Тип урока: урок комплексного
применения знаний, умений и навыков учащихся.
Цель урока: обобщение и
систематизация знаний учащихся по орфографии
(находить и выделять орфограммы в слове;
применение и проверка орфографического правила;
выбирать и распределять слова с определенной
орфограммой; анализировать текст со
смешиваемыми и конкурирующими написаниями);
развитие навыков самоконтроля, внимания и
аккуратности; воспитание чувства гуманизма и
интернационализма, опираясь на национальные
традиции.
Методы урока: словесные и
практические. Контроль и обобщение знаний.
Оборудование: схемы, иллюстрации,
карточки для индивидуальных и групповых заданий
учащимся.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Сообщение темы и цели урока.
Эпиграф к уроку:
Нет силы, чтоб справиться с нами, –
Тверды мы – в сраженьи любом,
Не разрушайте в беспамятстве сами,
Люди, славянский наш дом!!!
Иван Пашков
II. Проверка домашнего задания
Взаимопроверка.
III. Повторение и закрепление изученного
1. У доски по индивидуальным карточкам работают
ученики. Это задание выполняют и консультанты в
тетрадях.
Карточка № 1.
Перепишите текст. Вставьте пропущенные буквы.
Обозначьте изученные орфограммы.
Смоленский собор – одно из красивейших
архитектурных сооружений центральной части
нашего города. Когда запрокидываешь голову,
чтобы увидеть сочетание чудных красок золота и
серого неба, видишь плывущие темные облака, и,
кажется, будто храм спокойно плывет среди шума
городских автомобилей, обрывков человеческой
речи, среди привычных нам будней житейского моря.
Карточка № 2.
Перепишите предложение. Объясните, на чем
основано употребление пропущенных букв.
Подчеркните все члены предложения.
Испокон веку вера христианская живет на
нашей земле, она нас связывает с далекими
предками, с прошлым России; мы должны помнить об
этом, чтобы не дать погибнуть русской культуре,
России в целом.
2. Распределительный диктант. Запишите
словосочетания, распределяя их по видам
подчинительной связи.
Согласование |
Управление |
Примыкание |
мои земляки |
памятники старины |
бережно сохранять |
Соборная площадь |
творчество белгородцев |
постепенно расширяясь |
белгородские жители |
музеи города |
изредка смотреть |
|
|
стоит одиноко |
3. Комплексный анализ текста
… «Любовью и единением спасемся!» Этими
словами преподобного Сергия Радонежского,
благословившего Дмитрия Донского и его воинство
на Куликовскую битву, Белгородчина встречала
президентов Белоруссии, России и Украины 3 мая 2000
года. Значимость встречи усиливается исключительно
удачным совпадением места и времени ее
проведения. Она состоялась на Третьем ратном
поле Отечества.
Самым ярким и символичным эпизодом встречи
президентов стало их участие в церемонии
открытия у храма святых апостолов Петра и Павла
часовни единения трех братских славянских
народов.
Под куполом часовни – колокол единения. Когда
президенты дружно взялись за подвешенную к языку
колокола веревку и трижды ударили в него, на
глазах у многих присутствующих появились слезы
радости.
Озаглавить текст. Определить его тему и
основную мысль.
Класс разделен на группы. В
каждой группе есть свой консультант, который в
течение всего урока проверяет все задания и
оценивает работу каждого ученика, входящего в
его группу.
- I группа объясняет лексическое значение
следующих слов при помощи толковых словарей: церемония,
апостол, часовня, единение.
- II группа получает задание: произвести
фонетический разбор двух слов. С помощью каких
языковых средств (лексических и грамматических)
автор выражает свое отношение к происходящему?
- III группа выписывает из текста последнее
предложение и производит его синтаксический
разбор.
- IV группа объясняет постановку всех знаков
препинания в тексте и производит
морфологический разбор двух разных частей речи.
- V группа объясняет правописание пропущенных
орфограммы и разбирает по составу три слова.
4. Каждая группа получает конверт с
заданиями. После выполнения работы консультанты
оценивают знания каждого члена группы.
I группа. Прочитайте текст. Определите его тему,
основную мысль, озаглавьте его.
Звонница на Прохоровском поле –
торжественный памятник, возведенный к 50 – летию
Победы в Великой Отечественной войне в память о
павших здесь в крупном танковом сражении в 1943
году. В архитектурно – композиционном решении 50 –
метровой величественной звонницы, поставленной
на насыпной подиум, использованы приемы и детали,
характерные для древнерусских храмов. Точное
соотношение между элементами декоративного
оформления и самой архитектурой позволило
автору создать выразительный, запоминающийся
образ, более похожий на скульптуру.
- Объясните трудные орфограммы.
- Докажите, что это текст.
- Разберите по составу три причастия.
II группа. Прочитайте текст. Озаглавьте его.
Много их в разных краях и землях – памятников
славы российской, славы народной. Гранитные,
чугунного литья, мраморные, высеченные из
простого дикого камня, стоят они на перекрестках
дорог, на площадях городов, на известных курганах
и безымянных высотах, на необъятных полях. Они
стоят там, где когда-то звенели мечи, падали,
дымясь, горячие ядра, пикировали самолеты,
взрывались танки.
Поле Куликово... Бородино... Прохоровское
поле...
Все памятники перечислить невозможно. Они
появляются постоянно. Возводят обелиски героям,
имена которых стали известны недавно.
- Подберите синонимы к следующим словам: памятник,
сооружать, военный.
- Какие языковые средства являются выражением
смысловой связи между предложениями в этом
тексте?
- Обозначить изученные орфограммы.
III группа. Комплексный анализ текста
- Прочитать текст. Выяснить значение непонятных
слов.
- Определить основную мысль текста.
- К какому типу речи этот текст относится?
- Произвести морфологический разбор двух имен
существительных (по выбору учащихся).
- Сделать синтаксический разбор любого сложного
предложения.
- Составить схемы следующих предложений.
(1) К большой радости белгородцев и
удовлетворению всех россиян, на месте, где был
сломлен хребет гитлеровской армии, сооружен
крупный мемориальный комплекс
общенационального значения.(2)В его составе –
памятник Победы на Прохоровском танковом поле,
музей Прохоровского танкового сражения и
православный храм святых апостолов Петра и Павла
в память о погибших на Курской дуге. (3)Храм
полностью построен на народные пожертвования,
которые поступили из разных уголков России и
бывших республик СССР. Это еще раз подтверждает
величие подвига, совершенного на этой земле.
IV. Подготовка к домашнему заданию.
Прочитайте отрывок. Назовите все
изученные орфограммы. Попробуйте озаглавить
стихотворный текст.
Не для праздного мига,
А на долгую жизнь
Здесь славянские ветки,
Три славянских сплелись, –
Наши общие предки,
Наша общая мысль.
Крест наш неизносимый,
Наша радость и грусть,
Украина, Россия
И сестра – Беларусь.
А. Кольцов
V. Домашнее задание. Написать
сочинение-рассуждение на тему: «Для чего нужна
орфография?»
VI. Рефлексия
VII. Итог урока
Пользуясь учебниками и схемами, ребята
отвечают на вопрос: «С какими правилами
орфографии вы столкнулись, работая на уроке?»
Учитель анализирует работу каждой группы.
Карточка консультанта
Фамилия, имя ученика |
Задания |
Общий балл |
Домашнее задание |
Распределительный
диктант |
Анализ текста |
Работа по карточке |
|
|
|
|
|
|
|