Пятница, 10.07.2020, 19:10                                                                    ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ    ПОРТАЛ
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

З  В  О  Н  О  К   НА   У  Р  О  К

Было бы желание - найдешь на сайте знания!

Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | 


НАГЛЯДНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ОФОРМЛЕНИЯ СТЕНДОВ  РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ

МЕНЮ САЙТА


НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК


ЛИТЕРАТУРА В ШКОЛЕ

ЕГЭ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

ВЕЛИКИЕ ПИСАТЕЛИ

ИЗУЧЕНИЕ ТВОРЧЕСТВА
   ГОГОЛЯ


50 КНИГ ИЗМЕНИВШИХ
   ЛИТЕРАТУРУ


ТЕМАТИЧЕСКОЕ
   ОЦЕНИВАНИЕ ПО
   ЛИТЕРАТУРЕ В 11 КЛАССЕ


ОЛИМПИАДА ПО
   ЛИТЕРАТУРЕ. 10 КЛАСС


ЛИТЕРАТУРНЫЕ РЕБУСЫ
   ПО ТВОРЧЕСТВУ ПОЭТОВ
   СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА


ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

ТЕМАТИЧЕСКИЕ КАРТОЧКИ
   ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КАК УЧИТЬ АНГЛИЙСКИЕ
   СЛОВА ЭФФЕКТИВНО


АНГЛИЙСКИЕ ВРЕМЕНА В
   ТЕКСТАХ И УПРАЖНЕНИЯХ


РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ
   ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


200 АНГЛИЙСКИЙ ВЫРАЖЕНИЙ.
   ТЕХНИКА ЗАПОМИНАНИЯ


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
   ФОРМАТЕ ЕГЭ ПО
   АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТИПОВЫЕ ВАРИАНТЫ
   ЗАДАНИЙ ЕГЭ ПО
   АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ГРАММАТИКА
   ИСПАНСКОГО ЯЗЫКА


ФРАНЦУЗСКИЙ ЯЗЫК

ФРАНЦУЗСКИЕ СЛОВА.
   ВИЗУАЛЬНОЕ
   ЗАПОМИНАНИЕ


ГРАММАТИКА
   ФРАНЦУЗСКОГО ЯЗЫКА



ИСТОРИЯ В ШКОЛЕ

БИОЛОГИЯ В ШКОЛЕ

МАТЕМАТИКА В ШКОЛЕ

ФИЗИКА В ШКОЛЕ

ХИМИЯ В ШКОЛЕ

Категории раздела
КОНСПЕКТЫ УРОКОВ [111]

Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
Форма входа


Главная » Файлы » РУССКИЙ ЯЗЫК » КОНСПЕКТЫ УРОКОВ

Урок нравственности "Не забывайте слов благодаренья..."
03.10.2013, 10:58

Цель: готовить учащихся к успешной сдаче ЕГЭ.

Задачи:

  • Образовательные: закрепить знания учащихся по разделам языкознания: словообразование, морфология, развитие речи; совершенствовать умение анализировать текст любого жанра;
  • Развивающие: развивать познавательную активность учащихся, память, творческие способности.
  • Воспитательные: воспитывать бережное отношение к нравственным ценностям человечества, любовь к искусству (классической музыке) и слову.
  • Коммуникативные: развивать речь, совершенствовать умение аргументировать свою позицию.

Оборудование: мультимедийный проектор; экран ; презентация Power Point ; раздаточный материал: отрывок из текста В.П.Астафьева "Последний поклон” для комплексного анализа (формат А4);задания по тексту В.П.Астафьева; музыкальные произведения: Шуберт "Серенада”, " Аве Мария”,К. Сен–Санса"Лебедь”, Ф.Шопен "Симфония № 5”, произведения Моцарта, Бетховена (по усмотрению учителя).

 

Ход урока

1. Организационный момент.

Учитель: Я хочу внести немного солнца в вашу жизнь: давайте подарим друг другу улыбку… (цепочка комплиментов).

2. Определение темы.

Учитель: Что в сердце нашем самое святое? (После ответов появляются следующие строки):

Что в сердце нашем самое святое?
Навряд ли надо думать и гадать.
Есть в мире самое простое
И самое возвышенное – Мать!
(Э.Асадов)

Учитель: Согласны ли вы с утверждением поэта? Аргументируйте свою позицию.

О чем мы будем говорить на уроке?

(О самом святом в жизни каждого человека.)

Учитель: Является ли это четверостишие текстом? Определите его стиль и тип.

3. Основная часть.

1. Письмо по памяти:

Учитель: Выучите стихотворение в течение минуты и запишите его по памяти.

Прочитайте стихотворение наизусть, соблюдая авторскую интонацию (2–3 ученика читают вслух). Вы сможете использовать эти строки на ЕГЭ в качестве аргумента из литературы…

Учитель: Подчеркните в нем контекстные антонимы. Что это? 

Учитель: С какой целью поэт использует лексический повтор? Давайте вспомним некоторые синтаксические выразительные средства…

2. Творческое задание

Учитель: Сегодня вы работаете в группах, помогая друг другу. Я предлагаю вам сочинить 2–4 строки, продолжив строки поэта…

Учитель: А теперь поделитесь своими творениями...

3. Анализ текста.

Учитель: Мы говорим сегодня о матери, о самых близких нам людях. Думаю, по– настоящему счастлив только тот человек, которому судьба подарила возможность ощутить материнскую ласку…Я хочу вспомнить В.П.Астафьева, автора известнейших произведений. Так много написано им о детстве, о детстве без матери…Она утонула, когда мальчику было всего 7 лет. Поэтому самое святое в жизни Астафьева – это бабушка, Катерина Петровна, заменившая ему мать. Именно о ней он напишет в автобиографическом произведении " Последний поклон” .

(На слайде  – факты биографии В.П.Астафьева: Виктор Астафьев родился 1 мая 1924 года в селе Овсянка, недалеко от Красноярска.Он был третьим ребёнком в семье, однако две его старшие сестры умерли в младенчестве. Через несколько лет после рождения сына Пётр Астафьев попадает в тюрьму с формулировкой "вредительство”. Во время очередной поездки Лидии к мужу лодка, в которой среди прочих плыла она, перевернулась. Лидия Потылицина утонула. Её тело нашли лишь через несколько дней. Виктору тогда было семь лет. После смерти матери Виктор жил у её родителей . О детстве, проведённом с бабушкой Катериной Петровной и оставившем в душе писателя светлые воспоминания, Виктор Астафьев рассказал в первой части автобиографии "Последний поклон”).

Учитель читает текст под музыку (для усиления эмоционального воздействия содержания текста на учащихся на экране появляется изображение старушки и маленького мальчика) 

Последний поклон.
1) Задами пробрался я к нашему дому.
2) Мне хотелось первому встретить бабушку, и оттого я не пошел улицей.
3) Дверь распахнута.
4) Краски на двери и на крыльце почти не осталось.
5) Лишь лоскутки ее светлели в завалах половиц и на косяках двери. 6) Бабушка сидела на скамейке …и сматывала нитки в клубок.
7) Я замер у двери.
8) Буря пролетела над землей!
9) Смешались и перепутались миллионы человеческих судеб, исчезли старые и появились новые государства, фашизм, грозивший роду человеческому смертью, подох, а тут как висел настенный шкафчик из досок и на нем ситцевая занавеска в крапинку, так и висит; как стояли чугунки и синяя кружка на припечке, так они и стоят, даже бабушка на привычном месте, с привычным делом в руках.
10) – Што ж ты стоишь, батюшко, у порога?
11) Подойди, подойди!
12) Перекрешшу я тебя, милого.
13) У меня в ногу стрельнуло...
14) Испужаюсь или обрадуюсь – и стрельнет...
15) И говорила бабушка привычное, привычным, обыденным голосом, ровно бы я, и в самом деле, отлучался в лес или на заимку к дедушке сбегал и вот возвратился, лишку подзадержавшись.
16) Бабушка сделала попытку встать, но ее шатнуло, и она ухватилась руками за стол.
17) Какие маленькие сделались у бабушки руки!
18) Кожа на них желта и блестит, что луковая шелуха.
19) Сквозь сработанную кожу видна каждая косточка.
20) Я бросил клубок и сгреб бабушку в беремя.
21) – Живой я остался, бабушка, живой!..
22) – Молилась, молилась за тебя, -– торопливо шептала бабушка и по-птичьи тыкалась мне в грудь.
23) Она целовала там, где сердце, и все повторяла: – Молилась, молилась...
24) На дряхлой щеке ее осталась и не сходила вмятина от Красной Звезды.
25) – Устала я, батюшко.
26) Вся устала.
27) Восемьдесят шестой годок...
28) Работы сделала – иной артели впору.
29) Тебя все ждала.
30) Жданье крепит.
31) Теперь пора.
32) Теперь скоро помру.
33) Ты уж, батюшко, приедь похоронить-то меня...
34) Закрой мои глазоньки...
35) Бабушка ослабела и говорить ничего уже не могла, только целовала мои руки, мочила их слезами.
36) Я тоже плакал молча и просветленно.
37) Вскорости бабушка умерла.
38) Мне прислали на Урал телеграмму с вызовом на похороны.
39) Но меня не отпустили с производства.
40) Начальник отдела кадров вагонного депо, где я работал, прочитавши телеграмму, сказал:
– Не положено.
41) Мать или отца – другое дело, а бабушек да дедушек...
42) Откуда знать он мог, что бабушка была для меня отцом и матерью – всем, что есть на этом свете дорогого для меня!
43) Мне надо было бросить работу, продать последние штаны и сапоги да поспешить на похороны бабушки, а я не сделал этого.
44) Случись это теперь, я бы ползком добрался от Урала до Сибири, чтобы закрыть бабушке глаза, отдать ей последний поклон.
45) И живет в сердце вина.
46) Гнетущая, тихая, вечная.
47) Я знаю, бабушка простила бы меня.
48) Она всегда и все мне прощала.
49) Но ее нет.
50) И никогда не будет.
51) И некому прощать...
(По В.П.Астафьеву)

Учитель: Закройте глаза, вдумайтесь, пусть музыка поможет вам услышать писателя…(выдерживаем паузу) О чем пишет автор?

Исследование текста.

Учитель: Определите тип, стиль текста. Обоснуйте свою позицию.

Какие чувства вызвал у вас данный текст? О чем он заставил задуматься ?

В каком предложении заключена главная мысль текста?

Какие проблемы поднимает автор в данном тексте? (Проблема долга, совести, ответственности человека за свои поступки…)

Актуальны ли они в наши дни? Почему?

Что в этой жизни для вас самое святое?

Учитель: Сегодня вам предстоит поработать над отдельными элементами сочинения-рассуждения по тексту В.Астафьева…Катерина Петровна стала для автора олицетворением жизнестойкости, терпения, доброты и бесконечной любви…

4. Работа по группам:

1) Выявить проблему и прокомментировать её:

Проблема – это основной вопрос, который рассматривает автор в анализируемом тексте.

2) Определить авторскую позицию:

Позиция автора – это вывод, к которому приходит автор, рассуждая по поводу той или иной проблемы.

3) Выскажите свое мнение по поднятой проблеме и приведите аргументы:

Аргументация – это приведение доказательств, объяснений, примеров для обоснования какой-либо мысли перед читателями.

5. Самостоятельная работа учащихся в группах.

6. Соединение частей сочинения. Обсуждение работ.

7. Взаимооценивание по критериям К 7, К 8, К 10, К 11.

8. ЕГЭ-разминка.

Часть "В”.

В1

  • Из предложений 22–23 выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.
  • Укажите способ образования слова РАСПАХНУТА (предложение 3).

В2

  • Из предложения 6 выпишите все предлоги.
  • Из предложения 43 выпишите все сочинительные союзы.

В3. 

  • Из предложения 24 выпишите подчинительное словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.
  • Определите вид подчинительной связи в словосочетании К НАШЕМУ ДОМУ (предложение 1).

В8. 

Какие выразительные средства языка использует автор в 45–46 предложениях ________ ; в первой части 9 предложения_______ ; в предложении 18 ________ ; в предложении 44________

("последний поклон”) .

  1. Ряды однородных членов.
  2. Эпитет.
  3. Аллегория.
  4. Метафора.
  5. Сравнение.
  6. Парцелляция.
  7. Литота.
  8. Антонимы.

Учитель: Давайте проверим (по 1 баллу за верный ответ, считают, представляют свою команду и называют результат).

4. Дополнительные задания.

(По тексту В.П.Астафьева "Последний поклон”.)

Выпишите 7–10 существительных, образованных суффиксальным способом. Обоснуйте свой ответ.

Какие части речи могут иметь краткую форму? Подберите примеры из данного текста.

Вспомните определительные местоимения. Выпишите его (их) из предложений 43–51.

Из предложения 9 выпишите подчинительные словосочетания с разными видами связи.

5. Итоги урока.

1. Домашнее задание.

Выберите свой уровень сложности и выполните:

* Словообразование. Выписать 15–20 слов из произведения, изучаемого на уроке литературы в данный момент, определить, каким способом они образованы.

** Часть В. Составить тестовые задания к части "В” , используя текст произведения, изучаемого на уроке литературы в данный момент.

*** Развитие речи. Написать эссе на тему "Что в сердце нашем самое святое?”

2. Нарисуйте свое эмоциональное состояние после урока(одной деталью на небольшом листке).

3. Учитель: Я прошу вас запомнить эти строки…Звучит стихотворение(под музыку):

Не забывайте слов благодаренья,
Старайтесь скромно, не крикливо жить.
За боль и радости мгновенья,-
За все, за все благодарить!
(Г.Акулов)

Категория: КОНСПЕКТЫ УРОКОВ | Добавил: admin | Теги: поурочные планы уроков русского язы, конспект урока русского языка, русский язык в школе, открытый ур, методические наработки учителя русс
Просмотров: 1433 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
Поиск

ИНФОРМАТИКА В ШКОЛЕ

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ПРОФЕССОРА ФОРТРАНА


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ШКОЛЬНИКА "КОМПЬЮТЕР"


ПРАКТИКУМ ПО
   МОДЕЛИРОВАНИЮ.
   7-9 КЛАССЫ


РЕШЕНИЕ ТИПОВЫХ ЗАДАЧ
   ПО ПРОГРАММИРОВАНИЮ
   НА ЯЗЫКЕ PASCAL


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ
   ПО ИНФОРМАТИКЕ


ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ
   РАБОТЫ ПО
   ИНФОРМАТИКЕ. 11 КЛАСС



ГЕОГРАФИЯ В ШКОЛЕ

ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ
   ЭНЦИКЛОПЕДИЯ


ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
   ГЕОГРАФИЯ


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ГЕОГРАФИЯ РОССИИ


СПРАВОЧНИК ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ
   ПО ГЕОГРАФИИ


ЗАГАДКИ ТОПОНИМИКИ

ФИТОГЕОГРАФИЯ ДЛЯ
   ШКОЛЬНИКОВ


РУССКИЕ
   ПУТЕШЕСТВЕННИКИ


ПЕРВООТКРЫВАТЕЛИ

ГЕОГРАФИЯ ЧУДЕС

СОКРОВИЩА ЗЕМЛИ

МОРЯ И ОКЕАНЫ

ВУЛКАНЫ

СТИХИЙНЫЕ БЕДСТВИЯ

ЗАГАДКИ МАТЕРИКОВ И
   ОКЕАНОВ


ЗНАКОМЬТЕСЬ: ЕВРОПА

ЗНАКОМЬТЕСЬ: АФРИКА

ПОГОДА. ЧТО, КАК И
   ПОЧЕМУ?


ШКОЛЬНИКАМ О
   СЕВЕРНОМ СИЯНИИ


ГЕОГРАФИЯ.
   ЗЕМЛЕВЕДЕНИЕ. 6 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ
   ПО ГЕОГРАФИИ


ТИПОВЫЕ ВАРИАНТЫ
   КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
   В ФОРМАТЕ ЕГЭ


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ
   ПО ГЕОГРАФИИ



АСТРОНОМИЯ В ШКОЛЕ

КАРТОЧКИ ПО
   АСТРОНОМИИ


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ШКОЛЬНИКА "КОСМОС И
   ВСЕЛЕННАЯ"


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ
   ПО АСТРОНОМИИ


ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

ИНТЕРЕСНОЕ
   ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЕ


ЧЕЛОВЕКОВЕДЕНИЕ
   ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ


РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО
   ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ.
   8 КЛАСС


ТЕМАТИЧЕСКИЕ
   КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ
   ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ.
   8 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ

ТИПОВЫЕ ТЕСТЫ В
   ФОРМАТЕ ЕГЭ



ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ
   УЧИТЕЛЯ


ХРИСТИАНСТВО

ЖИТИЯ СВЯТЫХ
    В КАРТИНКАХ


ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ

БОГИ ОЛИМПА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
   МИФОЛОГИЯ


РУССКИЕ НАРОДНЫЕ
   ПРОМЫСЛЫ


ШКОЛЬНИКАМ О МУЗЕЯХ

СКУЛЬПТУРА

ЧУДЕСА СВЕТА

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
   МОСКВЫ


ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
   САНКТ-ПЕТЕРБУРГА



ИЗО В ШКОЛЕ

ОСНОВЫ РИСУНКА ДЛЯ
   УЧЕНИКОВ 5-8 КЛАССОВ


УРОКИ ПОШАГОВОГО
   РИСОВАНИЯ


РУССКИЕ ЖИВОПИСЦЫ


ФИЗКУЛЬТУРА В ШКОЛЕ

Я УЧИТЕЛЬ ФИЗКУЛЬТУРЫ

ИСТОРИЯ ОЛИМПИЙСКИХ
   ИГР


УРОКИ КУЛЬТУРЫ
   ЗДОРОВЬЯ


УПРАЖНЕНИЯ И ИГРЫ
   С МЯЧОМ


УРОКИ ФУТБОЛА

АТЛЕТИЧЕСКАЯ
   ГИМНАСТИКА


ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗКУЛЬТУРА
   В СПЕЦИАЛЬНОЙ ГРУППЕ


УПРАЖНЕНИЯ НА
   РАСТЯЖКУ


АТЛЕТИЗМ БЕЗ ЖЕЛЕЗА


ТЕХНОЛОГИЯ В ШКОЛЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО
   ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ
   ДЕВОЧЕК. 6 КЛАСС


УРОКИ КУЛИНАРИИ В
   5 КЛАССЕ


КАРТОЧКИ ДЛЯ
    ОПРОСА ПО ТЕХНОЛОГИИ. 5 КЛАСС


ПРАКТИКУМ ПО
   СЛЕСАРНЫМ РАБОТАМ


ВЫПИЛИВАНИЕ ИЗ ФАНЕРЫ


ЭРУДИТ-КОМПАНИЯ

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ

АФОРИЗМЫ

АФОРИЗМЫ ОБ
   ОБРАЗОВАНИИ


АФОРИЗМЫ ОБ УЧИТЕЛЕ
   И УЧЕНИКЕ



Copyright MyCorp © 2020
Яндекс цитирования Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru