Цели:
- Изучить случаи постановки тире между подлежащим и сказуемым, когда
оба они выражены именем существительным в именительном падеже.
- Формировать навыки точного определения подлежащего и сказуемого.
- Закрепить умение учащихся определять лексическое значение слов по толковому словарю.
- Воспитывать стремление постоянно повышать уровень своих знаний.
Ход урока:
1. Организационный момент.
2. "Разминка". Цель: Переключить учащихся с состояния беспечного
отдыха, перемены на работу во время урока. Создать эмоциональный настрой
на совместную учебную деятельность.
- Сегодня, ребята, речь пойдёт о знаках препинания, точнее об одном
каком-то знаке, о нём мы узнаем из кроссворда, но для этого мы должны
вспомнить, что же мы узнали на предыдущих уроках о предложении, о
главных членах предложения.
Кроссворд
| 1.
| П
| У
| Н
| К
| Т
| У
| А
| Ц
| И
| Я
|
|
|
|
|
| 2.
| С
| И
| Н
| Т
| А
| К
| С
| И
| С
|
|
|
|
|
| 3.
| П
| Р
| Е
| Д
| Л
| О
| Ж
| Е
| Н
| И
| Е
|
4.
| С
| К
| А
| З
| У
| Е
| М
| О
| Е
|
|
1. Какой раздел русского языка рассказывает нам о правилах постановки знаков препинания? Его название?
2. Какой раздел русского языка изучает строение словосочетаний?
3. Зачем нужно знать все о словосочетание? Где оно всегда встречается?
4. Один из главных членов предложения называется…
3. Подготовительный этап урока. Актуализация знаний.
Cлайд №2
- Какие члены предложения составляют грамматическую основу предложения?
- Какие мы знаем предложения по цели высказывания? По интонации?
Cлайд №3
Задание: записать предложения, подчеркнуть грамматическую основу,
охарактеризовать предложение по цели высказывания, по интонации, по
наличию главных членов. Вставить пропущенные буквы.
Осень. Утро ярк..е , солнечн ...е. Прозрачен и чист воздух. На золотом
фон… пожелтевшей листвы выделяют(?)ся яркие пятна кленов и осин.
Разноцветные листья тихо падают на х...лодную землю. Они медленно
ш..ршат (под) ногами. Хороша ранняя осень! Но осень - предвестница зимы.
Итак, мы уже знаем о предложении много, можем правильно расставить
знаки препинания. А знаем ли мы когда в предложении ставится тире? Это и
будет темой нашего сегодняшнего урока. Запишите её название в тетради.
Учитель читает стихотворение : Cлайд №4
Когда свои подчёркиваешь мысли,
Когда ты пишешь диалог любой,
Твоя отметка полностью зависит
От поперечной палочки одной.
Тире – моё короткое названье,
Не палка я, а очень важный знак.
Чтоб уделить грамматике вниманье,
Не сможешь избежать меня никак!
Прочитайте внимательно тему. Что нужно вспомнить перед её изучением?
- Что же такое подлежащее?
- Что такое сказуемое? Чем они могут быть выражены? Приведите примеры.
4. Изучение нового материала.
Упражнение 166. (устно по «цепочке»)
Выясним, в каких случаях между подлежащим и сказуемым ставится тире.
Обратим внимание на последнее предложение из записанного ранее текста.
Почему же здесь стоит тире?
Чтение теоретического материала учебника § 34.
5. Закрепление изученного материала. Cлайд №5
Спишите предложения, ставя, где надо, тире.
1. Ранняя осень пора грибов.
Сырой октябрь дышит мне в окно.
Осыпал лес свои вершины,
Сад обнажил своё чёло.
Осень это таинственное, отмеченное особой красотой время года.
Осенняя пора прекрасна!
Октябрь второй месяц осени.
2. Творческое задание. Cлайд №6
3. Рассмотрите внимательно картину И.Левитана "Золотая осень".
Придумайте три предложения с тире между подлежащим и сказуемым. Задание
выполняется самостоятельно, затем коллективная проверка вместе с
учителем.
4. Работа с учебником. Упражнение 167. Задание выполняется письменно,
самостоятельно. Возможна взаимопроверка выполненного упражнения.
6. Проверочный тест.
1.Укажите предложение, в котором между подлежащим и сказуемым ставится тире?
А) Осенняя пора прекрасна!
Б) Осень пора грибов.
В) Осенние пейзажи радуют душу
Г) В чистом воздухе витают осенние запахи.
2.В каком предложении допущена пунктуационная ошибка?
А) Мчатся по небу хмурые тучи.
Б) Люблю дымок спалённой жнивы.
В) Птицы жители леса.
Г) Луг и озеро окутал густой туман.
3. Укажите предложение, в котором между подлежащим и сказуемым не ставится тире.
А) Мой отец капитан дальнего плаванья.
Б) Сказка мечта человека о прекрасном.
В) Моя мама шьет одежду.
Г) Октябрь второй месяц осени.
7. Итоги урока.
Давайте подведем итог нашей работы. Чему учились на уроке?
В каком случае ставится тире между подлежащим и сказуемым?
8. Оценивание учащихся.
9. Домашнее задание: § 34, Упражнение 168, 169.
|