавно Марья Ивановна
незаслуженно поставила мне "2", исправила
абсолютно верно расставленные запятые в
предложении с причастным оборотом. Ведь я
совершенно точно знаю, что причастный оборот в
предложении всегда выделяется запятыми. А на мое
возмущение последовало: "Подумай!" Но думать
мне некогда: завтра соревнования по хоккею.
Тренировки! Разберитесь, пожалуйста! Докажите,
что я прав! И пусть справедливость
восторжествует!"
Нам с вами предстоит сегодня на уроке
разобраться, кто прав: Василий и его учительница,
в каких случаях в предложении с причастным
оборотом ставятся запятые, всегда или нет. Итак,
отправляемся, письмо зовет в дорогу. Записываем в
тетради дату, вид работы, тему урока.
Цели урока
НАДО ЗНАТЬ:
- основные признаки причастия как особой формы
глагола, отличительные признаки причастия от
прилагательных и глаголов;
- основные правила правописания падежных
безударных окончаний причастий и применять их на
практике;
- определение причастного оборота, понятие
определяемого слова;
- правила постановки знаков препинания в
предложении, осложненном причастным оборотом
НАДО УМЕТЬ:
- уметь отличать причастие от прилагательного,
глагола, деепричастия; уметь находить причастия
в тексте;
- уметь отличать словосочетания с причастием,
выступающим в роли главного и зависимого слова;
уметь находить определяемое слово;
- уметь находить в предложении причастный оборот,
стоящий до и после определяемого слова;
- уметь конструировать предложения с причастным
оборотом
Учитель: Куда же мы с вами отправимся в
поисках истины? В какую страну? В какой город?
Конечно же, адрес нам известен: государство
Морфология, город Причастие. На
карте Морфологии много городов: Имя
существительного, Имя прилагательное, Имя
числительное, Местоимение, Глагол, Причастие,
Деепричастие, Наречие, Предлог, Союз, Частица. Как
же нам попасть в нужный город? Проходим
таможенный контроль.
Задание: из предложенного текста выпишите
только причастия, посчитайте их, и число
причастий - это номер города Причастие. (Текст
распечатан для каждого ученика)
В природе все прекрасно. Нельзя не любоваться
ни плывущими по небу облаками, ни березкой, шепчущейся
с травой, ни суровой северной елью, ни лишайником,
ползущим по каменистому склону... Но что может
сравниться с водой? Волнуемые ветром волны -
живая жизнь. Так думал я, когда на простом
деревенском паруснике плыл по рябоватым
просторам Онежского озера.
Куда я еду? Мой путь в мир русской сказки -
древние Кижи.
Те, кто не бывал на Онеге, думают, что Кижи - это
островок, случайно затерявшийся среди водных
просторов. Это мнение ошибочно. Старожилы
рассказывают, что на озере 1650 островов! Глядя на
ели и березы, отраженные в воде, на солнце, краснеющее
в волнах, я вспоминал пейзажи Рериха, Нестерова.
Едем час... третий. Лодочник, пожилой
морщинистый человек, немало побродивший на
своем веку с топором и пилой, много поработавший,
помолчал и добавил: "В войну до Кенигсберга
дошел. Все видел. Такой красоты, как у нас, нигде
нет".
- ПЛЫВУЩИМИ
- ШЕПЧУЩЕЙСЯ
- ПОЛЗУЩИМ
- ВОЛНУЕМЫЕ
- ЗАТЕРЯВШИЙСЯ
- ОТРАЖЕННЫЕ
- КРАСНЕЮЩЕЕ
- ПОБРОДИВШИЙ
- ПОРАБОТАВШИЙ
Учитель: Почему вы выбрали именно эти слова?
Что обозначают причастия?
Ученик: Данные слова - причастия, потому что
они отвечают на вопрос какой?, образованы от
глагола и имеют суффиксы причастий, они
обозначают признак предмета по действию.
Учитель: Мы с вами правильно определили
количество причастий - 9, поэтому и отправляемся
в город № 9, Причастие
Учитель: Войдя в город Причастие, мы сразу
попадаем на улицу Падежных окончаний. От чего
зависит правильное написание окончаний
прилагательных?
Ученик: Правописание окончаний причастий
зависит от вопроса, который задается от
определяемого слова.
Учитель: Чтобы попасть на проспект
Причастного оборота, нам следует пройти по улице
Падежных окончаний и выполнить некоторые
задания.
Объясните падежные окончания в предложенном
тексте
Индивидуально: упр.628 (у доски) выполняют 2
ученика; карточки по теме "Правописание
падежных окончаний причастий"
Учитель: Что называется причастным оборотом?
Ученик: Причастный оборот - это причастие с
зависимыми от него словами.
Учитель: Выпишите
из 1 абзаца предложенного текста причастные
обороты вместе с определяемыми словами. - плывущими по небу облаками;
- березкой, шепчущейся с травой;
- лишайником, ползущим по каменистому склону;
- волнуемые ветром волны
Учитель: Проверим работу у доски. В какой
группе оказались причастные обороты (1 группа)
Причастие + существительное |
Причастие + существительное |
Сосредоточенный на деле Движущиеся
по шоссе
Возглавляемый руководителем
Колышущийся на ветру
Замерзающий на морозе
Застроенный коттеджами
Расположенный около палисадника
Расставляющий сети
Появляющийся в небе
Преодолевающий болезнь
Переплывющее через реку
Найденный в сарае |
Молотый кофе Задремавший пассажир
Решенная проблема
Заброшенный сад
Раскрытые двери
Белеющие облака
Подсохшая лужа
Отгороженная территория |
Этап исследования получения новых знаний
Учитель: Причастный оборот так же, как и
деепричастный, обособляется в предложении. Но не
во всех случаях. А вот при каких условиях нам и
предстоит выяснить и дать ответ Василию
Перестукину. Вам даны предложения с причастными
оборотами. Сравните предложения и скажите, при
каких условиях причастный оборот будет
обособляться.
(Ученикам даны предложения, распечатанные на
листочках)
(1) Поэты сравнивают храм Покрова на Нерли с
парусом, уносящимся вдаль по безбрежным
волнам времени. (2) Иногда прославленную
белокаменную церковь называют безмолвной звездой,
уплывающей в бесконечность мироздания. (3) Это
строение, возвышающееся на холме среди
волн, напоминает белоснежного лебедя.
(4) Благородный белый храм, отражающийся
свыше восьми веков в реке, точно и естественно
вписывается в луговое среднерусское раздолье.
(5)Очень хорош Покров на Нерли летом. (6)На косогор,
густо заросший травой и цветами, выходят
косари. (7) С высокого холма открываются луга, пестреющие
июльским разнотравьем. (8) А в воде, подступающей
к холму, сказочно отражается храм, плавающий
в подводной глубине.
(9) Покров на Нерли надо увидеть во время дождя.
(10) Огромная туча, утомленная долгим
путешествием, останавливается, чтобы
полюбоваться храмом. (11) Окрестные воды делаются
мутно-зелеными, а строение приобретает
задумчивость. (12) И опустившаяся с неба на землю
радуга освещает силуэт храма, делая его почти
фантастическим.
Учитель: При каких условиях ставятся знаки
препинания в предложении с причастным оборотом. (В
случае затруднения воспользуетесь подсказкой)
ПОДСКАЗКА
Туча, нависшая над высокими вершинами тополей,
уже сыпала дождиком.
Найдите причастие, определяемое слово,
зависимые от причастия слова.
Причастие - нависшая;
Определяемое слово - туча;
Зависимые от причастия слова - над высокими
вершинами тополей;
Определите границы причастного оборота.
Причастный оборот - нависшая над высокими
вершинами тополей
Посмотрите, причастный оборот стоит пере или
после определяемого слова.
Причастный оборот стоит после определяемого
слова ТУЧА.
Ученик: Если причастный оборот стоит после
определяемого слова, то он на письме выделяется
запятыми. Если причастный оборот находится перед
определяемым словом, то он на письме не
выделяется запятыми.
Учитель: Прочитайте правило из учебника
стр.67. Сравните правила постановки знаков
препинания в предложениях с причастным и
деепричастным оборотами.
Давайте напишем Василию Перестукину ответ.
Этап закрепления полученных знаний
Учитель: Выполните разноуровневые задания:
спишите предложения, расставьте знаки
препинания.
- "4" - предложения 5- 8
- "5" - предложения 9-12
Учитель: Составьте предложения с причастным
оборотом, используя слова и выражения из упр.634.
Этап подведения итогов. Домашнее задание.
|