Цели:
- Обобщить знания, умения, навыки обучающихся по ранее изученному
материалу.
- Приобщение обучающихся к культурному опыту человечества, духовным
ценностям наших предков, воплощенных в архитектуре Древней Руси.
- Воспитывать интерес к историческому прошлому своего Отечества.
- Развивать навыки работы с текстом.
Оборудование урока: карта " Политическая раздробленность Руси 12–13
века”, карточки с вопросами, компьютер, мультипроектор, интерактивная доска,
презентация в MS Power Point.
Оформление доски: число, тема урока.
1. Эпиграф.
"Без всякой другой науки
человеку еще можно обойтись;
без знания родного языка
обойтись нельзя…”
И.И. Срезневский
"Существует нечто, перед чем
отступают и безразличие
созвездий, и вечный шепот
волн – деяния человека,
отнимающего у смерти ее добычу.”
Из древнеегипетского трактата
2. На фоне музыкального сопровождения " Садко” звучат слова учителя
истории: " О светло светлая и украсно украшена земля Русская! И многими
красотами удивлена еси: ...городы великими, селы дивными...домы церковными...
Всего еси исполнена земля Русская!”
3. Учитель русского языка, обращаясь к классу, озвучивает цель урока.
4. Учитель истории: Культура народа является частью его истории. Ее
становление, последующее развитие связано с теми же историческими факторами,
которые воздействуют на становление и развитие хозяйства страны, ее
государственности, политической и духовной жизни общества. В понятие культуры
входит все, что создано умом, талантом, руками народа, все, что выражает его
духовную сущность, его взгляд на мир, на природу, на человеческое бытие, на
человеческие отношения.
Чем представлена культура Древней Руси? Каковы ее особенности? На эти и
другие вопросы попытайтесь найти ответ, работая по группам с карточками. На
подготовку 2–3 минуты (опрос по карточкам).
5. Учитель истории: Культура Древней Руси имеет свои особенности,
характерные черты, присущие только ей, т.к. она создавалась под влиянием
Византийской культуры , что хорошо отражено в архитектурных сооружениях:
храмах, соборах.
Об их величии нам расскажут ребята, которые подготовили домашнее задание
в форме сообщений (сообщения обучающихся).
6. Учитель истории: Культура Руси – это не только произведения
искусства, фольклор, представленный былинами , сказаниями, быт, одежда,
но и сфера менталитета – идей , представлений, идеалов, стереотипов, духовная и
религиозная жизнь, язык.
7. Учитель русского языка: Многие писатели, поэты писали о Древней
Руси. Перед вами отрывок из книги Осетрова "Живая Древняя Русь”.
Работа с деформированным текстом.
– Прочитайте его, перестройте предложения так, чтобы у вас получился
текст. О чем говориться в этом тексте?
– В каком предложении заключена основная мысль этого
текста?
– Найдите в тексте средства выразительности речи
(тропы, фигуры речи).
– Выделите в этом микротексте зачин, развитие мысли,
концовку.
8. Учитель истории: Говорят, что архитектура – это душа народа,
воплощенная в камне. К Руси это относится с некоторой поправкой. Русь долгие
годы была страной деревянной, и ее языческие молельни, крепости , терема, избы
строились из дерева. В дереве русский человек , как и народы, жившие рядом с
восточными славянами, выражали свое восприятие строительной красоты, чувство
пропорции, слияние архитектурных сооружений с окружающей природой. Если
деревянная архитектура восходит в основном к Руси языческой, то архитектура
каменная связана с Русью уже христианской. Подобного перехода не знала Западная
Европа, издревле строившая и храмы, и жилища из камня.
Мир Византии, мир христианства привнес на Русь новый строительный опыт и
традиции. Русь восприняла сооружение церквей по образу крестово-купольного
храма греков. Квадрат, расчлененный четырьмя столбами, составляет его
основу, примыкающие к подкупольному пространству прямоугольные ячейки, образуют
архитектурный крест.
9. На фоне архитектурных памятников Древнерусской культуры
звучат слова:
Когда я с изумлением смотрю
На эти древнерусские соборы,
Я вижу с них, подобно звонарю,
Родных лесов и пажитей просторы.
Не чад кадил, не слепоту сердец,
Взалкавших недоступного им рая,
А творчества слепительный венец,
Вознесшегося, время попирая.
10. Учитель русского языка:
"Если в мире есть вещи, достойные названия "чуда”, то слово, бесспорно,
первая и самая чудесная из них”.
Л. Успенский
11. Работа с художественным текстом "Покров на Нерли”.
– Прочтите текст. Какие чувства и мысли вызывает он у вас?
– Озаглавьте текст.
– Что отражает заглавие: тему или основную мысль?
– Определит е стиль текста.
– Определите тип текста. Докажите.
– Назовите средства выразительности речи в тексте.
– Найдите в тексте предложения с однородным
подчинением, постройте схему.
– Найдите предложения с последовательным
подчинением.
– Найдите в тексте сложносочиненные предложения.
– Найдите односоставные предложения, укажите их вид.
– Выпишите из текста по три словосочетания со связью
согласование, управление, примыкание.
– Выпишите из текста союзные слова.
– Выпишите местоимения из последнего абзаца.
– Найдите предложения с обособленными определениями,
обособленными обстоятельствами.
– Запишите слова. Определите способ образования этих
слов: видение, зелени, недвижимо, освещая.
– Индивидуальная работа с толковым словарем:
подпалины, опахалами, рельефы, порталы, силуэт.
12. Учитель истории:
Русской культуре значительно больше тысячи лет.
Она одного возраста с русским народом. Больше тысячи лет русскому народному
творчеству, русской письменности, литературе, живописи, архитектуре. Наши
древние города Новгород, Смоленск, Псков, Белгород, Ярославль и многие другие,
наши музеи и рукописные хранилища полны произведений изумительного искусства: в
городах сохранились памятники архитектуры и настенной живописи, в музеях –
памятники живописи и прикладного искусства, в рукописных хранилищах – рукописи,
иногда художественно иллюстрированные, интересные по содержанию, и по
оформлению. До середины 13 века Русь была одной из самых передовых европейских
стран.
Ребята, скажите:
1. Какие памятники архитектуры Древней Руси вам известны?
2. Какое государство оказало влияние на развитие русской архитектуры и после
какого события?
3. Какой стиль использовался при строительстве русских храмов? (По образу
какого храма?)
4. При правлении каких русских князей архитектура достигла большого расцвета?
Знать все то лучшее, что создано русским народом, – создано в неимоверно
тяжелых условиях, – уметь понимать произведения древнего искусства, уважать их и
любить – не только обязанность всякого русского человека, но и великое счастье.
Знание истории своего народа, памятников его культуры открывает перед человеком
целый мир – мир, который не только величествен сам по себе, но который позволяет
по-новому увидеть и оценить современность. Знание прошлого – это понимание
современности. Современность – это итог прошлого.
13. Учитель русского языка, учитель истории: подведение итогов,
выставление оценок, домашнее задание.
Карточка № 1.
1. Какие можно выделить этапы культуры Древней Руси?
2. Почему древнерусскую культуру в мировой истории называют феноменом
русской культуры?
3. Можно ли говорить о том, что Русь копировала культуру Византии, или
речь идет о самобытности древнерусской культуры?
Карточка № 2.
1. Основой любой древней культуры является письменность. Когда она
зародилась на Руси?
2. О чем свидетельствуют найденные берестяные грамоты и граффити?
3. Приведите примеры литературных произведений Руси и их авторов.
Карточка № 3.
1. Как вы объясните следующие высказывания: плоть торжествовала над
духом и победа духа над плотью?
2. Одной из составных частей русского фольклора является былина. Что
воспевалось в былинах?
3. Характеризуя быт народа, скажите какую роль в нем играли женщины? |