Цель: 
 - cистематизировать и обобщить изученное об имени
 существительном; 
 - совершенствовать навыки учащихся в
 употреблении существительных в различных
 падежах; развивать речь учащихся, умение
 обобщать и развивать связную речь; 
 - осуществлять привитие чувства дружбы,
 взаимопомощи.
  
 
Технология: критическое мышление 
1. Орг. момент 
 Ну, теперь проверь дружок 
 Ты готов начать урок? 
 Всё ль на месте, всё ль в порядке 
 Ручка, книжка и тетрадка 
 Все ли правильно сидят 
 Все ль внимательно глядят 
 Каждый хочет получать  
 Только лишь оценку "пять”. 
 
2. Опрос д/з (поют песню "У леса на опушке”) 
- Ребята, о чем эта песня? (о зиме) 
- Что вы еще знаете о ней? 
(Класс делятся на 3 группы по названиям месяцев) 
II. Осмысление 
- Сегодня мы отправимся в путешествие в царство
Снежной королевы. На нашем пути будут
встречаться трудности, но вам помогут ваши
знания об имени существительном. 
(переход к лексической теме) 
В одном большом городе жили двое детей, они не
были родственниками, но любили друг друга как
брат и сестра. Их звали Кай и Герда. 
  
В один зимний вечер Кай решил посмотреть в окно.
За окном порхали снежинки, одна из них упала и
начала расти. Росла-росла, пока, не превратилась в
женщину. Это была Снежная королева  
 На следующий день Кай отправился на площадь. На
площади катались толпы людей. Веселье так и
кипело. В самый его разгар появились большие
белые сани. Снежная королева похитила Кая  
 Много было пролито слез, горько и долго плакала
Герда. Она решила разыскать Кая. Села она в лодку
и поплыла по течению. Наконец лодка причалила к
одному берегу, где жила волшебница  
 Волшебница хотела оставить у себя Герду, так
была одинокой. Она сказала Герде, что если она
выполнит ее задание, то сможет дальше
отправиться на поиски своего друга. 
  
- Ребята мы должны помочь Герде справиться с
заданиями. 
1 задание. 
От неодушевленных существительных образовать
одушевленные имена существительные и составить
словосочетание. 
Белки-белки 
Козлы-козлы 
Стрелки-стрелки 
Полки-полки 
(нужно переставить ударение в словах)  
2 задание 
Замените первую букву так, чтобы слова отвечали
на вопрос кто? Составьте предложение. 
Дом-сом, мак-рак, дверь-зверь, рот-кот,
капля-цапля  
И отправилась дальше Герда и пришла к дворцу,
где жили маленькие принц и принцесса. Герда
рассказала им про свое странствие. Принцу и
принцессе было жаль Герду. Ей дали и башмаки, и
красивое платье. И к воротам подъехала карета из
чистого золота. Принц и принцесса сказали, прежде
чем двинуться в путь нужно выполнить задание  
3 задание 
Впишите в столбцы примеры существительных трех
склонений (каждый ученик из группы вписывает
слова)  
 
 | 1 склонение | 
 2 склонение | 
 3 склонение | 
  
 
 |   | 
   | 
   | 
  
 
 
Вот Герда въехала в темный лес, но карета
блестела, как солнце, и сразу бросилась в глаза
разбойникам. Они не выдержали и налетели на нее с
криками: "Золото! Золото!” 
- Давайте спасем Герду от разбойников и
выполним данное ими задание 
4 задание 
Соотнесите существительные в нужные столбцы
(каждой группе свой столбец)  
 
 | Сущ. имеющие только форму ед.
 числа | 
 Сущ. имеющие только форму мн.
 числа | 
 Сущ. имеющие только форму ед.
 числа и мн. числа | 
  
 
 | молоко чай 
 сыр 
 сахар 
 мороженое  | 
 коньки лыжи  
 сани  
 шахматы 
 ножницы  | 
 книга ручка 
 парта 
 доска 
 рюкзак  | 
  
 
 
У старой разбойницы была маленькая дочь. Ей
стало жаль Герду, и она решила отпустить девочку
и еще отдала ей северного оленя. Герда
отправилась в Лапландию.  
"Долгий же вам еще предстоит путь! Придется
сделать сто миль слишком, пока доберетесь до
Финляндии, где Снежная королева живет на даче и
каждый вечер зажигает голубые бенгальские огни”
- сказала лапландка  
- Ребята чем ближе Герда приближается в царство
Снежной королевы, тем труднее становятся задания
 
5 задание 
Определить вид выделенных существительных,
преобразовать их в противоположный вид и
составить с ними предложение. 
Герда не теряла надежды, что она найдет Кая. 
Только вера в спасение Кая помогла Герде
преодолеть все трудности. 
Снежная королева желала славы. 
На шляпе у волшебницы была забыта роза. 
Чистая дружба и самоотверженная любовь
смогут противостоять злу. 
Можно ли написать роман о Кае и Герде?  
Кай с Гердой рука об руку вышли из пустынных
ледяных чертогов, и на пути их стихали буйные
ветры, проглядывало солнышко.  
- Итак, ребята, сегодня мы на уроке помогли Герде
найти Кая, вспомнили категории имен
существительных. 
III. Рефлексия 
- А сейчас напишите пожелание кому-нибудь из
героев сказки. 
Домашнее задание: выполнить тестовые задания
на стр. 210-211 
Комментирование оценок 
 
	
	
	 |