I. Организация внимания.
II. Постановка целей.
Ребята, на прошлом уроке мы повторяли правила дефисного написаниия
сложных имен существительных и прилагательных, а также неопределенных
определений. Сегодняшний урок мы посвящаем повторению правил слитного,
дефисного и раздельного правописания наречий.
I
II. Повторение.
1. Дайте определение наречию как части речи
2. Работа с таблицей.
Слитно
|
1.
наречия, образованные путем соединения предлогов-приставок, с краткими и
полными прилагательными (сгоряча), наречиями (донельзя), собирательными
числительными (кроме предлога по ) (вчетвером), местоимениями
(отчего)
Искл.: на боковую, на мировую, на попятную.
2. наречия, не употребляющиеся без приставок (впотьмах, насмарку, вдребезги, дотла).
|
3. наречия с пространственным и временным значением (вправо, сначала). Их нужно отличать от существительных с предлогами.
|
Через дефис
|
1.
наречия, образованные от прилагательных и местоимений при помощи
приставки по- суффиксов -ому, -ему, -цки, - ьи (по-доброму, по-зимнему,
по-дружески, по-собачьи).
|
2. наречия, образованные от порядковых числительных при помощи приставки в- или во- (в-третьих, во-вторых).
|
3. наречия, образованные с помощью повторения синонимов, или слов, связанных ассоциативно (быстро-быстро, тихо-смирно)
|
4. неопределенные местоимения-наречия с частицами –то, -либо, -нибудь, -кое (когда-то, куда-либо)
|
Раздельно
|
1. наречия, образованные повтором имен существительных с предлогом (слово в слово)
Искл.: точь-в-точь
|
|
2. наречия, образованные при помощи от существительных, начинающихся с гласной буквы (в одиночку)
|
3. Запишите. Объясните правописание наречий.
(За)ранее – заранее (пр.+нар.)
(на)двое – надвое (пр.+соб. Числ.)
(на)пропалую – напропалую (не упортр.)
(с)молоду – смолоду (пр.+прил.)
(по)русски – по-русски (приставка и суфф.)
(мало)помалу – мало-помалу (повторение однокор. слов)
(худо)-бедно – худо-бедно (повторении синонимов)
(по)птичьи – по- птичьи (приставка и суфф.)
(в)пятых – в-пятых (приставка в и порядк. числ.)
(в)открытую – в открытую (начинается с гл. буквы)
4. Какие наречия нужно отличать от сущ. с предлогами? (с пространственным и временным значением).
5. Работа с карточками.
наречие
|
Примеры
|
Сущ. с предлогом
|
|
В*начале книги этот персонаж еще упоминается пару раз, а потом о нем ни слова.
|
|
|
В *даль туманную уходит теплоход.
|
|
|
Науку изучают с азов, дружбу берегут
с *начала.
|
|
|
Узкая тропа вела в*глубь.
|
|
|
Ах, если бы можно было зажить с*начала.
|
|
|
В *начале осени стояли солнечные дни.
|
|
|
По*низу юбки шли вышитые узоры.
|
|
|
Сосуд был наполнен до*верху.
|
|
|
В* верху страницы находился герб страны.
|
|
|
Дым стелется по*низу.
|
|
наречие
|
Примеры
|
Сущ. с предлогом
|
|
В начале книги этот персонаж еще упоминается пару раз, а потом о нем ни слова.
|
|
|
В даль туманную уходит теплоход.
|
|
|
Науку изучают с азов, дружбу берегут
сначала.
|
|
|
Узкая тропа вела вглубь.
|
|
|
Ах, если бы можно было зажить сначала.
|
|
|
В начале осени стояли солнечные дни.
|
|
|
По низу юбки шли вышитые узоры.
|
|
|
Сосуд был наполнен доверху.
|
|
|
В верху страницы находился герб страны.
|
|
|
Дым стелется понизу.
|
|
6. Работа с тестом.
- Прочитайте текст.
- Определите его стиль. Докажите.
- Определите тип речи. Докажите.
- Вставьте пропущенные орфограммы и пунктограммы.
Герой наш отв…чал всем и каждому и чу…ствовал какую(то) ло…кость
(н…)обыкновен…ую раскланивался (на)прав… и (на)лев… по обыкновению
своему несколько (на)бок, но совершен…о свободно и так что оч…ровал
всех. Дамы тут же о…ступили его бл…стающею г…рля ндою и нан…сли с собой
целые обл…ка всякого рода благоуханий: одна дышала розами, от другой
несло фиалками, третья вся (на)сквозь была продушен…а резедой. Чичиков
подымал только нос (к)верху да нюхал. В нарядах их вкусу было пропасть:
муслины атласы, кисеи были таких бледных модных цв…тов, каким даже и
названия нельзя было подобрать до такой степени дошла тонкость вкуса. А
между тем герою нашему готовилась пр…неприятнейшая (н…)ожиданность.
(Н.В. Гоголь)
Герой наш отвечал всем и каждому и чувствовал какую-то ловкость
необыкновенную, раскланивался направо и налево, по обыкновению своему
несколько набок, но совершенно свободно, так что очаровал всех. Дамы тут
же обступили его блистающею гирляндою и нанесли с собой целые облака
всякого рода благоуханий: одна дышала розами, от другой несло фиалками,
третья вся насквозь была продушена резедой. Чичиков подымал только нос
кверху да нюхал. В нарядах их вкусу было пропасть: муслины, атласы,
кисеи были таких бледных модных цветов, каким даже и названия нельзя
было подобрать: до такой степени дошла тонкость вкуса. А между тем герою
нашему готовилась пренеприятнейшая неожиданность.
(Н.В.Гоголь)
I
V. Работа с тренажером "Фраза". 7 кл. , т. 13, №425, 426.
V. Итог урока.
VI. Выставление комментированных отметок.
VII. Д/З.
|