Цель: Расширить представление учащихся о речевом общении на
основе коммуникативно-речевых ситуаций: закрепить представление учащихся
о слове как о двухсторонней языковой единице; расширить, уточнить словарный запас учащихся.
Основное содержание темы, термины и понятия:
Точные слова как средство выражения мысли. Язык как средство общения,
слово как средство общения, модель слова, лексическое значение слова,
ключевые слова.
Предметные умения: Сформировать умение внимательно относиться к слову
как к средству общения и выражения отношения к окружающему. Обогащение
словарного запаса учащихся.
УДД: Личностные: формирование умения общаться как умение говорить и слушать, читать и писать.
Регулятивные: освоение способов речевого общения. Познавательные:
систематизация знаний о языке как средстве отражения действительности; о
слове как двухсторонней языковой единице. Коммуникативные: формирование
культуры речевого общения, речевого этикета.
Организация пространства
|
Метапредметные связи
|
Формы работы
|
Ресурсы
|
Литературное
чтение. Окружающий мир (умение общаться с окружающим многообразным
миром: миром людей, природы и вещей; умение выразительного чтения и
рассказывания).
|
Фронтальная, в парах, индивидуальная.
|
Учебник "Русский язык”. Рабочая тетрадь. Методическое пособие. Раздаточный материал. Тетрадь для учащихся в узкую линейку.
|
Оргмомент
|
Цель – мотивировать детей на начало урока.
|
Кто
из вас мечтает быть образованным, культурным, грамотным? Что для этого
вам потребуется? Не будем терять времени даром, я приглашаю вас на урок
русского языка.
Девиз урока : Хочешь быть грамотным, учись думать и мыслить.
|
Цель — мотивировать учащихся на изучение темы; выявить степень усвоения темы «В мире общения. Слово» на уроках обучения грамоте.
|
I этап. Мотивация к деятельности
Проблемная ситуация Послушайте стихотворение и попробуйте определить тему нашего урока.
Всему название дано – и зверю, и предмету
Вещей вокруг полным-полно, а безымянных нету.
И все, что может видеть глаз – над нами и под нами,
И все, что в памяти у нас – означено словами:
Они слышны и здесь, и там, на улице, и дома,
Одно давно привычно нам, другое – незнакомо.
Какова
же тема нашего урока? О чем мы будем сегодня говорить? О словах?Что вы
знаете о них? Попробуйте рассказать?.Все ли мы знаем об этом? Для чего
они нужны? Чем отличается слово от предмета?
II этап. Учебно-познавательная деятельность
|
Обучающие и развивающие задания и упражнения на "знание" (З), "понимание" (П), "умение" (У).
Задание 1(П). Игра "Пойми меня"
Учитель показывает предметы – клубок, ручка, тетрадь. Итак, все
предметы вам хорошо знакомы? Я положу их в эту коробку. Я задумала один
из предметов, который лежит в этой коробке. Даша, подойди, пожалуйста и
подай мне этот предмет. Я не могу этого сделать. Почему? Я не знаю какой
предмет вы загадали. Как же быть ребята? - назвать этот предмет.Что вы
использовали, чтобы назвать этот предмет? ( слово) Я называю его?
Клубок, подай мне его пожалуйста.Что можно сделать с клубком? ( играть,
вязать, бросать) Я прячу этот предмет и называю слово. Можно ли со
словом сделать тоже что и с клубком? А что можно сделать со словом?(
произнести, прочитать, услышать) Чем отличается слово от предмета? ( с
предметом можно совершать различные действия, а слово можно только
услышать, прочитать, написать, произнести)
Задание 2 (З). Минутка чистописания.
Давайте запишем это слово. Но сначала нужно потренироваться. Но прежде
чем писать, назовите первый звук в этом слове .Какой буквой он
обозначается? Показ написания буквы Кк, дети пишут первую строчку. Показ
учителем соединений в слове, написание слова Какое задание можно
выполнить с этим словом?( поставить ударение, разделить на слоги).Клубок
у нас не простой, а волшебный и он предлагает нам отправиться в путь., а
по пути давайте попробуем выполнить задание на стр.15, упр.28
Задание 2 (З). Моделирование
Учебник, с. 15, № 28.
Рассмотрите модели слов. Расскажите, как устроено слово. Слово состоит из звуков и букв.
Задание 3 (П)
Можно ли заменять или переставлять местами звуки в слове? Если нельзя,
то убедите нас в том, что этого делать нельзя. При перестановке букв или
их замене может получиться совсем другое по значению слово или
непонятная белиберда.
Давайте попробуем ответить на вопрос, который я вам задала в конце прошлого урока. Итак, является ли «кукарямба» словом?
Первая наша остановка – на лесной опушке (демонстрируется слайд с
изображением лесной опушки).К нам на опушку пришел Иван Иванович
Самоваров, чтобы рассказать о словах. Давайте послушаем его. (
электронное приложение) Итак, можно ли словом назвать
«кукарямбу»?Ребята, а для чего нужны слова, как вы думаете? Какая у них
работа в языке?
Перед вами слова. Прочитайте их, распределите по группам.
Каждая группа находит слова, которые отвечают на предложенный вопрос. (
1гр. – кто?, что?, 2гр.- что делает?, 3 гр. – какой? Медведь, малина,
вкусная, прыгает, заяц, сильный, растет, серый, рычит.Что обозначает
каждая группа?
Вывод: Всё в мире можно обозначить словами. Значит, чем лучше мы знаем родной язык, тем лучше знаем окружающий нас мир.
2. Слово и его значение
|
Цель — учить школьников выбору точного слова как средства выражения мысли.
|
Задание 2(З) И снова в путь.
Демонстрация слайдов с изображением дороги. Следующая остановка – волшебная река, для того, чтобы ее переплыть, необходимо выполнить следующее задание.
Подбери слово – предмет Учебник, с. 16, № 29. Подберите слова — названия предметов, изображённых на рисунке.
Учебник, с. 16, № 30. - Объясните, какие слова помогли вам отгадать загадку. Составьте устно предложение с этим словом.
Задание 4 (ЗП) Игра со словами. (Работа в парах) Карточки.- Какое слово надо вставить в каждое предложение?
Задание 3 (ПУ) Работа в рабочих тетрадях с.10, №5 или электронный носитель с упр. - Какое слово допишете по смыслу?
Задание 3 (ЗП) Соответствие между словами и вопросами
Работа по электронному носителю "Помоги пауку"
|
Карточки: Миша собирает...На полке стоит …На дереве висит …Мама печёт …Папа вешает …
Вставь: пар ки маар мартыш ка книж бли ны карти
|
4. Диагностика качества учебно-познавательной деятельности
|
Цель — установить степень усвоения учащимися данной темы; закрепить представления детей о слове как двусторонней языковой единице.
|
Сравнение слова с орешком. На слайде пословица. Выразительное чтение пословицы Пустые слова, что орех без ядра.
-
О чём говорится в пословице? Почему в пословице слово сравнивается с
орехом? Что можно считать ядрышком ореха: звучание или его значение? Что
значит выражение пустые слова?
У
слова есть внешняя звуковая сторона (скорлупка) и внутренняя, смысловая
(ядрышко). То есть в слове различают звучание и значение. Толкование
пословицы должно затронуть и ее нравственный смысл. (Пустые — это такие
слова, которые человек произносит безответственно, не придавая им
значения, плохо понимая их смысл.)
Проводится
орфографическое проговаривание пословицы с комментированием трудных
мест, где произношение расходится с написанием. Например: "Слова — в первом слоге пишу букву о, слово что пишу с буквы ч". И т. п.
Запишите пословицу в тетрадь
|
III этап. Интеллектуально-преобразовательная деятельность
|
Цель — учить самоорганизации при выполнении учебного задания.
|
Репродуктивное задание
О чем мы говорили сегодня? Что вы узнали о словах? Какую роль они выполняют?
"Проверь себя" Электронное приложение.( фронтальная работа)
Самоорганизация в деятельности
- Подготовьтесь к выполнению задания; выполните его, представьте и оцените свою работу.
Кто доволен свое работой на уроке?
Закончите предложение: Я запомнил….Я научился…. |
|