Форма урока: урок-ярмарка
Цели урока:
- закрепить умение изменять имена
существительные по числам, определять их род,
повторить написание имен существительных с
шипящими на конце и правописание приставок и
корней; умение находить словосочетания в
предложении.
- развивать устную и письменную речь,
любознательность, мышление;
- воспитывать интерес к предмету,
самостоятельность, нравственные качества
взаимопомощи.
ХОД УРОКА
1. Сообщение темы и цели урока
– Сегодня мы совершим путешествие на
ярмарку и повторим все, что уже знаем об имени
существительном.
– Кто из вас знает, что такое ярмарка?
– Это очень яркое, красочное
представление, где проводятся торги,
различные конкурсы, игры. Гостей веселят
скоморохи и клоуны.
2. Словарная работа
– Отправляемся на ярмарку. Что тут
можно купить?
– Вспомните, пожалуйста, слова из
словаря, которые можно отнести к теме «Ярмарка».
Называем (морковь, капуста, картофель, овощи,
яблоки, портфель, пальто, посуда ……)
– Определите, какой частью речи
являются записанные слова. Докажите. Назовите
орфограммы.
– Назовите «лишние» слова.
Аргументируйте свой ответ.
– Определите число и род имен
существительных.
– Как изменяются имена
существительные. Устно измените число имен
существительных.
3. Закрепление и обобщение изученного о
предложении и имени существительном
– Ярмарки очень любили на Руси. К ним
готовились еще с весны. А с наступлением весны
выставляли свой товар и повеселиться не
забывали.
– Составьте предложение по картинке
(показ иллюстрации). Запишите предложение.
А) Комментированное письмо предложения
Русский народ любит ярмарку.
– Давайте вспомним, чем предложение
отличается от словосочетания. Найдите
главные члены предложения. Определите части
речи. Назовите словосочетания, которые есть в
этом предложении (русский народ, любит ярмарку).
Дайте характеристику предложению.
Физминутка в занимательной форме (показ
действий, изображенных на рисунке)
Б) Упражнение в определении рода имен
существительных
– Чтобы попасть на ярмарку, вы должны
правильно распределить предметы, которыми будут
торговать на ярмарку.
Записать слова в три столбика: ж.р., м.р., ср.р.
Платок, посуда, платье, портфель, морковь,
пальто, огурец, яблоко, капуста.
– Как определили род имен
существительных?
– Какие окончания могут иметь
существительные мужского, женского с и среднего
рода?
В) Изменение имен существительных по
числам
– Попали мы на ярмарку. Сюда приходят,
чтобы сделать покупки. Покупают впрок, чтобы
хватило надолго.
– Я буду вам показывать один предмет, а
вы должны купить несколько – записать
существительные во множественном числе.
Ручка, карандаш, линейка, тетрадь, книжка,
зеркало, ножницы, молоко.
Проверка: объяснение орфограмм.
– Можно ли определить род у этих
существительных? Как? Назовите существительные,
которые имеют только форму единственного или
множественного числа. (ед.число – молоко,
множественное число – ножницы).
– Определите род (комментирование).
Г) Правописание существительных с шипящими
на конце
– Часто на ярмарке проводят конкурсы,
загадывают загадки. Попробуем и мы справиться с
этими загадками.
Бьют его рукой и палкой
–
Придет в дом –
Никому его не
жалко.
Не выгонишь колом,
А за что беднягу
бьют?
Пора придет –
А за то, что он
надут.
Сам
уйдет.
(Мяч)
(луч)
Гляжу я в окошко
–
Белые
горошки
Ходит черная
кошка.
На зеленой ножке.
(Ночь)
(Ландыш)
Под полом
таится,
Летом спит, зимой горит.
Кошки
боится.
Пасть открывает,
(Мышь) Что
дают – глотает.
(Печь)
– Какое правило надо знать, чтобы
правильно написать эти слова? В каких словах
пишется ь, почему? Заполните таблицу.
Ь знак пишется |
Ь не пишется |
мышь |
ландыш |
ночь |
луч |
печь |
мяч |
Д) Восстановление предложения
– На ярмарках любят шутить, играть,
веселиться. Об этом и пословица. Попробуйте ее
прочитать, дополнив недостающими словами.
… кормит, а … портит. (Труд кормит, а лень
портит).
– Как понимаем смысл пословицы?
– Какой частью речи являются слова,
которые вы вставили в предложение? Докажите.
– Определите род имен существительных.
Вспомните еще пословицы, которые относятся к
теме: «Ярмарка».
4. Подведение итога урока
– Вот и закончилось наше путешествие.
Много интересного мы увидели, успели и
повеселиться, и поиграть.
– Что же мы повторили на уроке? Что вам
понравилось больше всего?
(Поблагодарить активных обучающихся за
работу)
|