V. Основная часть. 1. Выработка
умения в составлении схем ССП и СПП. (Работа
ведется по вариантам. Одновременно у доски
работают двое учащихся над построением схем.)
Обратимся к листку с заданиями (показывается
лист).
Разделимся на два варианта.
I вариант: отметьте номера предложений, в
которых встречаются сочинительные союзы.
II вариант: отметьте номера предложений, в
которых встречаются подчинительные союзы.
Подчеркните в своих предложениях
грамматические основы, постройте схемы этих
предложений. Отработайте орфограммы на месте
пропусков.
* В это время у доски двое
учащихся (по одному от каждого варианта)
выписывают номера предложений и составляют к ним
схемы; грамматические основы называют устно.
I вариант
№ 1 [– = ], и [– =] месяц вставал, и две звезды
сверкали
№ 3 [– = ], и [– =] погода была тихая и пруд
словно заснул
№ 4 [– = ], и [– =] солнце пригревало, и все сияло
Вывод: Какие это предложения? – ССП.
II вариант
№ 2 (Когда ...), [ = ] когда туман рассеивался,
можно было различить
№ 5 (если ), [– = ] если дед уходил, бабушка
устраивала
№ 7 [– = ], (чтобы ...) Лукашин встряхнулся, чтобы
ноша легла
Вывод: Какие это предложения? – СПП.
* В это же
время на доске отрабатываются орфограммы в
словах с пропущенными буквами (двое учащихся).
I вариант вставал
сверкали
синем
солнце
пригревало
набережной
|
II вариант рассеивался
различить
синевший
встряхнулся
легла
сияло
|
Вопросы классу: - В каком предложении нет ни сочинительных, ни
подчинительных союзов? (№ 6)
- Как называются такие сложные предложения?
(Они называются бессоюзные сложные
предложения (БСП).
Общий вывод: Что мы наблюдаем во всех
этих сложных предложениях с точки зрения
пунктуации?
– Между простыми предложениями, входящими в
состав сложного, ставится запятая.
Учитель: - Чтобы убедиться в правильности сделанного
вывода, обратимся к учебнику на стр. 150. Какое
правило предлагают нам авторы учебника? (Читают
вслух правило.)
- Для закрепления полученного знания выполним
тренировочные упражнения:
а) упр. 323, стр. 150 (предложения № 1, № 2)
Задание: Спишите предложения № 1 и № 2,
расставьте пропущенные запятые, подчеркните
грамматические основы в ССП, в которых простые
предложения соединены союзом и ; составьте
схемы этих предложений; выделите орфограммы в
словах с пропущенными буквами.
№ 1 и [– = ], и [– =],
и [– = ] . (Схемы вынести на доску.)
№ 2 [– = ], и [– =].
Примечание: предложения см. учебник.
Тем временем выполняется работа на карточках
(разноуровневые задания) (* №
1, * № 2, * № 3)
б) упр. 324, стр. 151 (предложения № 1, № 3); * № 2
Задание: спишите предложения № 1 и № 3,
подчеркните грамматические основы предложений;
составьте схемы этих предложений; выделите
орфограммы в словах с пропущенными буквами.
№ 1 (пока – = ), [–
= ]. (Схемы вынести на доску.)
№ 3 [– = ], (потому что ...)
Вопросы к классу: - Что соединяют выделенные союзы?
- – Они соединяют главное и придаточное
предложение в СПП.
- Какое место может занимать придаточное
предложение по отношению к главному?
– Придаточное предложение стоит перед главным
или после него.
Тем временем выполняется работа на карточках.
(* № 4, * № 5,
* № 6)
2. Различение ССП и
простого предложения с однородными членами.
Вновь обращаемся к листку с заданиями. Задание
№ 2.
– Прочитайте предложения.
– Что соединяет союз и в первом
предложении?
№ 1. Пугачев
остановился на крыльце и со всеми поздоровался.
(Союз и соединяет однородные члены
предложения, выраженные сказуемыми.)
Схема № 1: [ = и = ].
– Что соединяет союз и во втором и третьем
предложениях?
(Союз и соединяет грамматические основы
предложений, входящих в состав ССП.)
Построим схемы этих предложений.
Схема № 2: [ = и = ], и [ = и = ].
Схема № 3: [ = ], и [ = – ].
Вопрос: Почему во втором предложении стоит
запятая, а в третьем нет перед союзом и ?
Ответ: В третьем предложении есть общий
второстепенный член, выраженный
обстоятельством.
№ 2. Один из
старшин показал ему мешок с медными деньгами, и
он стал их метать пригоршнями.
№ 3. Через
некоторое время в лицо нам пахнуло речной
сыростью и до слуха нашего долетел таинственный
шорох камышей.
Закрепление: упр. 323, стр.150 (устно):
Найдите предложения с однородными членами,
назовите их, постройте схемы ( № 3, № 4); № 5*
№ 3 погладила,
облокотилась и начала рассматривать
№ 4 уютной и маленькой
Тем временем работа на карточках
(№ 7*, № 8*,
№ 9*, № 10*,
№ 11*, № 12*,
№ 13)
3. Различие союза и
союзного слова в СПП (см. лист с заданиями). - Чичиков стал примечать, что бричка качалась
вовсе стороны и наделяла его пресильными
толчками.
- Матросы с нескрываемым любопытством
приглядывались ко всему, что встречали по пути.
Схема № 1: [ – = ], (что – = и = ).
Схема № 2: [ – = ], (что = ).
Комментарий учителя: - Оба предложения сложноподчиненные.
- В первом предложении придаточное
присоединяется к главному с помощью союза что
, а во втором – с помощью союзного слова что .
- Как отличите союзное слово от союза?
– Союз не является членом предложения, а
союзное слово является членом предложения (в
данном случае дополнением, выраженным
относительным местоимением).
4. Понятие о парцелляции
(см. лист с заданиями).
1. Чтение предложений учителем.
И мы говорим обо всем бесконечно. И о вас. - Потом все объясню. Но при встрече.
- Он понял, что решение его сумасбродное. И
невыполнимое.
- В Петре Ивановиче соединялись все лучшие
качества русского человека: любовь к людям,
желание помочь в трудную минуту. И, конечно же,
трудолюбие.
2. Комментарий учителя:
Во всех этих примерах мы наблюдаем расчленение
высказывания на части, соответственно, их
смысловой значимости.
Эти части отделяются точками. А чем они
соединяются? (Часто союзами.) Такое явление
называется парцелляцией. |