Цели и задачи урока:
- обучающие: формировать навыки
правописания вводных слов и оформлять на письме
предложения с вводными словами;
- развивающие: развивать коммуникативные
навыки учащихся (умения правильно произносить
вводные слова, употреблять вводные слова в
предложениях, текстах; анализировать и делать
выводы; развивать устную и письменную речь
учащихся; содействовать умений осуществлять
самооценку учебной деятельности);
- воспитательные: создавать у учащихся
положительную мотивацию к уроку русского языка
путём вовлечения каждого в активную
деятельность; воспитывать потребность оценивать
свою деятельность и работу товарищей; создавать
условия для формирования познавательного
интереса по русскому языку, любовь и внимание к
слову; воспитывать культуру речи.
Необходимое оборудование: проектор,
экран, интерактивная доска, компьютер,
презентация учителя.
Ход урока
1. Тема урока Эпиграф.
(беседа с учениками о смысле слов эпиграфа)
Слово учителя
Вчера мне приснился сон... будто сижу я в театре,
жду начала представления. И вот открывается
занавес и на сцену один за другим выходят
необыкновенные артисты: слова- члены предложения
(подлежащее с определением и сказуемое с
дополнением). Удивилась я, читаю...
Наше представление Вам понравится.
Вдруг из-за кулис вынырнуло ещё одно словечко,
втиснулось в самую серединку, а соседние слова
тут же от него отгородились запятыми. Вот что
получилось: Наше представление, конечно, Вам
понравится.
Прочитав предложение, у меня появилось
уважение к актёрам, уверенность, что оно мне
понравится. Села я поудобнее в кресло... но вдруг
проснулась.
Вопрос: как вы думаете, почему мне приснился
такой сон?
2. Работа в тетрадях (число, кл. работа,
запись данных двух предложений, графика).
Найди различия!
Это слово ввело себя в предложении, изменило
его значение (слово конечно). Появилась
уверенность.
Вопрос: какое значение внесло это слово в
предложение? Верно. Это слово внесло в
предложение значение уверенности. Такие слова
называются (вводными).
Ученики читают с интерактивной доски
данное слово.
Ребята, назовите цель нашего урока из данных
определений.
(Записываем тему урока в тетрадь)
Учитель проговаривает цели и задачи урока.
Сегодня мы знакомимся с вводными
словами уверенности — неуверенности.
(ученики читают слова)
Знакомство с пунктограммой.
Подчеркнём в предложении вводное слово
(...,+++,...).
Учитель проговаривает предложение: Кто-то
стучит в дверь (стучит по столу и говорит тихо:
"Кажется, кто-то стучит в дверь”.)
Вопрос: какой оттенок внесло это слово в
предложение?
(Оттенок неуверенности).
Предложение: Это опоздавший ученик.
Составьте предложение с оттенком
неуверенности.
(По-видимому, это опоздавший ученик. Это
опоздавший ученик, по-моему.)
Задание: запишите предложения с вводными
словами, выражающими уверенность говорящего в
один столбик, в другой – сводными словами,
выражающими неуверенность. Отметьте их
условными знаками.
Липа, несомненно, одно из самых красивых,
весёлых и нежных деревьев. В русских наших лесах,
пожалуй, нет дерева мощнее и красивее дуба. Не все
из вас, быть может, видели лесную калину. В клетке
воробьёв, разумеется, не держат. По-видимому, эти
лоси забрели в город в ночное тихое время.
Речевая ситуация.
Задание: составить предложения, используя
вводные слова, записать предложения в тетрадь,
составить схемы.
(Безусловно, вся жизнь А.С.Пушкина связана с
Петербургом.)
(++++, ...).
Разговор с библиотекарем. Введём в предложение
обращение.
(Татьяна Александровна, пожалуйста, подберите
книгу.)
3. В книжном магазине.
(Вероятно, у Вас есть книга...).
Ты прав. Ваш товарищ не уверен, что поступил
правильно.
Помоги ему обрести спокойствие, уверенность.
(Ты, разумеется, прав. Ты, бесспорно, не мог
поступить иначе.)
Дать отзыв на прочитанное сочинение.
(Образец. Серёжа, я с интересом читал твоё
сочинение. Но, по-видимому, ты раскрыл тему не
совсем полно...Восклицательные предложения,
конечно, очень бы оживили твой рассказ. Учти,
пожалуйста, мои предложения.)
Подведение итогов урока.
Тест "В поход за пятёрками”
Спасибо за внимание.
4. Домашнее задание: Ученики
записывают предложение:
Любовь к природе, впрочем, как и всякая
человеческая любовь, бесспорно, закладывается в
нас с детства (И.Соколов-Микитов)
Вопрос: согласны ли вы с мнением
русского писателя-путешественника И.С.
Соколова-Микитова? Письменно обоснуйте вашу
точку зрения. Используйте в вашем тексте вводные
слова: конечно, безусловно, может быть и т.д. |