Тип урока: урок обобщения знаний
Цели урока:
для учителя
- обобщить знания о причастном и деепричастном
обороте: закрепить умение находить причастный и
деепричастный оборот в предложении и правильно
оформлять их на письме, отработать навык
разграничения причастного и деепричастного
оборотов, определить роль причастного и
деепричастного оборотов в тексте;
- развивать умение работать в парах и группах,
формировать чувство ответственности за
результаты учебного труда и устойчивую
мотивацию познавательной деятельности;
- воспитывать бережное отношение к природе,
используя содержание предлагаемых текстов;
для учащихся
- продолжать учиться сравнивать и анализировать
языковые явления, работать со схемами,
составлять алгоритм действия, отрабатывая
практические умения выделять причастный и
деепричастный оборот;
- уметь выстроить сотруднические отношения при
работе в парах и группах, отрабатывать навыки
доказательного ответа.
Методическая цель: проектирование урока с
позиции требований ФГОС ООО
Средства реализации методической цели:
- самостоятельное целеполагание
- работа со схемами
- смысловое чтение
- учебное сотрудничество (работа в парах и
группах)
- использование адресных форм организации
учебной деятельности
- домашнее творческое задание
- оценочная деятельность на критериальной основе
Лист самооценки
- Умение формулировать цель
- Умение составлять схемы, алгоритм
- Умение выделять причастный и деепричастный
оборот
- Умение работать в парах
Ход урока
Доброе утро, друзья! За окном мороз и солнце,
день чудесный. А какое настроение у вас?
Улыбнёмся друг другу и пожелаем успешной работы.
Проверим домашнее задание (упр. 631): назовите
суффиксы причастий по "цепочке”.
Поднимите сигнальные карточки:
- Красная – SOS: было сложно
- Зелёная – легко справился сам
I. Мотивационно-целевой этап урока
1. Ребята, вы любите сказки? Сейчас я предлагаю
Вам отправиться на синтаксическое собрание и
послушать Определение.
– Меня возмущают некоторые члены предложения:
все мы работаем рука об руку, а они только и
думают, как бы обособиться, отгородиться
запятыми.
– Отчасти я с вами согласно, – отвечало
Подлежащее. – Если мы все обособимся, то
перестанем существовать как единое предложение.
Но, дорогое Определение, Вы не обратили внимание
на то, что Обособленные члены – это почти вторые
сказуемые, а не обычные второстепенные члены
предложения. Думаю, все со мной согласятся, когда
я приведу два примера: Шумели под ветром сосны,
высокие и стройные. Шумели под ветром сосны, они
были высокие и стройные.
– В таком случае нужно договориться о правилах,
– предложил Синтаксис. – Личное местоимение, с
какой стороны Вы позволите стоять возле Вас
Обособленным Определениям?
– С любой.
– А Вы, Существительное?
– Только позади меня; если хотят непременно
спереди, пусть приобретут ещё и
обстоятельственное значение причины или
уступки.
– У нас есть ещё Обособленные Обстоятельства,
– продолжал Синтаксис. – Сказуемое, посоветуйте,
какие из них могут быть обособлены и где им
стоять.
– Пусть обособляются Деепричастия и
Деепричастные Обороты, думаю, нужно разрешить им
стоять где угодно.
Интересная сказки, не правда ли? Как вы думаете,
о чём она? Кто изобразит схематически
предложения Синтаксиса? (У доски работает один
человек, остальные – в тетрадях)
[п.о.,личное местоимение, п.о.]
[имя существительное, п.о.,]
[д.о., д.о., д.о.]
Формулировка темы и цели урока.
Установите, что объединяет выполненное вами
задание и тему прошлого нашего урока.
Сформулируйте тему сегодняшнего урока. Запишите
её. (Знаки препинания при причастном и
деепричастном оборотах)
Какую цель мы ставили на прошлом уроке? (Мы
должны были научиться находить причастный
оборот, выделять его знаками препинания на
письме, употреблять в речи). А какова цель
сегодняшнего урока, по-вашему? Используйте
опорные слова на доске:
- Повторить...
- Сравнить ...
- Отрабатывать навык ...
- Закрепить ...
- Обобщить ...
Цели урока:
- продолжать учиться сравнивать и анализировать
языковые явления,
- работать со схемами,
- составлять алгоритм действия, отрабатывая
практические умения выделять причастный и
деепричастный обороты, навыки доказательного
ответа;
- определять роль причастного и деепричастного
оборотов в тексте;
- учиться выстраивать сотруднические отношения
при работе в парах.
(Оцениваем себя: заполняем лист самооценки)
Цели урока мы с вами сформулировали. А как вы
думаете, какие слова будут ключевыми на нашем
уроке? (Причастный оборот, определяемое слово,
деепричастный оборот, обособление). Проверим,
насколько хорошо вы их знаете.
II. Организационно-деятельностный этап
План урока
1. Упражнение "Закончи предложение”
- Определяемое слово – это
- Причастный оборот – это
- Деепричастный оборот – это
- Обособление – это
2. Орфографическая пятиминутка: упражнение 638:
по вариантам. А по каким признакам вы будете
делить слова на группы? (ОГЗ, суффиксы))
Какие орфографические правила можно
проиллюстрировать данными примерами?
(Самопроверка)
Вспомните, чем отличается выделение на письме
причастных и деепричастных оборотов.
3. Работа с текстом
Выразительно прочитать текст.
Лесной пожар
Спасаясь от огня старый ворон часто замахав
крыльями перелетел поляну и уселся на тоненькую
рябину. Рябинка зашатавшаяся под тяжёлой птицей
согнулась и ворон долго раскрывал крылья
стараясь удержаться на ветке. Громкий треск
раздавшийся из лесной чащи испугал зайца. Зверёк
метнулся в сторону и подпрыгивая скрылся в траве.
- Какова тема текста? (Отражена в заголовке)
Основная мысль? (Пожар – это страшно).
- А что такое пожар? (Страшное стихийное
бедствие) Чем они страшны?
- Ребята, а кто, по-вашему, является чаще всего
виновником пожаров?
- Что же делать, чтобы их было как можно меньше?
Выполняя следующее задание, вы работаете в
парах: прямо на распечатанных листах выполняете
задание. Какую цель мы должны поставить перед
собой, чтобы справиться с заданием? (Вспомнить,
чем отличается обособление ПО и ДО; отрабатывать
умение видеть ПО и ДО и навык постановки знаков
препинания при них)
Проверка. (Заполняем листы самооценки)
4. А теперь мы с вами проведём стилистический
эксперимент "Какова роль причастных и
деепричастных оборотов в тексте?”. Запишите
текст без причастных и деепричастных оборотов,
передайте только его основное содержание.
Старый ворон перелетел поляну и уселся на
тоненькую рябину. Рябинка согнулась, и ворон
долго раскрывал крылья. Громкий треск испугал
зайца. Зверёк метнулся в сторону и скрылся в
траве.
В какой ситуации возможно использовать текст,
полученный нами экспериментально? (Если нужно
сжато передать информацию)
5. Выполняя перспективное домашнее задание, вы
работали в группах – составляли алгоритм "Как
правильно расставить знаки препинания при
причастном обороте” (упр. 637). Представьте
результаты вашей работы.
III. Контрольно-регулировочный этап. Тестирование
по вариантам. (На распечатанных листах)
1. Природа есть родина всех талантов, (1) начиная
от росинки-солнца, (2) сверкнувшей всеми огнями, (3)
кончая талантами, 4) переходящими в историю
культуры.
- 1 вариант – выпишите цифры, обозначающие
запятые при причастных оборотах
- 2 вариант – выпишите цифры, обозначающие
запятые при деепричастных оборотах
2. Прочитать предложение и выполнить задание
(знаки препинания не расставлены)
Берегите
Жаворонка в голубом зените
Бабочку на листьях повилики
На тропинке солнечные блики
На камнях играющего краба
На могиле тень от баобаба
Ястреба парящего над полем
Полумесяц над речным покоем
Ласточку мелькающую в жите
Берегите землю!
- 1 вариант – найдите и выпишите определяемые
слова с причастным оборотом, которые
соответствуют схеме [х, п.о.]
- 2 вариант – найдите и выпишите определяемые
слова с причастным оборотом, которые
соответствуют схеме [п.о. х]
3. Прочитать предложение и выполнить задание.
Кто высунул в калитку нос?
Кто?! Злобный и рычащий пёс.
Вчера, стоявший на пути, (1)
Он не давал мне в сад войти.
Любой, привязанный к столбу, (2)
Вот так бы злился на судьбу.
Я косточек ему принёс
И был облизан. Прямо в нос.
- 1 вариант – какой схеме соответствует
обособление ПО (1): а) [сущ., п.о.], б) [м., п.о.]
- 2 вариант – какой схеме соответствует
обособление ПО (2): а) [м., п.о.], б) [сущ., п.о.]
Оцените себя
IV. Оценочно-результативный этап
Вспомните, какие цели мы ставили в начале
урока. Удалось ли нам их выполнить?
Оцените результаты своей работы на уроке по
критериям:
- А – задания мне были понятны, я легко справился
с ними
- В – некоторая помощь товарищей мне бы не
повредила
- С – я старался, но большинство заданий были для
меня сложны
Домашнее задание.
По выбору
- Выпишите из стихотворений М.Ю. Лермонтова 3-4
предложения с причастными и деепричастными
оборотами.
- Составьте и запишите текст из 5-6 предложений,
используя материалы упр. 634.
- Выполните упражнение № 635 (только для тех, кто
оценил себя С).
|