Урок русского языка в 5 классе "Как определить лексическое значение слова"
10.06.2013, 12:20
Этапы
Форма работы
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Актуализация знаний
Коллективное решение кроссворда
– Здравствуйте, ребята! Как настроение?
Покажите мне, пожалуйста, с помощью мимики, а
может быть и жестов ваше настроение в данную
минуту. Спасибо! Я надеюсь, что во время урока
хорошее настроение сохранится, а грустное –
улучшится.
А начать наш сегодняшний урок я бы хотела с
небольшой разминки. На доске любимая игра всех
интеллектуалов и не только. Как вы думаете, что
там? – Совершенно верно, кроссворд, который я
предлагаю вам разгадать. Обратите внимание, что
кроссворд – заимствованное английское слово, от
«кросс» – крест и «ворд» – слово, для того, чтобы
запомнить правописание этого слова, давайте все
вместе проговорим его (2 раза) –
удвоенная СС. А теперь придумайте
словосочетание с этим словом и запишите его в
маршрутный лист Итак, под номером 1 вопрос: Что
обогревает Землю и обеспечивает жизнь? Вопрос
номер 2: как называется ряд ступенек, ведущих вниз
или вверх? Вопрос 3: как называется растение,
растущее на болоте, с упругим почти древесным
стеблем? И, наконец, последний вопрос: как
называют того, кто принес весть?
– Молодцы, справились! Скажите, а знание каких
разделов грамматики вам помогло решить этот
кроссворд? Почему вы так считаете?
А еще нам помогло знание такого раздела, как
лексика. Слово «лексика» – это заимствованное
слово от «лексис» – «слово, выражение» А еще? Знание лексики! Ведь
лексика – это все слова языка, или словарный
запас языка. Лексику изучает раздел лингвистики (а
что такое лингвистика?) называемый лексикология.
– Ни для кого не секрет, что большинство слов
имеет свое значение.
– А что же такое
лексическое значение слова?
Ответы детей: кроссворд.
Учащиеся хором проговаривают слово
«Кроссворд» и записывают в маршрутные листы в
составе словосочетания (3-4 словосочетания
заслушиваются)
Первый ответивший записывает ответ в клеточках
на доске: солнце. лестница тростник вестник фонетика, орфография
лексика, знание лексического значения слов наука о языке
Это то, что это слово обозначает, его смысл,
то, что мы подразумеваем, когда думаем и
произносим слово
Изучение нового
Беседа
– Молодцы, а теперь, исходя из всего
ранее сказанного, попробуйте сформулировать
тему урока и его цели! Как вы думаете, что будет в
центре нашего внимания? Прочтите тему в учебнике,
верно ли мы ее сформулировали? – Совершенно верно! Сегодня мы
начинаем знакомство с разделом «Лексика» и наш
урок будет посвящен определению лексического
значения слов. Что мы должны знать, чтобы суметь
определить лексическое значение слова?
– Совершенно верно. Но вначале хотелось бы, чтобы
вы вспомнили о том, как мы должны относится к
слову в общении друг с другом. И вновь помогут нам
в этом слова из стихотворения Вадима Шефнера, к
которому мы уже как-то обращались:
– Много слов
на земле. Есть дневные слова, –
В них весеннего неба сквозит синева…
Есть слова – словно раны, слова – словно Суд,
С ними в плен не сдаются и в плен не берут.
Словом можно убить, Словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести…
– Как вы понимаете эти слова?
– Спасибо, давайте же будем всегда помнить об
этом и быть внимательными в выборе слов и
бережными в общении и отношении друг к другу.
– А теперь вновь вернемся к нашей теме. Итак,
какие же способы объяснения лексического
значения существуют? Подумайте и скажите,
доказав примерами, как можно объяснить
лексическое значение слов. Можете использовать
для примера слово «лес», можете любое свое
слово.
– Правильно, скажите, а где этот способ
используется чаще других?
– Совершенно верно. И следующий урок мы посвятим
работе с толковыми словарями, узнаем их авторов.
А пока продолжаем. Как еще можно объяснить
лексическое значение слова?
– Правильно, давайте еще раз вспомним, что же
такое синонимы?
– Есть еще способы объяснения лексического
значения. Какие?
– Вспомните, что такое антонимы?
– Есть еще один способ объяснения лексического
значения, о котором вы узнаете несколько позже.
Итак, ребята, какие способы определения
лексического значения слова вы узнали?
– Молодцы, а теперь откройте параграф 32
учебника и в упражнении 234 найдите еще один
способ толкования лексического значения слова, о
котором мы не упомянули.
– Как вы думаете, где чаще всего
используется этот способ толкования?
– Проверяем себя по учебнику: обо всех ли
способах мы поговорили?
Лексическое значение слов и
определение лексического значения слов
Как можно объяснить лексическое значение
слова
Нужно бережно относится к выбору слов в
общении друг с другом
Краткое толкование слова (лес – это большой
участок, заросший деревьями) В толковых словарях.
Рисунки или картинкив книжках,
адресованных маленьким детям
Динамическая пауза
Закрепление нового материала
Работа по маршрутным листам:
коллективная
индивидуальная работа
работа в парах
Работа в группах
Коллективная работа
– Ребята, сегодня мы с вами попробуем
новую форму работы – работа по маршрутным
листам. Перед вами лежат листы, в которых
написаны различные задания. Я сейчас буду
называть номер задания, а вы в зависимости от
моих рекомендаций будете его выполнять
самостоятельно или коллективно, договорились?
– Итак, задание № 1 в маршрутном листе
попробуем выполнить все вместе.
Необходимо объяснить лексическое значение слова
милосердие через подбор синонимов.
– Скажите, такое качество как милосердие нужно
человечеству и нам с вами? А зачем? Спасибо! Итак,
какой способ определения ЛЗ мы использовали при
выполнении данного задания?
Переходим к заданию № 2:
необходимо заполнить два столбика таблицы,
подобрав во второй столбик синоним к данному
слову, а в третий – однокоренное проверочное
слово. Работаем индивидуально.
– Итак, каким способом в этом упражнении мы
воспользовались, чтобы объяснить смысл или
лексическое значение слова?
Задание № 3 «Гонка за
лидером»: кто вперед объяснит лексическое
значение слова, подобрав к данным словам
синонимы с удвоенными согласными. Работаем в
парах, учитывается правильность и скорость
выполнения!
Ребята, обратите еще раз внимание на
правописание этих слов. Какую орфограмму вы в них
встретили? Каким способом вы воспользовались,
чтобы в этом упражнении объяснить ЛЗ слов?
– Задание № 4 выполняем по вариантам: 1, 2, 3. Во
время выполнения работаем в группах. Необходимо
соединить данные слова с их кратким толкованием
из справки. Чей ряд справится быстрее?
– Каким способом объяснения лексического
значения вы сейчас воспользовались?
– Какие же вы молодцы! И, наконец, последнее на
сегодня задание на слайде. Давайте
объясним лексическое значение слов, подобрав к
ним антонимы. Таблицу необходимо заполнить
словами-антонимами данных слов
– в данном задании мы с вами использовали такой
способ объяснения ЛЗ как…? Отвечайте полным
ответом!
Работа в маршрутных листах.
Устно, фронтально – сострадание,
сердобольность, жалостливость, отзывчивость,
участливость, чуткость, душевность, сердечность. Подбор синонимов Умолять – просить; молит Умилять – нравиться; милый Мельчить – делить; мелкий
Устная проверка Подбор синонимов и подбор однокоренных слов Специальность (профессия) обучение животных (дрессировка) скорый поезд (экспресс) асфальтированная дорога (шоссе) игра на льду (хоккей) помещение в школе (класс) дачная пристройка (терраса)
устная проверка по цепочке
Удвоенная согласная Подбор синонимов
Учащиеся выполняют задания в группе и
устно отвечают по цепочке.
1. Штора – оконная занавеска
Осока – многолетняя болотная трава Пума – хищник семейства кошачьих Викторина – игра в вопросы и ответы Тефтели – кушанье в виде шариков из рыбного
или мясного фарша Глыба – большой обломок твердого вещества
2. Арена – цирковой манеж
Гарнир – овощи, каша, добавляемые к мясным и
рыбным блюдам Арка – архитектурное сооружение Молочай – сорняк с ядовитым млечным соком Рапира – фехтовальное оружие Грелка – прибор для согревания
3. Антенна – устройство для приема радиоволн
Целина – никогда не паханная земля Арахис – земляной орех Кокон – оболочка, в которой гусеница
превращается в куколку Огарок – остаток догоревшей свечи Деликатес – изысканное кушанье
– Итак, ребята, о чем же сегодня мы с
вами говорили?
– А сейчас я попрошу вас еще раз
объединится в группы и написать на предложенных
листах, как, какими способами можно объяснить
лексическое значение слова.
– Вы замечательно поработали сегодня, и я
хотела бы отметить добрым словом каждого из вас на следующем уроке, когда мы
продолжим изучение этой темы, поработаем со
словарями, узнаем, что такое контекстуальные
синонимы и антонимы и многое другое, я учту вашу
сегодняшнюю работу и оценю ее.
А дома вам необходимо будет прочитать параграф 32
и выполнить упражнения 244 или 237 – на выбор.
– А теперь я прошу вас прислушаться к себе и
показать с помощью мимики и жестов ваше
настроение. Я рада, когда вам хорошо! Спасибо за
урок!
О лексике и определении лексического
значения слова.
Листы с ответами детей вывешиваются на доску: краткое
толкование, подбор однокоренных слов, антонимов,
синонимов и рисунок с дальнейшим обсуждением.