Задачи:
1) общеобразовательная:
формирование умений находить деепричастный оборот и одиночные
деепричастия; правильно ставить знаки препинания при обособлении
обстоятельств, выраженных деепричастными оборотами и одиночными
деепричастиями; умение разграничивать деепричастия от наречий; умение
находить в предложении фразеологический оборот и определять его
синтаксическую роль.
2) развивающая: создание условий для развития коммуникативной компетенции.
3) воспитательная: эстетическое воспитание через приобщение к источник у поэтического текста и живописи.
Оборудование: распечатанные для каждого ученика задания, репродукция картины, ИКТ.
Технология: элементы технологии развивающего, дифференцированного обучения.
Знать: опознавательные признаки деепричастного оборота, правила его выделения на письме, синтаксическую роль деепричастий.
Уметь: находить
деепричастные обороты и одиночные деепричастия, правильно выделять
знаками препинания, конструировать предложения с деепричастными
оборотами и одиночными деепричастиями. Разграничивать деепричастия от
наречий.
Ход урока
I. Организация начала урока
1) Дидактическая задача: быстрое включение учащегося в деловую атмосферу, полная готовность класса, оборудования.
II. Подготовка к активной познавательной деятельности
Дидактическая задача (актуализация опорных знаний и умений; формирование познавательных мотивов).
Орфографический диктант (самопроверка).
Не отыскав в бумагах, растаяв на солнце,
благословив сына, постоянно раздражаясь, не стихая ни на минуту, желая
извлечь выгоду, претворив мечту в жизнь, явно преувеличивая.
- что объединяет все словосочетания? (наличие деепричастий)
- что мы называем деепричастием?
- что мы называем деепричастным оборотом?
- какую синтаксическую роль выполняет деепричастие?
Синтаксический разбор предложений (учащиеся записывают 3 предложения) на доске.
Формулируют тему урока (записывают тему в тетрадь).
1. Снег, пропитавшийся весенним дождём, быстро таял.
2. Солнце, великолепное и яркое, поднималось над морем.
3. Снег, пропитавшись весенним дождём, быстро таял.
Ставят перед собой задачи, которые им необходимо решить на протяжении всего урока:
- умение находить деепричастный оборот и
одиночные деепричастия; правильно ставить знаки препинания при
обособлении обстоятельств, выраженных деепричастными оборотами и
одиночными деепричастиями.
Работа с текстом (групповая форма работы).Определить место деепричастного оборота, объяснив знаки препинания.
1. Надевая белоснежную рубашку с кружевными манжетами, дворянин повязывал на шею галстук в виде косынки.
2. Поверх рубашки носили камзол, отводя ему роль жилета.
3. Вовсе не застёгивали кафтан, который, прикрывая кюлоты, доходил почти до колен, притягивая взоры золотым и серебряным шитьём и нарядными металлическими пуговицами.
4. Позаимствовав из Англии моду на гетры, русские дворяне надевали их зимой поверх белых шёлковых чулок.
Работа со словарём. Кюлоты – короткие мужские штаны, которые надевали под кафтан.
III . Усвоение новых знаний
Дидактическая задача (сформированность у
учащихся представления об обособленных обстоятельствах, выраженных
деепричастными оборотами и одиночными деепричастиями).
- анализ поэтического текста Р. Саути «Лодорский водопад»
Кипя,
Шипя,
Журча,
Ворча,
Струясь,
Крутясь,
Сливаясь,
Вздымаясь,
Вздуваясь,
Мелькая, шурша,
Резвясь и спеша,
Скользя, обнимаясь,
Делясь и встречаясь,
Ласкаясь, бунтуя, летя ,
Играя, дробясь, шелестя,
Блистая, взлетая, шатаясь,
Сплетаясь, звеня, клокоча,
Взвиваясь, вертясь, грохоча,
Морщинясь, волнуясь, катаясь,
Взметаясь и пенясь, ликуя , гремя,
Дрожа, разливаясь, смеясь и болтая,
Катясь, извиваясь, стремясь, вырастая,
Бросаясь, меняясь, воркуя, шумя,
Вперёд и вперёд убегая в свободолюбивом задоре,-
Так падают бурные воды в сверкающем быстром Лодоре!
(Р.Саути «Лодорский водопад»)
Задача : указать роль деепричастий. Учащимся
можно предложить закрыть глаза в то время, когда учитель читает
стихотворение (с помощью одиночных деепричастий автор передаёт образную
картину неукротимой стихии).
- что представили себе после прослушанного стихотворения?
- сколько предложений в стихотворении? ( 1)
- можно ли назвать стихотворение текстом
? ( Да. Благодаря одиночным деепричастиям, обозначающим добавочное
действие, перед нашим взором чёткая, выразительная картина неукротимой
стихии).
Вывод.
Деепричастия делают стихотворение образным, выразительным, эмоциональным.
Теперь обратимся к живописи, к репродукции картины И. К. Айвазовского «Ниагарский водопад».
Задача: используя одиночные деепричастия и деепричастные обороты, составить 2-3 коротких предложения по репродукции картины.
1 группа.
2 группа.
3 группа.
4 группа.
- разбор предложений у доски (Объяснение нового материала)
1.Трудную задачу он решил шутя. (наречие)
2. Шутя с братом, он строил ему рожицы. ( обособленное обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом).
3. Он работал засучив рукава. (фразеологический оборот)
IV. Первичная проверка
Дидактическая задача (установить осознанность усвоения нового материала, выделить главное, общение).
Работа с учебником (тренировочные упр.)
V. Закрепление знаний
Дидактическая задача (организация деятельности учащегося по применению изученных знаний).
Задача: умение применять новые знания.
Тест.
Укажите номера предложений с обособленными обстоятельствами, выраженными деепричастными оборотами и одиночными деепричастиями.
1.Туман, редея, ползёт вверх.
2. Вдали, сливаясь с небом, громоздились льды.
3. Читать лёжа вредно.
4. Счастливый путь! С лицейского порога ты на корабль перешагнул шутя. ( А. Пушкин).
5. Едва овладев грамотой, на третьем году обучения в нашу жизнь.
VI. Подведение итогов урока
Что повторили?
Что узнали нового?
Что показалось вам наиболее интересным на уроке?
VII. Информация о домашнем задании.
Дидактическая задача: сформировать
домашнее задание, предусмотрев связь с последующей темой. Учащимся
предложено дифференцированное домашнее задание:
1. Составить текст-описание известной картины В. М. Васнецова «Богатыри» с помощью следующих деепричастных оборотов:
- - всматриваясь в картину
- - символизируя смелость и отвагу
- - напряжённо вглядываясь
- -высоко поднимая сорокапудовую палицу
- - готовясь вступить в смертельную схватку
- - внушая страх противнику
- - спокойно наклонив голову
- - почуяв врага
- - лукаво улыбаясь
- - поражая находчивостью
- - держа в правой руке гусли
- - не боясь вражеских полчищ
- - как будто возвышаясь над землёй
- - мужественно защищая своё Отечество
2. Выписать из художественной
литературы 7-8 предложений с обособленными обстоятельствами,
выраженными деепричастными оборотами и одиночными деепричастиями,
наречиями и фразеологическими оборотами, произвести синтаксический
разбор).
|