1. Закрепить понятие о придаточных
определительных.
2. Обратить внимание на синонимию
определительного придаточного и причастного
оборота.
3. Продолжить отработку построения
схемы СПП.
4. Воспитание гражданственности,
патриотизма.
5. Развитие речи учащихся, расширение
лексического запаса, совершенствование
прописных навыков.
Оборудование: толковый словарь
русского языка под редакцией С.И. Ожегова,
портреты К.Ф. Рылеева, Н.А. Некрасова, В.В.
Маяковского, В.В. Путина, символика государства:
гимн, флаг, герб, конституция; высказывания
поэтов, словарные слова, карточки, жетоны.
Интеграция русского языка,
литературы и граждановедения.
Эпиграф урока: "Я не поэт, а
Гражданин" (К.Ф. Рылеев)
ХОД УРОКА.
1. Сообщение цели.
Ребята, обратите, пожалуйста, на тему
нашего урока, которая записана в форме схемы.
Расшифруйте! Попытайтесь сформулировать цели и
задачи нашего урока.
Какой?
[+/- указательное слово +
существительное], (союзное слово: который, где,
что…)
2. Подготовка к восприятию темы.
Конечно же, сегодня на уроке мы
закрепим понятие о придаточных определительных,
уделим внимание синонимии определительного
придаточного и причастного оборота, лексической
работе над словом и продолжим отработку
построения схемы СПП.
Обратите внимание на знаменательные
даты, которые окружают нас на сегодняшний день,
о чем они вам напомнили? (на доске таблицы с
датами: 10.12.1821 и 12.12.1993)
Во-первых, 10 декабря (по новому
стилю)1821г. родился народный поэт Николай
Алексеевич Некрасов, а во- вторых, 12 декабря 1993г.
всенародным голосованием была принята Конституция
Российской Федерации (основной закон
государства).
3. Словарно – лексическая работа.
Обратите внимание на эпиграф нашего
урока: "Я не поэт, а Гражданин". Эта фраза
принадлежит поэту - декабристу Кондратию
Федоровичу Рылееву, который прежде всего считал
себя гражданином своей отчизны. Все помыслы
Рылеева были о том, чтобы сделать литературу
трибуной, с которой можно бы было говорить о
злободневных политических вопросах, учить
молодежь патриотизму.
Тюрьма мне в честь, не в укоризну,
За дело правое я в ней,
И мне ль стыдиться сих цепей,
Когда ношу их за Отчизну?
Скажите, пожалуйста, кто такой
гражданин? (Ответы учащихся)
Найдите данное слово в толковом
словаре русского языка под редакцией С.И.
Ожегова, зачитайте словарную статью и сравните
со своими ответами (ребята ищут в словаре
значение данного слова)
В толковом словаре русского языка под
редакцией С.И. Ожегова дается следующее
определение:
ГРАЖДАНИН – 1. Это лицо,
принадлежащее к постоянному населению данного
государства, пользующееся его защитой и
наделенное совокупностью политических прав и
обязанностей. 2. Взрослый человек, мужчина, а
также форма обращения к нему.
Подберите однокоренные слова к слову
"гражданин". (гражданка, гражданский,
гражданство)
Каково лексическое значение этих слов,
проследите за словообразованием и
сконструируйте словосочетания.
4. Работа с синонимической конструкцией
определительного придаточного и причастного
оборота.
Давайте, еще раз обратим внимание на
словарную статью слова "Гражданин".
Внимательно прочитайте и охарактеризуйте
предложение по количеству грамматических основ.
Зачитывается предложение \ простое
Чем осложнено? \обособленным
определением, выраженным
причастным оборотом
Ваша задача: преобразовать его в
сложноподчиненное предложение.
(Ребята зачитывают сконструированное
предложение)
Запись готового предложения с
пунктуационным, орфографическим и
синтаксическим разборами и с составлением схемы.
Гражданин - это лицо, которое
принадлежит к постоянному населению данного государства,
пользуется его защитой и наделено совокупностью
политических прав и обязанностей.
Вывод:
Какие придаточные называются
определительными?
Что такое государство?
Сравните свои ответы со словарной
статьей в толковом словаре русского языка под
редакцией С.И. Ожегова (политическая
организация общества во главе с правительством и
его органами, с помощью которого оно
осуществляет свою власть и охрану существенного
порядка).
Подберите однокоренные слова.
(Государственный, государственность,
внутригосударственный, межгосударственный)
Каково лексическое значение этих слов,
проследите за словообразованием и
сконструируйте словосочетания.
5. Комментарий учителя о Конституции.
Конституция проводит четкое
разграничение на права и свободы человека и
права и свободы гражданина. Такой подход не
традиционен для нашего конституционного
законодательства. На сегодняшний день
Конституция восстанавливает те
общечеловеческие ценности, которые впервые в
истории человечества были закреплены в законодательных
актах (совокупность законов): в Декларации
независимости (1776г. США), в Декларации прав
человека и гражданина(1789г. Франция) (официальное
или торжественное программное заявление;
название некоторых официальных документов).
Человеку отводится автономное поле
деятельности, где движущей силой выступают его
индивидуальные интересы. Права и свободы
гражданина реализуются в сфере отношений
индивида с государством.
· Вернемся снова в мир поэзии. Н.А.
Некрасов, вдохновленный пафосом поэзии Рылеева в
1855г., перефразируя фразу: " Я не поэт, а
Гражданин", в стихотворении "Поэт и
гражданин" пишет:
Поэтом можешь ты не быть,
Но гражданином быть обязан.
А что такое гражданин?
Отечества достойный сын.
Как вы понимаете последнюю фразу, что
значит "Отечества достойный сын"?
У Некрасова звучит так (выразительное
чтение наизусть учащегося).
Не может сын глядеть спокойно
На горе матери родной,
Не будет гражданин достойный
К отчизне холоден душой,
Ему нет гроше укоризны.
Иди в огонь за честь отчизны,
За убежденья, за любовь. |
Будь гражданин! Служа
искусству,
Для блага ближнего живи,
Свой гений подчиняя чувству
Всеобнимающей Любви. |
· В Конституции названы и обязанности,
которые несут лишь граждане, например: защита
Отечества (с,59), возможность самостоятельно
осуществлять в полном объеме свои права и
обязанности с 18 лет (с.60) и т.д.
Скажите, пожалуйста, с какого момента
человек становится гражданином? (С рождения)
6. Закрепление. Работа у доски.
Ну, что ж, дорогие граждане, продолжим
работу у доски, и вашему вниманию будут
предложены предложения, взятые из лирики Н.А.
Некрасова. Ваша задача: определить вид
придаточного.
Есть-де на свете такая страна,
Где никогда не проходит весна.
Той бездны сам я не хотел бы видеть,
Которую ты можешь осветить
· Параллельно проводится
индивидуальная работа по карточкам.
Вставить и объяснить пропущенные
буквы, недостающие знаки препинания, определить
вид придаточного предложения, начертить схему.
Наивная и страс..ная душа
В ком помыслы пр..красные кипели
Упорствуя волнуясь и спеша
Ты чес..но шел к одной высокой цел...
Лиш..ые даров довольства и свободы
Мы живо чу..ствуем сокровища природы
Которых сильные и сытые земли
Отнять у бедняков г..лодных (не)могли.
7. Графический диктант с последующей
проверкой.
1.И набок валится пустой и мрачный дом,
Где вторил звону чаш и гласу ликований
Глухой и вечный гул подавленных страданий.
2.То сердце не научится любить,
Которое устало ненавидеть.
3. Но легче ль родине твоей,
Где каждый предан поклоненью
Единой личности своей?
8. Рефлексия.
В заключении хочется вспомнить
радостную, полную энергии фразу замечательного
поэта В.В. Маяковского:
Я достаю
из широких штанин
дубликатом бесценного груза.
Читайте, завидуйте,
Я - гражданин
Советского Союза.
Какие новые знания вы приобрели на
уроке?
Если вы усвоили тему, то поднимите
зеленые жетоны, которые говорят о том, что путь
открыт для усвоения следующей порции материала,
а красные - стоп, я не усвоил темы.
9. Домашнее задание.
Из произведения М.Ю. Лермонтова
"Герой нашего времени" выписать 5
сложноподчиненных предложений с придаточным
определительным. |