Цели преподавателя:
- обучающая: средствами интеграции русского
языка, методики русского языка и информатики
создать условия для осознания студентами
практической значимости изучаемого материала,
потребности совершенствовать умение правильно
употреблять в устной и письменной речи синонимы,
учитывая их лексическую сочетаемость с другими
словами, стилистические особенности;
способствовать совершенствованию умения
планировать свою деятельность;
- развивающая: содействовать развитию у
студентов мыслительных операций (анализа,
синтеза, сравнения, обобщения), устойчивости
внимания, развитию устной и письменной речи,
языкового чутья через обогащение словарного
запаса, познавательной активности через
исследовательскую работу с текстом, через
выполнение практических упражнений;
- воспитательная: обеспечить условия для
повышения уровня речевой, рефлексивной культуры
и культуры общения в микрогруппе и группе.
Цели студента: продуктивно
использовать созданные условия для собственного
обучения, развития и воспитания.
Оборудование:
- компьютерный класс,
- компьютерная программа "Синонимы”,
- толковые словари,
- словарь синонимов,
- выписки из словаря синонимов.
Содержание урока
I. Организационный момент
- Сегодня у нас необычный урок русского языка.
Проведём его с помощью компьютеров. Работать вы
будете в парах. В конце занятия компьютер выведет
общую оценку за работу каждой пары.
Мы продолжаем изучать раздел русского языка
"Лексикология”. Тему и цели занятия вы
попробуете сформулировать сами.
II. Мотивационно-целевой компонент
- Внимание на экран! Прочитайте текст. Затем вы
поделитесь друг с другом мыслями, возникшими по
поводу этого текста.
Презентацию скачивайте вверху страницы.
Слайд 1 (на экране)
Старый человек любит вспоминать старые события
и рассказывать о старых обычаях; а если он скуп
или беден, то в сундуках его вы найдете старую
одежду. Много таких людей встречается сейчас, но
и в старые времена их было не меньше.
- Поделитесь мыслями, возникшими в ходе чтения
текста. (В тексте повторяется одно и то же слово
"старый”.)
- Вам знакома такая ситуация, когда человек
повторяется? Конкретно вас касается эта
проблема?
Подумайте, что нужно предпринять, чтобы
избежать назойливого повторения в речи одних и
тех же слов. (Использовать синонимы, обогащая ими
свою речь.)
Формулирование темы и целей работы.
- Внимание! Выходим на тему нашего занятия.
(Синонимы.) Тема: Синонимы
- Сначала подумайте каждый самостоятельно, а
затем обсудите в парах, какие вопросы предстоит
решить в ходе занятия, каких целей достичь.
Поделитесь с нами своими мыслями. (Вспомнить
определение термина "синонимы”;
совершенствовать умение правильно использовать
в устной и письменной речи синонимы, обогащая ими
свой словарный запас.)
- Подумайте, нужны ли вам эти умения как будущим
учителям начальных классов?
III. Планирование
- Обсудите в паре, как можно построить работу на
уроке, чтобы достичь намеченных целей.
Поделитесь своими планами. (Т.к. тема изучалась
в школе, работу на уроке нужно строить с опорой на
изученный материал; умение правильно
употреблять в речи синонимы совершенствовать
через тренировочные упражнения, через работу со
словарями.)
IV. Работа по теме
Включите компьютер, найдите на экране файл
"Задание 1”. В таблицу после моего сигнала
внесёте свои данные.
Сколько вас? (2, О.к.)
Напечатайте с большой буквы фамилию первого
студента, введите данные в компьютер.
Напечатайте фамилию второго студента, введите
данные.
1. Определение понятия "синонимы” (тест 1)
Итак, вы видите тест 1. Прочитайте задание к
нему.
Слайд 3 (на экране и на
компьютерах)
Выберите верное определение термина СИНОНИМЫ.
- Синонимы – слова, различные по звучанию, но
близкие по значению.
- Синонимы – слова, одинаковые по звучанию и
значению.
- Синонимы – слова, различные по звучанию, но
близкие по значению.
- Синонимы – слова, различные по звучанию, но
близкие или одинаковые по значению.
- Выберите в паре верный ответ, не торопитесь,
хорошо подумайте. Даётся одна попытка на
выполнение каждого теста.
Выберите курсором нужный ответ и нажмите на
левую клавишу мыши.
Проверка (Слайд 4)
- Приведите примеры синонимов, одинаковых по
значению.
- Приведите примеры синонимов, близких по
значению. Какой вывод можете сделать? (В русском
языке, гораздо больше синонимов, близких по
значению. Синонимов, одинаковых по значению,
очень мало.)
- Обратимся к этимологии этого слова, т.е. к его
происхождению. Какая часть слова "синонимы” вам
знакома? ("Онима” - имя.”) Греческий корень
"син” означает "общий, сходный”.
2. Исследовательская работа
- Вернёмся к тексту, в котором многократно
употребляется прилагательное "старый” (Слайд 5).
- Вспомните, какой вывод вы сделали. (Текст
звучит некрасиво, если в нём повторяется одно и
то же слово, избежать навязчивого повторения
можно с помощью подбора синонимов к этому слову.)
- Выбрать наиболее подходящий синоним для
данного конкретного случая – значит,
приблизиться к решению интересующей нас задачи:
а как лучше сказать?
Подумайте, какие источники помогут найти ответ
на этот вопрос. ("Толковый словарь”, "Словарь
синонимов”.)
- Обратимся за справкой к синонимическому
словарю под редакцией Чешко, в котором
представлено 9000 синонимических рядов. Как вы
думаете, что такое синонимический ряд? (Это слова,
являющиеся синонимами.)
- Внимание на экран! Вы видите интересующий нас
текст. Многократно повторяющееся слово
"старый” из него исключено (Слайд 6).
- Так как мы располагаем единственным словарём
синонимов, воспользуемся выписками из него.
- Рассмотрим статью, посвященную слову
"старый”. На какой странице словаря синонимов
она располагается? (стр.521). Что вы можете сказать
об этом слове? (Прилагательное "старый”
многозначное. К нему даны 6 синонимических рядов.)
Третий синонимический ряд со словом "старый”
предлагается найти в статье, посвящённой
прилагательному "давний”. Укажите страницу, на
которой помещена данная статья. (Стр.115). И т.д.
- Итак, ваша задача – выбрать наиболее
подходящий синоним в каждом случае, т.е.
определить лексическую сочетаемость синонимов с
другими словами.
Обсудите в парах, какой синонимический ряд
сочетается с существительным "человек”. (I
синонимический ряд). Какой синоним из этого ряда
больше подходит в данном случае? Вспомните, какой
источник поможет найти ответ на этот вопрос.
(Толковый словарь.). Поработайте со словарём,
используя слова I синонимического ряда. (В данном
контексте человек может быть старый,
престарелый.). И.т.д. (События – III ряд: давние,
давно минувшие.)
Обычаи – IV ряд: старинные, древние, вековые,
дедовские.
Одежда – II ряд: ветхая, обветшалая.
Времена – III ряд: давние, давно минувшие,
стародавние, древние, далёкие; IV ряд: бывшие,
прежние.) (Слайд 7 – 11).
- Прочтите текст ещё раз и пронаблюдайте,
соблюдаются ли теперь в этом тексте лексические
нормы.
3. Тренировочные упражнения
а) Замена синонимов (тест 2)
- Потренируемся в правильном употреблении
синонимов в речи на практических упражнениях.
Найдите на экране компьютера файл "Задание 2”.
Откройте его. Прочитайте задание.
Слайд 12 (на экране и на компьютере)
Укажите номера предложений, в которых можно
заменить один синоним другим.
Правильный, верный.
1 а. Ученый нашел правильный путь решения
проблемы.
1 б. У девочки были удивительно правильные черты
лица.
Темный, смуглый.
2 а. Темная от загара кожа придавала мальчику
очень здоровый вид.
2 б. Девочке не к лицу это темное платье.
2 в. Вечер был темный.
Свежий, чистый.
3 а. Принесли свежую газету.
3 б. Он ежедневно надевает свежую рубашку.
3 в. В лицо дул свежий ветер.
Улыбка, усмешка.
4 а. Улыбка ребенка обескуражила
раздосадованного отца. 4 б. Широкая улыбка не сходила с лица молодого
человека.
- К какому источнику в случае затруднения вы
можете обратиться? (К толковому словарю).
- На выполнение задания отводится 5 минут.
Проверка. (Слайд 13)
Слайд 14 (на экране и на компьютере)
Расположите слова в синонимическом ряду в
порядке возрастания признака: хороший,
превосходный, классный, славный
- Что вы можете сказать об этих синонимах? Чем
они отличаются? (Степенью проявления признака.)
Первым в синонимическом ряду вы поместите
синонимы с наименьшим проявлением признака. И
так далее по нарастающей.
- На выполнение задания отводится 3 минуты.
Проверка. (Слайд 15)
- А теперь расположите эти синонимы в порядке
убывания признака.
(Превосходный, классный, славный, хороший.)
Сделайте вывод об этих синонимах. (Некоторые
синонимы можно расположить в синонимическом
ряду как в порядке убывания признака, так и в
порядке его возрастания.)
- Можно ли сказать, что эти синонимы –
одинаковые по смыслу? (Нет, они отличаются
оттенками значения.)
- Пронаблюдайте, чем, кроме оттенков значения,
отличаются друг от друга эти синонимы.
(Стилистической окраской.)
- Вспомните, на какие группы можно разделить все
слова стилистически. (Нейтральные –
стилистически не окрашенные; книжные – высокие,
придающие речи торжественность; стилистически
сниженные – разговорные (слова, свойственные
обиходной, разговорной речи, используются в
бытовом общении) и просторечные (слова,
свойственные нелитературной городской
разговорной речи).
- Найдите среди этих синонимов стилистически
окрашенные. (Классный, славный – стилистически
сниженные, разговорные.)
- Назовите стилистически нейтральные синонимы.
(Хороший, превосходный.)
в) Стилистические синонимы. (Тест 4).
- Продолжим работу над стилистическими
синонимами. Найдите на экране компьютера файл
"Задание 4”. Прочитайте задание.
Слайд 16 (на экране и на
компьютере)
Определите стиль синонимов, расположив их в
три столбика.
Книжный |
Нейтральный |
Разговорный |
стиль |
стиль |
стиль |
архитектор, зодчий;
вояка, воин, боец;
мордочка, лицо, лик;
тихо, потихоньку;
грядущий, будущий;
бить, лупить;
- Какой источник поможет выполнить это задание?
(Толковый словарь)
- На выполнение задания отводится 8 минут.
Проверка. (Слайд 17)
- Как видим, нейтральное слово есть всегда, а
книжного или разговорного синонима может и не
быть. Пронаблюдайте, каких синонимов больше:
разговорных или книжных? (Разговорных.) Словарь
подтверждает это наблюдение.
г) Семантико-стилистические синонимы (тест
5)
- А сейчас вспомним всё, что мы говорили о
лексических и стилистических синонимах. Найдите
на экране компьютера файл "Задание 5”.
Прочитайте задание.
Слайд 18 (на экране и на компьютере)
Укажите, какой из помещенных в скобках
синонимов больше всего подходит для данного
предложения.
- Его (любовь, приверженность, слабость) к чтению
радовала родителей.
- Целых два часа они (беседовали, болтали ,
разговаривали) о всяких пустяках.
- Ученики (писали, строчили, царапали) сочинение.
- Вдоль кремлевской стены (идет, шагает,
вышагивает) часовой.
- На выполнение задания отводится 5 минут.
Проверка. (Слайд 19)
- Итак, богатство лексических и стилистических
синонимов в русском языке обязывает каждого
говорящего или пишущего особенно продуманно
относиться к выбору слова.
д) Аукцион синонимов.
- Проведём аукцион синонимов. Когда вы пишете
сочинение или рассказываете о чём-то, вам не
всегда удаётся подобрать синонимы к глаголам
"сказать, говорить”. Постараемся сейчас решить
эту проблему. Подняв руку и получив право на
ответ, называйте синоним. Кто назовёт синоним
последним, выиграет этот аукцион.
Проверка. (Слайд 20)
- Пронаблюдаем, какие слова не были названы
вами. Внимание на экран!
е) Контекстуальные синонимы.
- Обратимся к творчеству мастеров
художественного слова и пронаблюдаем, как они
используют синонимы в своих произведениях. В
качестве примера рассмотрим творчество писателя
М.Е.Салтыкова-Щедрина. Внимание на экран!
Слайд № 21 (на экране)
В произведениях М.Е.Салтыкова-Щедрина слово
ГОВОРИЛ (ПРОГОВОРИЛ) имеет более 30 синонимов:
БРЯКНУЛ, БУРКНУЛ, БУХНУЛ, ВОСКЛИКНУЛ, ВЫДАВИЛ ИЗ
СЕБЯ, ЗАГВОЗДИЛ, ЗАИКНУЛСЯ, ЗАЛАЯЛ, ЗАМЕТИЛ, ИКАЛ,
КАЛЯКАЛ, КУРЛЫКАЛ, ОБРАТИЛСЯ, ПОВЕСТВОВАЛ,
ПОДХВАТИЛ, ПУСТИЛ ШИП ПО-ЗМЕИНОМУ, РАССУЖДАЛ,
РЖАЛ, РЯВКНУЛ, СБОЛТНУЛ, СТОНАЛ, ХЛОПНУЛ и др.
Правда, многие из них стали синонимами только в
условиях данного контекста. Например: "Он в одну
минуту НАЛАЕТ столько, сколько не успели НАЛАЯТЬ
его достославные предки.”
V. Домашнее задание
- Итак, занятие подходит к концу.
Дома предлагаю вам откорректировать текст
(упражнение 14).
VI. Итог
- Вспомните, какие цели вы ставили перед собой в
начале урока. Что для этого сделали?
VII. Рефлексия
- Поразмышляем, насколько эффективно нам
удалось поработать.
Найдите на экране компьютера файл
"Рефлексия”.
Перед вами три вопроса. Прочитайте!
Рефлексия.
- Насколько комфортно вы себя чувствовали на
уроке?
- Насколько плодотворно сумели организовать
работу в паре?
- Как проявилось ваше языковое чутье на уроке?
- Прочитайте три варианта ответа.
Варианты ответа:
Зеленый – очень хорошо.
Желтый – удовлетворительно.
Красный – плохо.
- Обсудите в парах и выберите вариант ответа на
каждый вопрос.
- Просим компьютер показать общую рефлексию.
Внимание на экран! Слайд 22 (на экране)
Общая рефлексия.
- Просим компьютер показать оценки за работу на
уроке.
Слайд 23 (на экране)
Оценки за работу на уроке.
- Что вам дала такая форма работы?
|